Существует поляризующий спор о том, кто «ответственен» за изменение климата, чьи действия должны измениться, чтобы избежать надвигающейся катастрофы, и в конечном итоге, кто должен это исправить.
Одна сторона указывает обвиняющим пальцем на гигантов правительств и индустрий (ископаемого топлива), от политиков до владельцев бизнеса — основных выбросителей углерода в мире — подвергая их тщательному анализу. Именно поэтому мы знаем, например, что 71% глобальных выбросов парниковых газов с 1988 года приходится на 100 компаний, из которых всего 20 вносят треть всех выбросов углерода.
Затем есть угол «Индивидуальной ответственности». Это домохозяйства и отдельные лица — потребители этих высокоэмиссионных корпоративных продуктов и избиратели, выбирающие эти правительства — чья ненасытная потребность в мясе, одежде, электронике, автомобилях с бензиновыми двигателями и авиаперелетах привела нас к климатическому кризису.
Итак, обсуждая виновников климата, мы часто задаемся бинарным вопросом: «Имеют ли значение индивидуальные действия, когда на самом деле нам нужны системные изменения?» Но это ложная дихотомия, которая нас сдерживает.
Это не одно или другое — это и то, и другое.
Не бинарно, а комплементарно
Давайте проясним: я не обманываюсь, думая, что переработка банок из-под газировки и компостирование банановых кожур единолично обратят изменение климата. Тяжелая работа ложится на страны, индустрии и особенно на крупные нефтяные корпорации, которые должны пересмотреть свои практики, политики и операции.
Однако мы не можем позволить себе игнорировать слона потребительства в комнате.
Как заявил Адам Смит в 1776 году: «Потребление является единственным концом и целью всего производства». Итак, мы, потребители, именно те, кто в конечном счёте выбрасывает углекислый газ с нашими автомобилями, полётами, коммунальными услугами, стейками, одеждой — чем угодно, что компании производят для нас. Сегодня выбросы углерода, непосредственно производимые нефтяными, газовыми и угольными компаниями, составляют всего около 10% выбросов ископаемого топлива, тогда как 90% приходятся на конечное использование их продукции, из которых 72% — это домохозяйства.
Именно поэтому мы не можем отвергать силу индивидуальных действий, особенно когда они усиливаются коллективными усилиями. Хотя, безусловно, ни один человек или семья, независимо от того, насколько расточителен их образ жизни, не несёт более чем крошечную долю избыточного загрязнения в окружающей среде — поэтому просто «делать свою часть» недостаточно — мы, безусловно, имеем силу вставить палки в колёса, если будем сопротивляться изменениям. Потому что, несмотря на то, что выбросы в мире измеряются в десятках миллиардов тонн, мы, потребители, являемся жизненной силой системы, поэтому некоторая ответственность должна ложиться на нас.
Эти компании производят топливо, чтобы мы могли его использовать, чтобы мы, потребители, в конечном итоге выбрасывали углекислый газ с нашими автомобилями, полётами, коммунальными услугами, стейками, одеждой — чем угодно. Выбросы, непосредственно производимые нефтяными, газовыми и угольными компаниями, составляют всего около 10% выбросов ископаемого топлива, тогда как 90% приходятся на конечное использование их продукции.
Итак, да, нам нужны действия правительств и корпораций, чтобы исцелить планету. Тем не менее, в конце концов, мы — Джоны и Джейн Доу — являемся конечными потребителями продуктов и услуг, которые сеются, формуются, забиваются, собираются, перекачиваются и обрабатываются по всему миру. Правительства и бизнес не смогут это исправить, если люди не готовы к изменениям. Общественное мнение и открытость к переменам влияют на политику правительства и направление, которое выбирают бизнес и новаторы.
Давайте возьмём простой пример декарбонизации автомобильного транспорта. «Системные преобразователи» призывают к вмешательству правительства, но даже самые амбициозные программы общественного транспорта проваливаются без пассажира, готового сделать переход. Учреждения могут сделать только столько.
То же самое верно и для электромобилей, несомненно более чистого варианта для сокращения выбросов парниковых газов в транспорте. Создание качественных, широко распространённых сетей зарядки имеет решающее значение. Но правительства не будут инвестировать без водителей, готовых совершить электрический скачок. Да, мы должны ожидать, что правительства и компании будут инвестировать в электрификацию, но давайте признаем — это не то, как работает капитализм.
