Правительство Российской Федерации повысило с 1 октября 2024 года тарифы на утилизационный сбор, а также утвердило долгосрочную шкалу индексации утилизационного сбора.
16 сентября 2024 г.
Постановлением Правительства РФ от 13.09.2024 № 1255 изменены ставки тарифы на утилизационный сбор и утверждена долгосрочная шкала индексации утилизационного сбора до 2030 года для ряда легковых и грузовых автомобилей, а также для автобусов, прицепов и полуприцепов и некоторых видов дорожно-строительной техники.
Утильсбор на автомобильную технику и прицепы будет проиндексирован с 1 октября 2024 года – на первом этапе ставка вырастет в среднем на 70-85%, в дальнейшем она будет индексироваться на 10-20% с 1 января каждого последующего года.
Как сейчас считается утилизационный сбор?
Если не погружаться в дебри сложных формул и вычислений, то можно просто сформулировать порядок расчета так — утилизационный сбор сейчас оплачивается за любые автомобили, произведенные как в России, так и в других странах. Расчет производится по следующей формуле:
Основная (базовая) ставка х нормирующий коэффициент = Ставка утильсбора
Начальная ставка и показатель коэффициента зависят напрямую от основных характеристик автомобиля и категории, к которой относится сам плательщик. Эти размеры указаны в ПП № 1291 от 26 декабря 2013 года (в последней редакции от 13 февраля 2024 года).
К примеру, при ввозе из-за границы транспортного средства для использования в личных целях при возрасте автомобиля менее 3 лет, объеме двигателя до 3 500 см3, используется понижающий коэффициент по ставке 0,17, сумма утилизационного сбора будет равна 3 400 ₽.
Если возраст автомобиля более 3 лет, то используется коэффициент, равный 0,26 — в этом случае сумма утильсбора будет равна 5 200 ₽.
Сумма утильсбора на автомобили, растаможенные в государствах ЕАЭС, выросла с 1 апреля 2024 года.
От уплаты утилизационного сбора освобождаются вынужденные переселенцы и беженцы, а также участники государственной программы по переселению россиян из других стран на добровольной основе.
Все остальные платят утилизационный сбор с дополнительным коэффициентом. К примеру, если легковая машина была ввезена для продажи, то платеж при объеме двигателя от 1 до 2 литров составляет 300,6 тысяч ₽.
В части дорожно-строительной техники принято решение об индексации утилизационного сбора с 1 января 2025 года с увеличением ставки на 15% ежегодно. При этом на некоторые виды специализированной техники, производство которых в Российской Федерации пока находится на этапе освоения, предусмотрена отложенная индексация, которая вступит в силу не ранее 2026 и 2028 годов (на экскаваторы и экскаваторы-погрузчики).
Установлено, что для расчета суммы утилизационного сбора в отношении транспортных средств, ввезенных в Россию до 1 октября 2024 г., применяется перечень видов и категорий транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 №1291 (в ред. Постановления от 31.01.2024 №76) при условии подачи в таможенный орган указанного расчета суммы утилизационного сбора не позднее 15.10.2024.
Нововведения не затрагивают льготные коэффициенты, которые действуют для физических лиц, самостоятельно ввозящих в РФ автомобиль с объемом двигателя до трех литров для личного пользования.
Постановление вступает в силу с 1 октябрь 2024.