Когнитивные способности неандертальцев, наших вымерших родственников, вызывают продолжающиеся научные споры.
Первоначальные исследования указывали на их когнитивную неполноценность по сравнению с современными людьми, но недавние исследования опровергают эту точку зрения. В этой статье рассматриваются генетические, археологические и сравнительные подходы, используемые учеными для изучения когнитивных способностей неандертальцев.
При изучении последних исследований, включая изучение ДНК неандертальцев и археологические находки, появляется новая точка зрения, предполагающая, что неандертальцы были потенциально когнитивно развиты и способны к таким продвинутым формам поведения, как символическое мышление, сложный язык и планирование. Неандертальцы были человеческим видом, жившим в Европе и Азии примерно 400 000-30 000 лет назад. Они отличались от современных людей коренастым телосложением, крупным носом и выступающими бровями. У них был крупный мозг, и они были умелыми охотниками и изготовителями орудий труда. Они использовали огонь и жили в сложных социальных группах. Есть также свидетельства скрещивания между неандертальцами и современными людьми, причем некоторые современные особи унаследовали ДНК неандертальцев.
Открытие первого скелета неандертальца привело к формированию стереотипа, который до сих пор влияет на наше восприятие. Палеонтолог Марселин Буль классифицировал их как примитивных, а в своей работе 1911 года неандертальцы были изображены как жестокие, сгорбленные, волосатые существа с выступающими головами. Это изображение в значительной степени сохранилось, несмотря на то, что Буль основывал свою реконструкцию на ископаемых останках из пещеры Шапель-о-Сен, где скелет был не только старым, но и имел деформированные кости, искривление позвоночника и другие проблемы.
Сегодня многие ученые пытаются разрушить этот стереотип. Одним из свидетельств, подтверждающих идею о том, что неандертальцы обладали развитыми когнитивными способностями, является то, что они могли создавать сложные орудия труда и, возможно, обладали стратегиями охоты. Их основным оружием было копье с каменным наконечником. Каменные стержни, сохранившие последовательность, которую неандертальцы использовали для обработки камня, дают наиболее точное представление о технологии неандертальцев.
Леваллуа, самый известный из этих методов, стал синонимом неандертальской технологии. Леваллуа - одна из самых сложных техник обработки камня, которую стоит изучить, и она дает представление о мышлении неандертальцев. Характер изломов и истертых краев позволяет предположить, что камень когда-то крепился к концам древков и часто ломался во время использования. Несмотря на то, что использование и изготовление этих орудий говорит об их сложных когнитивных способностях, неандертальцы кажутся менее творческими и изобретательными, поскольку они не создавали новых видов оружия и инструментов, даже находясь в контакте с современными людьми с их более совершенными орудиями труда.
Существует множество теорий о охотничьих стратегиях неандертальцев, начиная от опытных охотников и заканчивая собирателями падали. Однако характер травм неандертальцев свидетельствует о том, что они убивали с близкого расстояния. Следы охоты были найдены в Ла-Котте, где неандертальцы ловили, разделывали и перевозили мамонтов. Неандертальцы были доминирующими наземными охотниками, уделявшими особое внимание ограниченному числу крупных млекопитающих, таких как мамонты. Тем не менее, они были способны адаптироваться, переключая внимание на любых крупных существ, обитавших в этом регионе. Их стратегии основывались на фундаментальном понимании окружающей местности, умении расставлять ловушки и заставать добычу врасплох, а также на смелости убивать ее копьями с близкого расстояния, как это, вероятно, произошло в Ла-Котте. Однако, какими бы искусными они ни были, из-за того, что они охотились всего на несколько видов, их охоты, вероятно, часто заканчивались неудачей, оставляя их на несколько дней без пищи. Следы охоты также видны на скелетах неандертальцев; раны, обнаруженные на голове и верхней части туловища, которые часто заживали, напоминают те раны, которые получают участники родео в наши дни. Примером могут служить скелеты из пещеры Шанидар, у одного из которых отсутствовало правое предплечье, что свидетельствовало о травмах и артрите правой ноги, а также о повреждениях на левой стороне лица, которые, возможно, привели к слепоте. У другого скелета было повреждено ребро, вероятно, от копья, брошенного современным человеком. Интересно, что эти особи не умерли от полученных травм — сначала они прожили несколько лет, а затем умерли через несколько недель, вероятно, из-за инфекции, вызванной травмой. Все это говорит о том, что неандертальцы тесно взаимодействовали с сильными и опасными животными, а также с современными людьми. Что еще более интересно, так это то, что это указывает на то, что неандертальцы заботились друг о друге, потому что такие травмы невозможно было пережить в одиночку. Следовательно, их социальная организация, эмпатия и эмоции, вероятно, были сопоставимы с современными людьми.
