Анализ УМК по литературе для 7 класса на предмет формирования понятия «лирический герой» при анализе лирических произведений
Для анализа мы рассмотрели различные учебно-методические комплекты под редакцией В.Я. Коровиной и под редакцией М.Б. Ладыгина.
Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Учебник в 2 частях / В.Я. Коровина // Москва: «Просвещение». – 2023. – 13 издание, переработанное.
Ладыгин М.Б. Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия, углубленное изучение. В двух частях / М.Б. Ладыгин // Москва: «Дрофа». – 13-е издание, стереотипное.
Стоит отметить, что данные УМК рассчитаны для изучения литературы, как на базовом, так и на углублённом уровне. Тем не менее, общие тенденции при формировании понятия «лирический герой» во время анализа лирических произведений прослеживаются. Обучающиеся осмысляют понятие «лирического героя» в контексте творчества какого-либо поэта постепенно, с усложнением литературоведческого материала в процессе изучения.
Обратимся к учебнику под редакцией В.Я. Коровиной. Авторы учебника подобрали обширный материал лирических произведений для анализа в 7 классе, привлекая тексты Пушкина, Лермонтова, Некрасова и других поэтов золотого века русской литературы. Формирование понятия «лирический герой» осуществляется постепенно. В начале обучения в 7 классе школьники знакомятся с лирикой Пушкина, где даются образцы анализа стихотворений, а вопросы для самостоятельной работы носят характер размышления о прочитанном.
К стихотворению А.С. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» авторами учебника даётся анализ стихотворения, где подробно разбиваются средства художественной выразительности, сюжет и композиция стихотворения и, конечно же, лирический герой стихотворения. В качестве примера обратимся к отрывкам из анализа стихотворения в учебнике:
«Герой испытывает противоречивые, контрастные настроения – «грустно» и «легко», «печаль» и «светла».»
«Герой мысленно соединяется с возлюбленной, хотя она и осталась к нему неблагосклонной (Печаль моя полна тобою, / Тобой, одной тобой…»)»
«Любовь героя, даже если она безответная, смягчает страдание, вызванное неразделённость чувства».
Иначе говоря, обучающиеся 7 класса на уроках литературы понимают, что через лирического героя в стихотворении автор передаёт свои собственные чувства, мысли, эмоции, которые могут откликаться другим людям.
Постепенно обучающиеся подходят к творчеству Н.А. Некрасова. Для анализа приводится его поэма «Русские женщины» в сокращении. Вопросы из раздела «размышляем о прочитанном» носят уже более серьезный характер. Обучающимся необходимо не только самостоятельно определить позицию автора, но и охарактеризовать его лирическую героиню. Вопрос для последующего анализа ставится таким образом: «Как словарь героини Некрасова («я не жалкая раба», «гордость», «мой долг» и пр.) характеризует её? Что вы можете сказать об отношении автора к ней?»
Существуют также учебники-хрестоматии для изучения углубленного курса литературы в школе. Например, учебник-хрестоматия под редакцией М.Б. Ладыгина, предназначенный для обучающихся 7 классов. Авторы учебника-хрестоматии делают упор на знание литературоведческих терминов и их непосредственное применение в процессе анализов стихотворений. Для анализа могут предлагаться и циклы стихотворений. Например, при изучении творчества Н.С. Гумилёва вводится целый цикл из четырёх стихотворений, имеющих общее название «Капитаны». В учебнике отмечается и тот факт, что каждое из этих стихотворений совершенно самостоятельно но он все раскрывают с различных сторон определённый человеческий характер. В разделе «вопросы и задания», предусмотренном для самостоятельного анализа цикла, встречается следующий вопрос: «Охарактеризуйте лирического героя цикла, укажите, какими художественными средствами передается авторское отношение к персонажам цикла». Задача обучающихся усложняется: им необходимо проследить лирического героя в контексте цикла стихотворений.
В учебно-методический комплект входит рабочая тетрадь под редакцией М.Б. Ладыгина.
Темы в рабочей тетради могут быть посвящены конкретному автору или же литературоведческому разделу в целом. Например, при изучении творчества Н.А. Заболоцкого для анализа выбирается стихотворение «В этой роще берёзовой…». К этому стихотворению разработана система вопросов и заданий. Разумеется, встречаются и такие вопросы, где необходимо охарактеризовать лирического героя стихотворения. Они выглядят следующим образом:
1. Опишите лирического героя этого произведения.
2. Как, по вашему мнению, определяется смысл жизни лирического героя в стихотворении?
3. Обратите внимание на то, что стихотворение написано от лица погибшего лирического героя. Как такое возможно и как это мотивируется в стихотворении?
Необходимо отметить, что вопросы постепенно усложняются. Если в начале изучения курса литературы в 7 классе от обучающихся требовалось лишь охарактеризовать лирического героя того или иного стихотворения, то теперь вводится постепенное усложнение, добавляются вопросы для размышления, где обучающимся необходимо научиться выделять авторскую позицию, формулировать своё мнение, различать своё мнение с позицией автора стихотворения.
ВЫВОД
Таким образом, сравним учебно-методические комплекты под редакцией В.Я. Коровиной и М.Б. Ладыгина, мы можем сделать вывод о том, что формирование понятия «лирический герой» в 7 классе идёт постепенно. В учебнике под редакцией В.Я. Коровиной сначала даются образцы анализа стихотворений, а затем уже приводятся задания для самостоятельного анализа обучающимися. В учебно-методическом комплекте под редакцией М.Б. Ладыгина задания даются для углубленного изучения курса литературы. Однако, здесь тоже идёт постепенное усложнение анализа лирического стихотворения. Сначала школьникам необходимо научиться давать характеристику лирического героя в отдельно взятом стихотворении, а потом и в целом цикле лирических стихотворений. Иными словами, обучающиеся осознают, что лирический герой в творчестве конкретного автора может быть неизменным в его стихотворениях, а может варьироваться в зависимости от того, что хотел передать поэт своему читателю.