Найти тему
Лавка старины

Ереванский фаянсовый завод в СССР: возрождение армянских традиций через искусство керамики

Оглавление

Во времена СССР в каждой союзной республике старались открыть свое специализированное производство. С одной стороны, чтобы обеспечить население разнообразной продукцией, а с другой — гарантировать занятость каждого в общественно полезном труде. Так было и с производством фаянса и фарфора. Одним из самых удачных примеров в данном случае может выступать Ереванский фаянсовый завод (ЕФЗ).

Статуэтка «Девушка с кувшином», Ереванский фаянсовый завод, 1950-60 гг.
Статуэтка «Девушка с кувшином», Ереванский фаянсовый завод, 1950-60 гг.

История завода в Армении

После Победы в Великой Отечественной войне в качестве репатриаций СССР получил от Германии формы-шаблоны для производства фаянсовых изделий. Часть этого была передана в 1945 году в столицу Армении для старта собственного производства. Сырья на месте не нашли, поэтому обеспечение глиной легло на РСФСР и Украину.

Ваза «Павлин», автор Теруни В., Ереванский фаянсовый завод, 1950-60 гг.
Ваза «Павлин», автор Теруни В., Ереванский фаянсовый завод, 1950-60 гг.

Просто копировать чужие изделия посчитали неправильным. Поэтому в художественную мастерскую были приглашены уже опытные художник Ваган Семенович Теруни и скульптор Рипсиме Левоновна Симонян. Эти мастера знали народные промыслы и местный эпос, благодаря чему смогли обеспечить заводу самобытность и национальный характер продукции. Именно с них началось возрождение традиций и современное осмысление армянского декоративно-прикладного искусства. Рипсиме Симонян была ученицей Якова Николадзе, ученика самого Родена. Ей на многие годы выпала честь стать главным художником и скульптором ЕФЗ.

Статуэтка «Ануш» (Девушка с кувшином), Ереванский фаянсовый завод, Армения, 1950-60 гг.
Статуэтка «Ануш» (Девушка с кувшином), Ереванский фаянсовый завод, Армения, 1950-60 гг.

Расцвет Ереванского фаянсового завода пришелся на 1960-е годы. На работу приходит множество молодых талантливых художников и скульпторов, которые хорошо проявили себя еще в годы учебы в высших художественных образовательных учреждениях. Они также смогли воплотить в фаянсе и фарфоре культурное наследие своих предков. Здесь присутствуют отдельные моменты из прошлого, например, девушка с кувшином или всадник из народного эпоса; фрагменты народных танцев; очаровательные сюжеты из советских времен, вроде детей с животными или спортсменов.

Чайный сервиз, Ереванский завод, 1960-е. Источник: auction.ru
Чайный сервиз, Ереванский завод, 1960-е. Источник: auction.ru

К сожалению, в 1976 году направление малой пластики в фарфоре было остановлено, а чуть более чем через десять лет прекратили выпускать и фаянсовые изделия. Причем все это вовсе не объяснялось с точки зрения спроса, интерес к армянским статуэткам был далеко за пределами СССР.

Статуэтка «Пастух Саро» (Чабан), фаянс, Ереванский завод, 1950-60 гг. Источник: meshok.net@SU1PER
Статуэтка «Пастух Саро» (Чабан), фаянс, Ереванский завод, 1950-60 гг. Источник: meshok.net@SU1PER

Основным направлением было заявлено производство столовой посуды, в том числе сервизов и чайных пар. Эти изделия особо ценятся за национальный стиль росписи и ярко выраженный колорит. Достаточно много ЕФЗ изделий выпустили к Олимпиаде 1980 года. Сюда вошла целая плеяда фаянсовых мишек, которые весьма удачно влились в общую тенденцию выпуска олимпийской продукции.

Статуэтка «Олимпийский мишка», фаянс, Ереванский завод, 1980 г. Источник: meshok.net@Лари26
Статуэтка «Олимпийский мишка», фаянс, Ереванский завод, 1980 г. Источник: meshok.net@Лари26

Марки Ереванского завода

Есть четыре типа самых широко используемых марок Ереванского фаянсового завода. Первая часто встречается на небольших статуэтках: красная надпись «Ереван» на национальном языке (использовалось в основном для внутриреспубликанского применения). Вторая — зеленая, в два овала заключены надписи «Фаянсовый завод» и «Ереван», по краям которых разместились две пятиконечные звезды. Третья — «ФЗ Ереван». Последние две применялись для внешнего использования на просторах СССР или продажи за рубеж. Овальная использовалась в конце 1940-х и в самом начале 1950-х, в форме надписи появились с 1950-х годов. Четвертый вид марки — исключительно графический символ, который в среде антикваров называют «свечкой», активно использовался с 1960-х до 1980-х годов.

Марка завода в период с 1950-х по 1962 гг. Источник: каталог «Марки советского фарфора, фаянса и майолики 1917-1991» в 2 томах, издательство «Среди коллекционеров», 2009 г.
Марка завода в период с 1950-х по 1962 гг. Источник: каталог «Марки советского фарфора, фаянса и майолики 1917-1991» в 2 томах, издательство «Среди коллекционеров», 2009 г.

Еще до распада СССР завод прекратил свое существование, по странным причинам его объявили нерентабельным, хотя в стране был бум на фарфоровые изделия. Тем ценнее его продукция, которая сохранилась до наших дней.

Если вам понравилась публикация, пожалуйста, поддержите ее лайком или комментарием, а чтобы не пропустить новые интересные истории, просто подпишитесь на наш канал!

Спасибо за внимание!