Пенни Спикинс, профессор археологии происхождения человека в Йоркском университете, исследует эволюционное значение здравоохранения неандертальцев, предполагая, что медицинская помощь играла решающую роль в выживании и адаптации неандертальцев в суровых условиях, в которых они жили. Практика здравоохранения помогала неандертальцам преодолевать трудности, потенциально являясь ключевым фактором их способности сосуществовать с ранними современными людьми на протяжении тысячелетий. Это также говорит о том, что практика здравоохранения среди неандертальцев является важной частью более масштабной головоломки эволюции человека, и понимание системы здравоохранения неандертальцев может дать новое представление о жизни этих предков человека. Одним из примеров, помимо упомянутых в Шанидаре, является нижняя челюсть из Бау-де-л'Обезье во Франции, возраст которой более 180 000 лет, свидетельствующая о стоматологических заболеваниях и потере зубов у неандертальца. Жевание, должно быть, было чрезвычайно трудным и болезненным для этого человека, но он выжил даже после потери зубов, что говорит о том, что кто-то заботился о нем, готовя мягкую пищу.
Хотя о медицине неандертальцев известно не так много, имеющиеся данные свидетельствуют об успешном заживлении большинства травм. В пещере Эль-Сидрон в Испании обнаружены следы лекарственных растений, в зубах неандертальца были обнаружены соединения, обладающие противовоспалительными свойствами, от тысячелистника до растений, похожих на ромашку. С другой стороны, некоторые ученые больше склоняются к теории о том, что неандертальцы были холодными и расчетливыми. Доказательством этого являются случаи, когда люди с повреждениями ног, затруднявшими их передвижение, были убиты или оставлены умирать. Напротив, те, у кого были травмы головы или шеи, но они все еще могли быстро передвигаться, были спасены. Считается, что они должны были быть хладнокровными и расчетливыми, чтобы выжить.
Пенни Спейкинс утверждает в своем исследовании, что эмпатия сыграла решающую роль в эволюции когнитивных способностей неандертальцев, утверждая, что без нее они не смогли бы выжить. Она предполагает, что сострадание и эмпатия были неотъемлемыми компонентами социального клея, который объединял сообщества неандертальцев, формируя основу для развития продвинутых когнитивных способностей, таких как язык, культура и сотрудничество. Спейкинс также предполагает, что неандертальцы обладали глубоким пониманием окружающей среды и животных, живущих вокруг них, что служило основой их выживания и благополучия. Одним из основных доказательств, которые использует Спейкинс, помимо костей, указывающих на состояние здоровья, является наличие неандертальских могил, что позволяет предположить, что у неандертальцев были какие-то социальные и эмоциональные отношения со своими умершими. В качестве примера она приводит Лас-Паломас на юге Испании, где маленький ребенок и взрослая женщина, возможно, их мать, были похоронены вместе и засыпаны камнями. Спейкинс утверждает, что существует более высокая вероятность того, что дети были похоронены с использованием особых материалов, таких как кремневые отщепы на могиле новорожденного в пещере Фераси, Франция, или верхняя челюсть благородного оленя на месте захоронения семимесячного ребенка в Амуде, Израиль. Она также упоминает козлиные рога, окружающие могилу ребенка в Тешик-Ташу, Узбекистан, и захоронение двухлетнего неандертальца с треугольным кремнем на груди и каменной плитой над головой из пещеры Дедерия в Сирии.
Когда речь заходит о погребальных обрядах неандертальцев, остается много вопросов без ответа. Ученые до сих пор не уверены, намеренно ли неандертальцы хоронили своих умерших или просто оставляли их в том месте, где их тела впоследствии были захоронены естественным путем. Шапель, Крапина и Фераси - все это места, где есть примеры “могил”, как упоминала Пенни Спейкинс, а также скелеты, найденные рядом с могилами. Многие ученые даже не уверены, были ли тела неандертальцев захоронены вообще, поскольку они часто находились неглубоко под землей, и части скелетов часто отсутствуют, хотя возможно, что это произошло из-за того, что более поздние животные нашли их и извлекли некоторые части скелета из земли. Некоторые скелеты были найдены в том состоянии, в котором они были просто разложены. В любом случае, похоже, что даже если у неандертальцев и были обычаи погребения, они были редкими и минимальными.
