Сразу предупрежу, что я абсолютный новичок в этой теме и рассказываю только то, что уже твердо уяснил на практике или в теории. По ходу дела консультируюсь со специалистами. Сама тема хоть и не бесконечна, но заслуживает толстого учебника (материаловедение, инструменты, технология) и долгих лет практики с твердыми цветными камнями разных видов.
Этапы обработки поверхности
Чтобы добиться зеркальной поверхности фигуры, необходимо выполнить 3 этапа обработки:
1. Резьба. Выполняется алмазными инструментами: пилами, фрезами, борфрезами. Финальная обработка поверхности выполняется борфрезами с мелким алмазным зерном - способом, при котором удаляются все риски от грубых борфрез.
2. Шлифование. Выполняется камнями из карбида кремния и других абразивных материалов разной степени зернистости. Фактически это свободный абразив (порошок), скрепленный для удобства связующим веществом в форму брусков, стержней. Наши древние камнерезы в процессе шлифования подсыпали на изделие порошок и терли деревянными палочками (допустим).
3. Полирование. Выполняется еще более тонкими абразивными порошками, пастами и суспензиями - алмазной, оксид церия и т.д.
Абразивные бруски
Наконец я завез в свой магазин Стамескино небольшую партию абразивных брусков из карбида кремния.
Видео по шлифовке фигуры камнями:
"Абразивный клей"
Сравнительно новый шлифовальный материал. Китайцы очень активно используют этот "клей" для изготовления шлифовальной оснастки. Это мастика, наполненная абразивным порошком карбида кремния, которая легко плавится на спиртовке до текучего состояния.
После расплавления плитки, мастер набирает текучую массу на металлический стержень и раскатывает шпателем по твердой поверхности, по стержню как тесто. Получается удобная расходка для шлифовки труднодоступных мест на фигуре. Эту расходку я купил для пробы в готовом виде шлифстержней, а также в виде мастики разной зернистости. Каждый шлифстержень промаркирован, зернистость. Справа стертый инструмент - хватило ненадолго, но задача была решена. Конечно, дешевле покупать клей и накатывать оснастку самому. Пока к продаже абразивный клей (мастику) не предлагаю, взял себе на пробу.
Существует масса другой абразивной оснастки - например резиновые круги, цилиндры и пр. формы, также наполненные абразивным материалом. Наверняка существуют и другие связующие материалы для абразива.
Полирование
Полирование выполняется алмазными пастами разной зернистости и другими абразивными порошками. Алмазные пасты - типа вазелина, наполненного алмазным порошком и окрашенного в разные цвета для удобства их различения. "Вазелин" позволяет не разлетаться пасте при полировании щетками, войлоком, кожей и тем самым экономится недешевый материал.
После каждого цикла полирования необходимо промывать фигуру в теплой воде с мылом для удаления остатков алмазной пасты.
Я тут "галопом по Европам" :) - только для первичного погружения в тему, а на практике столько вылазит нюансов... Вот, к примеру, кахолонг.
Кахолонг
При вырезании фигурки зайчика из кахолонга я заметил, что этот камень очень хорошо впитывает краску. При всей своей твердости, кахолонг - пористый.
Знакомый ювелир рассказал мне страшную историю, что очень дорогие изделия из кахолонга со временем могут пожелтеть - из-за того, что при полировании алмазными пастами, остатки масла проникают в поры камня и не вымываются проточной водой. Потом на свету масло начинает портить изделие.
Полировать кахолонг лучше насухую, сухим алмазным порошком на горизонтальном шлифстанке, чтобы порошок не улетал. На коже, допустим, чтобы удержать в порах кожи алмаз.
Морион
Вырезал фигурку из мориона (черный кварц). Пока не справился хорошо со шлифовкой-полировкой, сплошная шагрень и даже риски видны. Нарушил технологию: не довел поверхности тонкой алмазной борфрезой, а сразу перешел на шлифовку-полировку. Мало того, морион может расколоться при шлифовке на войлоке от температуры и даже при промывке от остатков алмазной пасты в горячей воде.
А это что значит?