О том, что все вокруг нас имеет смысл, объяснять не нужно. А вот то, что смыслы эти можно упаковывать по-разному, аксиомой вовсе не кажется. А зря. Коммуникация – это обмен не столько информацией, сколько смыслами. Смыслы эти считываются с деталей, сигналов, линий, цвета, звука. Можно вообще ничего не сказать, но даже каменное лицо буквально кричит смыслами... Но это – прелюдия. И, пожалуй, ее достаточно. Теперь по сути.
Креативное мышление – это умение находить необычный-новый-нестандартный ракурс или взгляд на событие, предмет, действие и так далее. Делать это можно тоже по-разному – усложняя решение задачи или совмещая несовместимое. Но если говорить о коммуникациях, то тогда следует учитывать ассоциативность и образность восприятия происходящего, то есть речь идет о визуализации.
Создать образ, смысл, сигнал поможет фотография (но это только одно из возможных решений). Техника Flat Lay – просто подарок медиапедагогу в развитии креативности у детей и подростков.
Механизм техники Flat Lay
Flat Lay - фото-композиция из предметов. Главное отличие такого стиля фотографии – расположение фотокамеры строго параллельно объектам. Предметы выкладывают на горизонтальную поверхность и снимают их сверху, не наклоняя камеру. Это технически.
Важно учитывать совместимость размеров холста и деталей-предметов на нем: их крупность, геометрию и текстуру. Сам холст – это не просто поверхность, а атмосфера. Грамотно подобранный холст – 50% успеха.
Но главное – игра света и цвета. Именно они создают наполненность и притягательность, объем и глубину создаваемого образа.
Вот, что я подсмотрела у дизайнеров онлайн-редактора Flyvi совсем недавно. Для развития насмотренности можно просто набрать техника Flat Lay, и поисковик выдаст вам столько всего интересного!...
Техника Flat Lay в учебном процессе
Впервые я использовала эту технику на уроках медиаграмотости. Мы учились «общаться» форматами. Фотография – отличный формат для быстрой коммуникации. На практических занятиях изучали особенности света и цвета на холсте, чтобы создавать необычные открытки.
С помощью фонарика от смартфона и одной лампы пробовали создавать рисунок теней, искали точки для контрового и рисующего света. А вот поработать с естественным светом было труднее всего. Его ведь ещё нужно поймать. Поэтому остановились на студийном освещении.
Первые попытки были скромными, но выразительными. Все-таки эмоциональную картину нам удалось создать. Дальше – больше.
Классическая литература и эксперименты медиаклассников. Визуализация
Этот проект мы разрабатывали с Галиной Юрьевной Зыковой, потрясающим учителем русского языка литературы московской школы. Мы работали в паре в 10-ом и 7-ом классах. Этот практикум придумали для семиклассников. Очень мне хотелось показать ребятам, как по-разному можно создавать портреты, описывать характеры персонажей. А в программе курса как раз были темы по фотографии. Галина Юрьевна предложила «Детство» Л.Н. Толстого. И мы придумали интегрированный урок (не путать с конвергентным! о нем тоже, но позже).
На уроке литературы ребята разбирали образы, созданные классиком, отмечали особенность «словесного рисования» Толстого. На уроках медиа – работа с ассоциациями. Нашей задачей было «перевести словесное» описание в ассоциативный ряд. Так у нас появились теплые и холодные цветовые решения, разные текстуры холста – от ткани до бумаги. Затем к каждому образу мы подбирали главные детали, которые откликаются на образ: очки, конфеты, книга, ноты ит.д.
Важно! Ассоциативный ряд может получиться очень длинным, а деталей – превеликое множество, но только на этапе разработки образа. Затем следует оставить не более 2 деталей, которые описаны в тексте, и не более 4 ассоциативных предметов. Иначе холст будет перегружен, и очень трудно будет считываться основная мысль.
Собственно – Flat Lay
На этом практикуме само создание фото-образа в технике Flat Lay было домашним заданием. Поскольку ребята ранее уже практиковались в этой технике, у них сложилось понимание композиционного, светового, цветового решения. А вот времени для творчества нужно было много, поэтому разработка образов – работа с ассоциативным рядом, список деталей – на уроке.
Для этого этапа можно использовать рабочую тетрадь по литературе и шаблон, который я разработала специально для этого проекта. Но, если честно, на уроке неожиданно сработала другая схема – мы все выводили на интерактивную доску. Поскольку образов было немного, мы начертили таблицу. Это оказалось гораздо проще и понятней для разработки будущих образов.
Приблизительно, это выглядело так.
Практикум "Образы и характеры героев повести «Детство» Л.Н. Толстого" предполагал индивидуальную работу в рамках интергрированного урока. В итоге мы получили почти 30 загадочных картинок. Конечно, с вами я делюсь самыми лучшими, которые были признаны таковыми на заключительном уроке – редакционной летучке, где и состоялась защита работ.
Топовые работы я использовала через год. "Новым" семиклассникам, поскольку они тоже изучали "Детство", я предложила определить, кто из героев повести Льва Толстого здесь зашифрован. Кстати, загадка была разгадана в считанные минуты.
А в итоге-то что?
И тут нужно отметить 3 важных момента. Во-первых, не стоит приглашать детей к доске и требовать объяснения, мол, почему и как? Достаточно провести "редакционную летучку" с разбором контента. Во-вторых, самому учителю необходимо распределить все работы на три (или больше) блока – удовлетворительно, хорошо и отлично. К каждому из этих блоков НЕОБХОДИМО дать ЧЕТКИЕ критерии. Чтобы не было вот так:
– Почему тройка, я ведь все туда из таблицы положил?
– Вот именно положил, а что с композицией?..
В-третьих, решение признания топ-3 (или 5-10) выносят сами ученики. Я делала это без создания фокус-групп или экспертного совета, а обычным голосованием и «вопрос-ответ».
Сначала показывала работу, ребята обсуждали соответствие критериям и голосовали, а затем очень быстро считали голоса и составляли рейтинг. У меня было топ-3. Причем, оценки получали и самые активные участники обсуждения за свой уровень экспертности. Так что этот практикум был урожайным еще и по результативности.
В итоге ребята получили 1 оценку по литературе и 2 по медиаграмотности, к тому же попрактиковались в дискуссии и защите своих творений.
Кстати, все ту же технику Flat Lay можно использовать и на конвергентном уроке, и в командной работе. У нас получилось сделать это… но об этом в следующей статье.
Вот теперь можно поставить точку, но... хотелось бы лайков и комментов… если, конечно, чтиво вдруг увлекло и было полезным.
А если нет – благодарю за потраченное время и внимание…
С надеждой на встречу, RinaMedia…