В дополнение к этим свидетельствам, связанным с эмпатией, есть также признаки межличностных конфликтов и агрессии среди неандертальцев. Например, на верхней правой части черепа неандертальца, жившего 36 000 лет назад во Франции, обнаружена травма головы. Перелом черепа зажил, и травма казалась несмертельной. Компьютерная томография раны показывает, что она, вероятно, была нанесена острым предметом - классический признак того, что неандертальца ударили оружием по черепу.
Более того, существует множество примеров, свидетельствующих о том, что неандертальцы проявляли склонность к каннибализму. Например, тела неандертальцев употреблялись в пищу в “моргах” в Л'Ортусе, Франция, возможно, спустя долгое время после их смерти. Предполагается, что их съели, прежде чем оставить в небольшой расщелине. Существует множество теорий о том, почему неандертальцы вели себя подобным образом. Возможно, это было сделано для пропитания, но также возможно, что это было связано с какой-то формой ритуала или даже мести. Пример, когда, как предполагается, мотивом убийства была еда, был обнаружен в Мула-Герси, Франция, где 100 000 лет назад двое взрослых неандертальцев, двое подростков и двое детей в возрасте от шести до семи лет были расчленены и использованы в пищу. Лицевые мышцы были перерезаны, черепа расколоты, чтобы извлечь мозг, а кости затем выброшены вместе с остатками туш животных. Скелеты группы неандертальцев, которые, по-видимому, погибли в результате камнепада в пещере Эль-Сидрон, Испания, пятьдесят тысяч лет спустя, также были разбросаны и разбиты способом, напоминающим приготовление животных к употреблению в пищу. Тем не менее, остается неясным, было ли это обычной практикой среди неандертальцев или же это были отдельные случаи, которые происходили во времена острой нехватки продовольствия.
Когда мы обсуждаем умение неандертальцев изготавливать орудия труда и охотиться, нам также следует обратить внимание на их рабочую память. Ученые предположили, что сложность каменных орудий неандертальцев указывает на развитую рабочую память. Кроме того, они утверждают, что использование личных украшений, таких как бусы, является еще одним признаком высокоразвитой рабочей памяти. Они предположили, что неандертальцы обладали когнитивным преимуществом перед ранними современными людьми в определенных навыках, связанных с памятью, таких как пространственная память, которые имеют решающее значение для охоты и навигации в окружающей среде. Для получения информации о хороших местах охоты, типах обитающих животных, укрытиях, скалах и ущельях, а также о запасах сырья они в основном полагались на долговременную память. Они знали, как запоминать и отслеживать конкретные маршруты, и применяли краткосрочное планирование, по крайней мере, во время охотничьих экспедиций. Например, в пещере Шанидар были найдены свидетельства обработки цветов и растений, что позволяет предположить, что неандертальцы могли запоминать расположение различных растений, их сезонную доступность и наилучший способ их обработки. Для получения такого рода знаний потребовалась бы сложная система рабочей памяти.
Аналогичным образом, использование украшений и других декоративных элементов, найденных в Крапине, позволяет предположить, что неандертальцы практиковали символическое и ритуальное поведение, требующее развитых когнитивных способностей, включая рабочую память. Некоторые интересные находки были сделаны в Холе-Фельс в Германии, на раскопках Ла-Рош-Котар во Франции и в пещере Горхэма в Гибралтаре. Произведения искусства, найденные в этих пещерах, включают гравюры и краски, что указывает на определенный уровень мастерства и планирования. Ученые также отмечают, что некоторые виды искусства неандертальцев схожи с искусством ранних современных людей, что позволяет предположить, что когнитивные способности неандертальцев были сопоставимы с таковыми у ранних современных людей. Есть свидетельства того, что разноцветные раковины и зубы использовались в качестве украшений, возможно, в виде ожерелий или вшивались в одежду. В Куэва-де-лос-Леонес на юге Испании были найдены проколотые раковины, окрашенные яркой красной охрой. Кроме того, использовались разноцветные перья, возможно, для дополнительного украшения тела. Таким образом, неандертальцы, возможно, использовали цвет для украшения своего окружения и тела. Одним из наиболее известных “произведений искусства” неандертальцев является маска Рош-Котара. Маска длиной всего несколько сантиметров, созданная более 33 000 лет назад, изображает вырезанное из камня лицо, возможно, ребенка. Эта маска показывает нам, что неандертальцы обладали определенной формой креативности и способностью запоминать лица. Назначение маски неизвестно, возможно, она служила игрушкой.
