Несколько "кулинарных историй", которые показывают общую тенденцию в России. Что мы все скоро будем есть и как готовить.
Алла МИХАЙЛОВА
Это история от этнического азербайджанца, который родился и вырос в России. Он работает в обычном с виду кафе-экспресс, но только с маркировкой "халяль". Самое популярное блюдо — разумеется, шаурма. Заведение находится в такой части Москвы, что часто можно засомневаться, что ты в России.
Сотрудники — в основном, мусульмане. Но, как и везде в общепите, есть проблема кадров. На смену в качестве продавцов иногда выходят русские девушки. Этот день был именно такой.
В заведение зашёл бородатый мужчина. Заказал шаурму. Они уже приготовленные лежат на прилавке. Продавец только подогревает их в гриле. Девушка как раз собиралась это сделать, но клиент громко заявил вышедшему из кухни повару:
Если русская готовила, есть не буду и платить не буду. Я мусульманин. Готовь ты.
Быть может, клиент побоялся, что ему в шаурму подложат свинину. Или просто принципиальная позиция. Неизвестно.
Шаурмист объяснил, что готовил он сам, а продавец только обжарит и отдаст. Девушка же не стерпела и заявила:
Вообще-то чай, который вы пьёте, я заварила!
Закончилась история тем, что "истинный мусульманин" всё же и съел, и выпил заказанное. А сотрудники потом обсуждали:
Это что же получается, если я мусульманин, то не могу есть ваши блины и пирожки, которыми вы угощаете? Или, если я их ел, то я теперь не настоящий мусульманин? Кто это придумал, ерунду такую?
— возмутился азербайджанец.
Ну ты же понимаешь, откуда ветер дует…
— вздохнула русская девушка.
"Ваши грязные пироги" из "грязных животных"
В Санкт-Петербурге представители осетинской диаспоры заставили местного предпринимателя убрать из меню заведения осетинские пироги, потому что им не понравилась начинка. Как пишет тг-канал "Многонационал", общественник Зелимхан Ватаев возмутился, что в составе выпечки есть свинина. Он пообещал предпринимателю "соответствующую реакцию".
Главе предприятия "Дары Осени" Барышеву пришло официальное письмо от общественного движения под названием "Высший Совет Осетин":
Прежде чем изготавливать национальные блюда Осетии, рекомендовали бы вам проконсультироваться с представителями народа (...). Осетинские пироги выполняют двойную функцию, главенствующая из которых — сакральность. Тремя осетинскими пирогами мы обращаемся к Всевышнему с благодарностью за землю и жизнь. При изготовлении женщины завязывали платком рот, чтобы своим дыханием не осквернить подношение. А ваше маркетинговое нововведение не имеет ничего общего с осетинскими пирогами.
Птица и свинина считаются "грязными" животными в истории народа. Готовить из них осетинские пироги — святотатство. Поэтому наряду с обманом потребителей вы оскорбляете чувства осетинского народа, что может привести к соответствующей реакции.
Интересный, конечно, экскурс в историю осетинской кулинарии. Теперь вы знаете: если соберетесь приготовить национальное блюдо, надо завязать себе рот и не дышать в его сторону.
Сразу отметим, что эта история не про религию. Верующие осетины — в основном, православные христиане. Некоторые мусульмане, но, как известно, представители ислама едят птицу.
Под опубликованным в одном из пабликов письмом обиженных осетинцев — настоящий холивар:
Не смейте называть ваши грязные пироги осетинскими!
— Почему это я у себя дома не имею права называть так, как мне нравится?
Возможно, правильно, что предпринимателю подсказали исторически верный рецепт. Но не в такой ультимативной форме. К тому же у каждого блюда есть десятки интерпретаций.
Можете ли вы себе представить, что в каком-нибудь кафе приготовят блины не по канону, а русские начнут требовать убрать их из меню и угрожать?
Вместо того, чтобы обратиться в полицию, предприниматель пообещал убрать пироги, хотя ему это не выгодно,
— прокомментировали в тг-канале "Многонационал".
Школы меняют меню
Уже несколько кулинарных инцидентов было в разных русских школах. Например, в Ульяновске на балу выпускников в июне из меню убрали всю свинину. Из-за одного ребенка, чьи родители недавно перебрались в Россию из Азербайджана.
Казалось бы, не хочешь — не ешь, выбери другое блюдо, например, из курицы. Но нет, свинина даже на столе не должна была стоять.
А когда мать одного из выпускников высказала искренне недоумение, почему весь класс должен ориентироваться на вкусы одной семьи, её обвинили чуть ли не в национализме и оскорблении чувств верующих.
Даже пообещали написать на меня заявление в полицию,
— рассказала женщина в тг-канале "Многонационал".
Также она отметила, что 18 лет прожила в Казахстане, где немало русских, и они там так права не качают.
Я переехала, потому что хотела, чтобы мои дети жили именно в русском мире. Но, к сожалению, сегодняшний русский мир — это место, где любой чужеземец требует от местных подстраиваться под него, а не наоборот,
— сокрушается мать выпускника.
Даже сало — халяль?
В одном из супермаркетов подписчики тг-канала "Мигранты — всё как есть" обнаружили целую полку с продуктами, подписанную "халяль". Интересно, что на ней, помимо продуктов из индейки и курицы, были и ветчина (которая как правило готовится из свинины, но возможно, в данном случае изменили рецепт) и даже сало! Это как?
— Может, оно баранье? — предположили подписчики.
Или раскладчики товара прикололись, или сам фотограф-шутник передвинул карточку "халяль".
— Я ещё и пиво халяльное видел, — то ли в шутку, то ли по правде написал другой комментатор.
Да коммерсу пофиг, там и сало диетическим будет, и водка безалкогольной.
— Вы никогда не видели, как мигранты водку пьют? Они мне сказали, что не на родине можно.
Я и ватные диски халяльные в "Фикс прайсе" видела.
— Купил недавно батончик с виду обычный. Ем, значит, и решил состав посмотреть. А там надпись "халяль". Она уже реально везде!
Игнорирую всю продукцию с маркером "халяль". Хотят подстраиваться под мигрантов — пусть только им и продают.