Вправе ли кредитная организация налагать штраф, если клиентом банка не предоставлена запрошенная информация?
Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» предусмотрено, что кредитные организации обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля.
В обзоре судебной практики Верховного суда РФ N 1 за 2021 год, утвержденном Президиумом Верховного суда РФ 07.04.2021, указывается, что осуществление кредитной организацией функций контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, производится в публичных интересах, во исполнение обязанностей, возложенных законом, а не на основании договора с клиентом банка.
Осуществление банком указанной выше публичной функции не может использоваться в частноправовых отношениях в качестве способа извлечения выгоды за счет клиента в виде неустойки (штрафа) за непредоставление клиентом банка запрошенной информации. Поскольку это противоречит существу правового регулирования данных отношений и не предусмотрено ни вышеназванным законом, ни иными нормативными правовыми актами.
Обязанность кредитной организации произвести возврат неосновательного обогащения
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Указанные правила применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Получение кредитной организацией денежных средств от клиента при отсутствии у него обязанности их выплачивать в силу без предоставления банком со своей стороны каких-либо услуг в счет принятых сумм следует квалифицировать как неосновательное обогащение.
С учетом этого, при взыскании кредитной организации штрафа за непредоставление клиентом банка запрошенной информации клиент вправе требовать возврата неосновательного обогащения.
Подробнее о наложении штрафа кредитной организацией читайте Штраф за непредоставление клиентом банка запрошенной информации.
Благодарим за внимание и ждем ваших комментариев!
Подписывайтесь на наш канал, поделитесь публикацией с друзьями в соцсетях и будьте в курсе изменений в законодательстве!
© Кирпиков и партнеры, 2024
Вас также может заинтересовать:
Законна ли повышенная комиссия за зачисление средств на счет в банке
Незаконный отказ в открытии банковского счета юридическому лицу
Одностороннее изменение банком процентной ставки по кредиту
Повышен порог контроля за наличными и недвижимостью
Проценты с банка за неисполнение требований исполнительного листа
Больше новостей законодательства на сайте Кирпиков и партнеры, ВКонтакте и Telegram.
Для поиска интересующей информации и ответов на вопросы воспользуйтесь поиском по ключевым словам.
Если вам требуется юридическая консультация, изложите вопрос, воспользовавшись формой Задай вопрос юристу.
#банк #законы #иск #ответственность #суд #штраф #юридическиеуслуги #юрист #юристы