Антрополог Робин Данбар выдвинул гипотезу социального мозга. В своей работе он предположил, что размер неокортекса, части мозга, отвечающей за высшие когнитивные функции, связан с размером социальных групп у приматов. Данбар предполагает, что по мере эволюции приматов размер их социальных групп увеличивался. В результате их мозгу также пришлось эволюционировать, чтобы справляться с когнитивными потребностями, связанными с поддержанием этих более крупных социальных сетей. Он утверждает, что тот же процесс применим и к древним людям и что размер неокортекса человека связан с размером социальных групп доисторического человека. Поскольку неандертальский неокортекс имеет такой же размер, как и у современных людей, предполагается, что неандертальцы были больше похожи на современных людей. Возникает вопрос: как неандертальцы передавали свои знания - от охоты и орудий труда до повседневных жизненных ситуаций? Был ли у них язык? Способность представлять себе то, что видят и знают другие, называется “Теорией разума”, и предполагается, что неандертальцы обладали этими способностями в большей степени.
Интересное открытие было сделано в Олдехольтпаде в Нидерландах в эпоху позднего палеолита, где было замечено, что неандертальцы изготавливали тонко обработанные лезвия, прежде чем обучать учащихся, скорее всего детей, как пользоваться сердцевинами. Учащиеся практиковались в изготовлении чешуек из сердцевин. Многочисленные стоянки неандертальцев также выявили присутствие этих "новичков". Большинство кернов из Маастрихт-Бельведер, площадка К, повреждены в результате неосторожных действий, а на некоторых даже видны следы многократных и бессмысленных ударов молотком по краям кремня. Считается, что они были созданы маленькими неандертальскими детьми, которые, возможно, были расстроены и выражали свое недовольство, ударяя камнями. Таким образом, мы можем получить представление о том, как неандертальцы передавали знания и как они учились изготавливать орудия труда еще в детстве.
Что касается речи, то не сохранилось ничего из необходимой анатомии — голосовых связок, горла, языка, губ и т.д. Однако палеоантропологи приложили значительные усилия, чтобы описать изменения в костных структурах, поддерживающих эти органы речи, таких как подъязычная кость. Ничто из того, что мы знаем об анатомии неандертальцев, не могло бы серьезно ограничить их речевые способности, но, учитывая различия между лицами неандертальцев и нашими, есть подозрение, что голоса неандертальцев могли звучать несколько иначе, а диапазон согласных и гласных звуков, которые они могли издавать, мог быть иным. Мы знаем, что область Брока, расположенная в нижней левой лобной доле, используется современным мозгом для управления речью и больше по сравнению с другими приматами. Однако тот факт, что область Брока, вероятно, была больше у неандертальцев, не обязательно означает, что они обладали способностью к речи. Неандертальцы обладали геном FOXP2, который также есть у нас и который связан со способностью к речи. Тем не менее, до сих пор не ясно, обладали ли неандертальцы речью, но считается, что у них, вероятно, был набор звуков, которые они использовали в какой-то последовательности.
Научные исследования, проведенные за последние несколько десятилетий, удивили нас новым пониманием когнитивных способностей неандертальцев. Когда-то они считались примитивными и неотесанными существами, но теперь известно, что они были грамотными, обладали более сложной социальной организацией, возможно, даже языком, а также умением использовать и совершенствовать орудия труда. Их способности проявляются в использовании украшений, потенциальных местах захоронений и их генетическом материале. Хотя ученые все еще работают над решением некоторых вопросов, очевидно, что неандертальцы были способными и разумными существами, умели приспосабливаться к окружающей среде и, возможно, обладали определенной степенью эмпатии. В любом случае, неандертальцы показали нам, что наши предки были гораздо более способными, чем считалось ранее, и что наследие, культура и эволюция человеческого вида были гораздо более сложными, чем предполагалось ранее.