Найти тему

Что значат слова Христа: "Не судите, да не судимы будете"?

Оглавление

Эти слова из Нагорной проповеди, произнесенные Иисусом Христом, на протяжении веков остаются одними из самых известных и обсуждаемых в христианском учении. В Евангелии от Матфея (7:1-6) Иисус говорит:

"Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить" (Матфея 7:1-2).

Но что именно Иисус хотел донести до слушателей? Чтобы правильно понять эти слова, необходимо рассмотреть их в контексте всей Нагорной проповеди.

1. Контекст Нагорной проповеди

Нагорная проповедь — это одно из центральных учений Христа, в котором он шаг за шагом разоблачает религиозные заблуждения своего времени, особенно критикуя фарисеев. Одним из их главных пороков было осуждение других на основе своих собственных, человеческих стандартов праведности. В Евангелии от Матфея (15:3-6) Христос обличает фарисеев:

"Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: «Почитай отца и мать»; и: «Злословящий отца или мать смертью да умрет». А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: «Дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался», тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим".

Фарисеи разработали свои собственные правила, добавляя к Закону Моисея множество ритуальных предписаний. Они осуждали людей, которые не следовали этим искусственным стандартам. Это привело к тому, что даже Иисус не соответствовал их требованиям и был отвергнут ими как человек, нарушающий субботу и другие ритуальные законы.

2. Что означает "не судите"?

Чтобы понять глубину слов Христа, важно рассмотреть значение греческого слова "кринео", которое переведено как "судить". Оно означает "выбирать", "отделять", "принимать решение". В контексте Нагорной проповеди Иисус предостерегает от осуждения не по внешним действиям или учениям, а по мотивам и намерениям людей, которые нам недоступны. Только Бог, как сердцеведец, способен судить мысли и мотивы.

"Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога" (1 Коринфянам 4:5).

Иисус предостерегает, что осуждение других на основе человеческих стандартов и без любви может привести к тому, что мы сами будем подвергнуты такому же суду от Бога.

3. Как судить правильно?

Несмотря на призыв "не судить", Христос учил различать правду от лжи и оценивать поступки людей по плодам их жизни. В том же отрывке Нагорной проповеди Иисус предупреждает о лжепророках:

"Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их" (Матфея 7:15-16).

Здесь Христос указывает, что оценка поступков необходима для того, чтобы распознать праведников и лжепророков. Таким образом, Христос не запрещает различение добра и зла, но осуждает гордое и высокомерное судейство, которое исходит из собственного ощущения превосходства.

4. В каком состоянии нельзя судить?

Иисус также указывает на состояние человека, который пытается судить других, но сам находится во грехе. В продолжении Нагорной проповеди мы видим такой пример:

"И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в своём глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего" (Матфея 7:3-5).

Эти слова обращены к тем, кто осуждает других, не замечая собственных недостатков и грехов. Иисус называет таких людей лицемерами, потому что они не в состоянии правильно оценить свои собственные поступки и, следовательно, не могут объективно судить других.

Таким образом, прежде чем судить, человек должен быть духовно чист и свободен от грехов, чтобы его суждение было справедливым и исходило из желания помочь, а не из осуждения.

5. Кого нельзя судить?

В отрывке Матфея 7:6 Иисус говорит о том, кого судить или наставлять не имеет смысла:

"Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас".

Здесь Христос использует метафоры "свиньи" и "псы" для описания людей, которые агрессивно отвергают истину и не желают принимать наставления. Такие люди не ценят духовные истины и могут не только не принять их, но и проявить агрессию по отношению к тем, кто пытается наставить их на путь истинный.

Апостол Павел поддерживает эту мысль в послании Титу:

"Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден" (Титу 3:10-11).

Таким образом, Иисус указывает, что мы не должны тратить силы на тех, кто сознательно отвергает истину и ведет себя агрессивно.

6. Суд Божий

Иисус напоминает, что окончательный суд над каждым из нас будет вынесен Богом. Он знает все наши мысли, намерения и поступки. Апостол Павел в послании к Коринфянам напоминает:

"Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое" (2 Коринфянам 5:10).

Этот стих подчеркивает, что конечный суд над нашими жизнями будет произведен Богом, и мы должны быть готовы к этому дню.

Заключение

Слова Христа "Не судите, да не судимы будете" представляют собой призыв к смирению и любви. Иисус предостерегает нас от осуждения мотивов и намерений других людей, оставляя это Божьему суду. Однако Он также учит нас различать добро и зло, правду и ложь, и оценивать действия людей, основываясь на плодах их жизни.

Мы призваны к самооценке и самосовершенствованию, чтобы наши суждения были справедливыми и исходили из любви и желания помочь, а не из гордыни и чувства превосходства. В конечном итоге, каждый из нас однажды предстанет перед судом Божьим, и только Он является истинным Судьей.