Вместо того чтобы рассматривать это как сценарий «или-или», индивидуальные поведенческие изменения и системные строители должны работать вместе, подталкивая друг друга к переходу. Прежде всего, учреждения должны обучать людей лучшим индивидуальным поведением, делая его доступным по цене и лёгким для принятия. Это включает в себя предложение скидок, налоговых льгот или выгодных предложений на низкоуглеродные варианты, введение обязательств для автопроизводителей и обеспечение того, чтобы в стране была надёжная сеть зарядки. Но люди также должны положительно подкреплять это направление, которое они хотят видеть, переходя на общественный транспорт, приобретая электромобиль или, предпочтительно, выбирая овощи вместо мяса.
И именно это мир делает в последнее время.
Этот принцип применим и к взаимодействию между бизнесом и потребителями. Тот растительный бургер, который вы выбираете, не просто экономит несколько граммов выбросов — вы посылаете сигнал рынку, существующим компаниям и новым инноваторам, что есть спрос.
Этот эффект волны не только привлекает новых инноваторов и компании для создания лучших продуктов, но и позволяет существующим масштабироваться и снижать затраты.
От спутников к крышам
Около 68 лет назад, в 1956 году, солнечная энергия была далёкой мечтой. Одна солнечная панель стоила бы ошеломляющие 596 800 долларов в сегодняшних деньгах. Тем не менее, это была необходимая жизненная линия для питания спутников во время Холодной войны. Со временем технология улучшалась, и к 1970-м годам солнечная энергия перешла из космоса на Землю, хотя всё ещё оставалась запредельно дорогой. Переместимся в XXI век, и ситуация изменилась драматически. Эти когда-то безумно дорогие источники энергии теперь стали самыми быстрорастущими источниками электроэнергии в истории.
Всё сводится к «кривой обучения».
По мере того, как мы масштабируем технологии, мы учимся делать их более эффективными. Это создаёт благотворный цикл: больше солнечных панелей, цены падают, спрос увеличивается, и за ним следует развитие. «Кривая обучения» для солнечных панелей составляет около 20%, то есть каждый раз, когда установленная мощность солнечной фотоэлектрической энергии удваивается, цена падает примерно на 20%. Ветровая энергия пошла по аналогичному пути.
Дело не только в самих источниках энергии. Похожая тенденция произошла с ценой на литий-ионные батареи, необходимые для управления прерывистостью возобновляемых источников энергии и питания электромобилей, которые снизились более чем на 95% за последние три десятилетия.
Сила изменений выходит за рамки избирательного бюллетеня. Вы можете проголосовать своим кошельком, сигнализируя рынку о продуктах, которые вы желаете. Потребительские предпочтения формируют бизнес-практики, побуждая компании удовлетворять рыночный спрос. И как социальные существа, наше влияние на друзей, семью и соседей огромно.
Ранние последователи солнечных панелей, электромобилей и заменителей мяса сыграли ключевую роль в снижении затрат и сделании этих технологий доступными для всех, превратив нишевые, элитные новинки в глобальные решения.
Итак, если мы все просто сделаем свою маленькую часть, то эта проблема будет решена, верно? Неправильно. Потому что изменить индивидуальное поведение нелегко. Совсем.
Тогда как нам заставить людей принять их?
Замены, а не изменения
Наше общество ценит удобство и незамедлительность, приветствуя излишества, доступность и последние тенденции. Поэтому ключ к декарбонизации нашей экономики — сделать её максимально бесшовной и безболезненной.
Будь то солнечные панели, тепловые насосы, электромобили, общественный транспорт, заменители мяса, отопление дома или кондиционирование воздуха, это должно быть дешёвым и простым для людей, чтобы сделать переход. Если это дорого, большинство людей этого не сделает. Если это хлопотно, то забудьте. Если это не модно, новые поколения не купятся.
Замена существующего поведения на похожие низкоуглеродные эквиваленты гораздо проще, чем заставить людей полностью остановиться.
