Анализ УМК по литературе для 5 класса на предмет формирования читательской компетенции в процессе освоения школьного курса литературы
Для анализа мною был выбран учебно-методический комплект под редакцией В.Я. Коровиной для обучающихся 5 классов.
Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература: 5-й класс: учебник: в 2 частях / В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин // 14-е изд., перераб. – Москва: Просвещение.
В связи с возрастными особенностями в учебнике предлагаются такие тексты, как русские народные сказки, сказка А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», басни И.А. Крылова, «Муму» И.С. Тургенева, «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого, рассказы И.А. Бунина, А.П. Чехова, М.М. Зощенко, Л.Н. Андреева, К.Г. Паустовского, А.П. Платонова, В.П. Астафьева, А.Т. Твардовского, В.Г. Короленко, Ф.А. Искандера, Ю.И. Коваля. Также учебник предусматривает знакомство с авторами из зарубежной литературы такими, как Х.К. Андерсен, Л. Кэрролл, М. Твен, Дж. Лондон, Р.Л. Стивенсон, Э. Сетон-Томпсон, Р. Киплинг. Разумеется, авторы учебника предлагают работу не только с прозаическими произведениями, но и с лирическими. Для обучающихся 5 классов авторы учебника подбирают стихотворения таких поэтов, как М.Ю. Лермонтов, А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.А. Блок, С.А. Есенин, Н.М. Рубцов, К.М. Симонов, В.П. Катаев, Е.И. Носов, Р. Гамзатов, М. Карим.
После прочтения прозаических произведений школьникам предлагается ответить на ряд вопросов, которые помогают обучающимся 5 классов сформировать своё впечатление о прочитанном, выразить своё мнение. Вопросы могут выглядеть следующим образом:
1. Какое настроение создала у вас сказка А.С. Пушкина?
2. Кто из героев особенно понравился вам? Кто из них вызвал другие чувства?
3. Что в описании проводов царя и ожидания его царицей создаёт особенно грустное настроение?
4. Понравилась ли вам царевна? Как объяснить, что стихотворные строчки о ней начинаются со слова «но»: «Но царевна молодая, / Тихомолком расцветая, / Между тем росла, росла, / Поднялась – и расцвела»? Кому противопоставляет её автор?
5. Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру? Как проявляются в этих обращениях тревога, волнение, печаль, радость королевича Елисея? Подтвердите интонацией при чтении.
6. Прочитайте сцену (эпизод) разговора царевны с Чернавкой. Как вы понимаете этот эпизод? Подготовьте инсценировку этого эпизода [11, с. 94].
Отвечая на вопросы на уроке литературы, обучающиеся высказывают своё мнение, делятся впечатлениями, повторно обращаются к тексту произведений и участвуют в чтении по ролям, подготавливают инсценировки эпизодов. Также авторы учебника вводят дополнительные задания под названием «будьте внимательны к слову», где обучающимся 5 класса необходимо воспользоваться своими читательскими навыками и выбрать, какие слова и выражения могут встречаться только в авторской сказке, а какие могут встречаться лишь в общеупотребительной лексике.
Стоит отметить и тот факт, что в учебнике существует ряд заданий, направленных на обогащение и совершенствование речи обучающихся, в ходе выполнения которых школьникам необходимо применять свои читательские навыки и умения анализировать то или иное произведение. В качестве примера можно привести следующие вопросы и задания по рассказу Ю.И. Коваля «Приключения Васи Куролесова»:
1. Найдите в «Словаре русского языка» слово «куролесить» и подумайте, какое значение из приведённых в «Словаре» наиболее подходит к герою повести.
2. Поясните, зачем автору понадобились «говорящие фамилии» (например, Куролесов, Тараканов) и как их можно объяснить.
Как мы уже отмечали выше, большую роль в формировании читательской компетенции играет и вклад родителей школьников. В аспекте такого рода учебник предусматривает задания с пометкой «вместе со старшими». Подобного рода задания выглядят следующим образом: «Совершите очную или заочную экскурсию в музей В.М. Васнецова и расскажите об этом».
В учебно-методический комплект также входит методическое пособие для учителя под редакцией М.И. Шутана, в котором содержится тематическое планирование уроков и содержание курса литературы в целом, а также представлен список внеклассного и летнего чтения для обучающихся на каждой ступени получения образования.
Шутан М.И. Литература: 5-й класс: методическое пособие для учителя к учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина «Литература. 5 класс» / М. И. Шутан // 2-е изд., стер. – Москва: Просвещение. – 2023. – 134 с.
Приведём примеры произведений для обучающихся 5 классов: древнеегипетский (гелиопольский) миф о сотворении мира богом Ра и славянский миф о сотворении мира Сварогом; русские народные сказки «Василиса Премудрая», «Кощей Бессмертный», «Каша из топора», «Кот и лиса», «Лиса и журавль»; сказки народов России и мира «Аслануко – сын львицы» (адыгейская сказка), «Кэт-щелкунчик» (английская сказка), «Три апельсина» (итальянская сказка); М. Я. Бородицкая «Прогульщик и прогульщица», «Мой дом»; О. Е. Григорьев «Радушный хозяин», «Ворон»; И. А. Крылов «Свинья под дубом», «Листья и Корни»; А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители», Д. Хармс «Иван Топорышкин пошёл на охоту...», «Иван Иваныч Самовар»; Д. Даррелл «Зоопарк в моём багаже», «Моя семья и другие звери»; А. Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста»; Э. Сетон-Томпсон «Рассказы о животных»; Э. Хемингуэй «В другой стране» (из «Рассказов Ника Адамса»).
Необходимо отметить, что произведений для внеклассного и летнего чтения гораздо больше. М.И. Шутан включает произведения из всех разделов, которые обучающиеся проходили в 5 классе, то есть мифология и фольклор народов мира, русская литература и зарубежная литература. В список для внеклассного и летнего чтения подбираются небольшие по объёму произведения, которые посильны для обучающихся 5 классов в связи с их возрастными особенностями.
ВЫВОД
Таким образом, проанализировав учебно-методический комплект по литературе для 5 класса под редакцией В.Я. Коровиной на предмет формирования читательской компетенции в процессе освоения школьного курса литературы, мы можем сделать вывод о том, что авторы использует большое количество заданий с упором на читательские навыки обучающихся. Пятиклассники высказывают своё мнение, делятся впечатлениями, повторно обращаются к тексту произведений и участвуют в чтении по ролям, подготавливают инсценировки эпизодов. Также авторы учебника вводят дополнительные задания под названием «будьте внимательны к слову», существует ряд заданий, направленных на обогащение и совершенствование речи обучающихся, большую роль в формировании читательской компетенции играет и вклад родителей школьников. В учебно-методический комплект также входит методическое пособие для учителя под редакцией М.И. Шутана, в котором содержится тематическое планирование уроков и содержание курса литературы в целом, а также представлен список внеклассного и летнего чтения для обучающихся на каждой ступени получения образования. В список для внеклассного и летнего чтения подбираются небольшие по объёму произведения, которые посильны для обучающихся 5 классов в связи с их возрастными особенностями.