Конечно, жизнь без автомобиля — самое полезное для климата действие, сокращающее личные выбросы на 40%, но не каждый может это принять из-за личных обстоятельств или отсутствия альтернатив. Итак, если людям нравится водить бензиновые автомобили, начните с того, чтобы дать им электрический, одновременно инвестируя в общественный транспорт, велосипедные дорожки и пригодные для жизни города, чтобы оставление автомобиля дома стало привлекательным выбором.
Я знаю, что это не всегда популярная точка зрения.
И я знаю, что принятие экологически чистых привычек потребления — многоразовая бутылка, бамбуковая зубная щётка, солнечные зарядные устройства, светодиодные лампочки, электромобили, сумки из органического хлопка или этичная мода, которая заполняет свалки, а не гардеробы — всё ещё является поддержкой потребительства.
Многие будут утверждать, что мы должны взять на себя ответственность и «отказаться от вещей» ради планеты. Действительно, с точки зрения использования ресурсов и выбросов, ничего не покупать — самый эффективный подход. Но эта идея политически непопулярна, превращая декарбонизацию в поле битвы поляризующих взглядов и бесконечных дебатов вместо продвижения к действию.
Истинная ценность углеродного следа
«Что имеет меньший углеродный след: это или то?» Такие вопросы, взвешивающие поведение, которое выбрасывает незначительные граммы CO₂, охотно продвигаются крупными нефтяными компаниями, чтобы переложить ответственность на отдельных лиц. Такое пристальное внимание может быть контрпродуктивным — люди не должны погружаться в кроличью нору эко-тревоги по поводу каждого мелкого решения. Это подавляюще и парализует.
Но это не означает, что концепция углеродного следа полностью бесполезна.
Используемый по-другому, углеродный след даёт числовое, а не интуитивное понимание того, что действительно важно для климатических действий. Когда их спрашивают об эффективных способах снижения своего углеродного следа, люди часто упоминают действия с минимальным воздействием, упуская из виду наиболее значимые факторы.
Вот почему понимание этих чисел имеет решающее значение: это предотвращает отвлечение и стрессы из-за мифа о том, что «каждая мелочь помогает», вместо этого фокусируясь на тех немногих изменениях поведения, которые действительно имеют значение. Более того, дело не только в отдельных лицах. Углеродный след показывает компаниям и правительствам их основные источники выбросов, позволяя целенаправленно разрабатывать политики и инвестировать в ключевые сектора.
При изучении углеродного следа среднего человека вы обнаружите, что большинство выбросов попадают в четыре категории: транспорт, отопление, охлаждение и диета. Итак, какие действия имеют наибольшее влияние?
- Транспорт: выбирайте велосипед или общественный транспорт, когда это возможно. Если вам нужна машина, электромобили значительно лучше для климата, чем бензиновые.
- Авиаперелёты: будьте избирательны в полётах. Сокращение ваших полётов может значительно уменьшить ваш углеродный след.
- Диета: мясо и молочные продукты обычно составляют большую часть вашего пищевого следа. Переход к более растительной диете (не обязательно полностью веганской) — самый эффективный способ снизить ваше диетическое воздействие. И да, заменители мяса подходят.
- Использование энергии в доме: это, вероятно, самый большой потребитель энергии в вашем доме. Правильная изоляция может существенно повлиять. Электрические тепловые насосы гораздо более благоприятны для климата, чем газовые котлы. Не забывайте о горячей воде — подумайте о более коротких душах.
- Возобновляемая энергия: если это в пределах ваших возможностей, установка солнечных панелей на крыше — отличная инвестиция в устойчивость.
Помимо сокращения вашего индивидуального углеродного следа, вот действия, которые могут создать более широкий положительный эффект. Думайте об этом как о вашем углеродном «отпечатке руки» — стремитесь сделать ваш отпечаток руки значительно больше, чем ваш след ноги: голосуйте за кандидатов, которые отстаивают сильную климатическую политику. Используйте свою покупательную способность, чтобы сигнализировать о спросе на низкоуглеродные продукты. Вносите вклад в эффективные дела. И будьте активны — делитесь, высказывайтесь и обучайте других, почему вы выбираете А вместо Б.
Речь идёт не о том, чтобы быть оглушающим или подливать масла в дискуссии, а о том, чтобы проявлять эмпатию и демонстрировать, как устойчивый образ жизни может быть одновременно эффективным и удобным, стимулируя системные изменения посредством индивидуальной ответственности.