За плечами около 50 стран мира и трехкратный проезд по матушке-России от Калининграда до Байкала и обратно. Несмотря обширную географию путешествий, большая часть из которых прошла на машине, до последнего не удавалось побывать в одной из главных достопримечательностей нашей страны – Золотом кольце. Увы, времени на весь исторический круг не было, но хотя бы часть этого пути закрыть надо было обязательно. Тем более, что в компании оказался не только бравый семейный экипаж, но и любопытный китайский внедорожник Tank 300. О том, что это за машина и какого это провести отпуск не на море.
Переславль-Залесский
Путешествие началось сразу же с разочарования. Возможно потому, что Переславль-Залесский представлялся совершенно иначе. Город, основанный Юрием Долгоруким аж в 1152 году, где аж 800 лет назад родился Александр Невский, где Петр I создавал «потешный флот», в общем, где творилась тысячелетняя история России, в моей голове должен был насквозь быть пропитан атмосферой, погружающей в события разных времен.
По факту Переславль-Залесский – это типичный подушатаный провинциальный российский городок, в котором рандомно разбросаны исторические памятники. Причем, большая часть из них, увы, требует серьезного ремонта или реставрации. Не очень уютный, местами заброшенный, с постоянной пробкой на единственной центральной улице, раздраженными жителями и отчетливой нехваткой дворников.
Туристическая привлекательность города держится на «точках притяжения». В самом Переславле странная любовь к странным музеям, среди которых Музей утюга, Музей чайника, Музей хитростей, Музей «Конь в пальто», Музей шоколада, радио и еще с десяток чего-то подобного. Понятое дело, есть памятник князю Александру Невскому и Спасо-Преображенский собор, построенный в честь него.
Есть несколько интересных ресторанов: наше внимание привлек «Альбицкий сад» – отель-ресторан-музей, посвященный одному из знаменитостей городка XIXвека, физиологу Петру Альбицкому. Остановились в нём – не пожалели: простенько, но очень атмосферно.
Главная же достопримечательность округи – конечно, Плещеево озеро и монастыри, стоящие вокруг него.
Tank300 сделан грамотно по внедорожному канону без всяких скидок: рама, задний неразрезной мост, базовый задний привод с жестким подключением передка, понижайка и обе межколесные блокировки. Дорожный просвет 224 мм и по полметра под бамперами. Идеальные углы въезда\съезда. Почти все днище в железной защите. То есть, это прям суровый внедорожник, которому в базе не хватает хотя бы AT-шной резины.
Плещеево озеро и Синь-камень
Очень необычное место, в котором в хорошую погоду можно расслаблено провести день-два. Необычно Плещеево озеро тем, что оно с одной стороны по колено глубиной чуть не до середины. По крайней мере, местные говорят, что глубина присутствует только с противоположного от Переславля берега.
По сути, это огромный природный «лягушатник», собственно, место и облюбовано родителями и бабушками с маленькими детьми. Зрелище, когда человек метрах в 100-150 от берега идет «по воде», толкая перед собой сап или лодку, действительно выглядит необычно.
Главная «попсовая» достопримечательность озера – конечно, знаменитый священный «Синий камень» (весит 12 тонн), объект поклонения жителей дохристианской языческой Руси. Это тот самый камень, на котором чуть ни сам Велес писал руны, который пытались зарыть, потом нечаянно утопили, но Синь-камень каждый раз самостоятельно (!) выбирался обратно.
Нынешние нео-язычники говорят, что божественная энергия Синь-камня иссякла с наступлением XXI века. Не выдержав потока туристов, блогеров, инстаграмщиц 60+ и съемочных групп Рен-ТВ, Синь-камень погружается обратно в грунт. Правда это пока не мешает брать с каждого желающего на него посмотреть по 300 рублей.
В эти же деньги входит эко-тропа к плещеевским цаплям, за которою можно не платить (никто ничего на входе не проверяет), поскольку вероятность увидеть цапель стремится к нулю, а также доступ к местному плещеевскому кемпингу – кстати, довольно обустроенному и просторному.
Для верующих людей главная достопримечательность Плещеева озера - один из древнейших монастырей Руси – Никитский, датируемый XII веком. Кроме того, на берегу расположена Церковь Сорока Мучеников. Жителям Санкт-Петербурга не помешает заехать и в Музей-усадьбу, где хранится единственный уцелевший «корабль» потешной флотилии - ботик Петра I.
Внутри Tank300 прям реально хорошо и спереди, и сзади. Первое, что бросается в глаза – тут вообще нет утилитарности, свойственной подобному классу машин – даже багажник полностью обшит ворсом, что точно лишнее (багажник, кстати, маленький). Интерьер – добротная попытка закосить под современный Gelandewagen. Конечно же, китайцы от души напихали электроники – почти все новомодные навороты в Т300 есть.
Кострома. Ипатьевский монастырь и Костромская слобода.
Самое главное, что нужно помнить: старорусские монастыри – это не просто православные святыни. Это одновременно и военные крепости, и княжеские резиденции, и крупнейшие землевладельцы, и центры культурного развития региона. Короче, древнерусские монастыри – это и есть наша история, особенно с поправкой на то, какое значение имело для развития страны православие, ставшее, по сути, фундаментом государственности и одним из факторов международных отношений.
Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в Костроме - один из таких примеров. Родовое гнездо трёх царских династий, усыпальница Годуновых и колыбель Романовых. Чего тут только ни происходило с XIV века!
Очень грамотно, что сразу за монастырем расположили и другой музей под открытым небом – Костромскую слободу. Это очень атмосферный краеведческий парк, показывающий быт зажиточных крестьян XVIII-XIX века.
Однако, как ни крути, именно в Костроме обратили внимание, что среди встречаемых групп туристов и просто путешественников, очень мало молодежи - её практически нет. Круизные суда по Волге - вообще передвижные дома престарелых, картину в которых разбавляют только сбагренные родителями внуки младшего школьного возраста.
Понятно, что у старшеклассников и студентов летом совсем другие интересы, а в нашем северном государстве с полугодовой зимой желание побывать на теплом море возведено в абсолютный культ, но всё-таки есть ощущение, что отсутствие интереса смотреть на живую историю своей страны – это следствие должного преподавания этой самой истории.
Тут могу сказать только огромное спасибо своим преподавателям (особенно в университете), которые вместо зачитывания глав из учебников, привили интерес к предмету такой подачей материала, по сравнению с которой сюжет «Игры престолов» - это набор простеньких забавных сказок.
Мотор на Tank300 бензиновый 2.0-турбо на 220 лошадок и 380 Нм. К мотору вопросов нет – тянет отлично, ускоряется со 100 км\ч без проблем, жрет приемлемо: средний расход с приоритетом, понятно, на трассу – 10-11 литров. В городе 13-15. В паре полноценный гидромеханический автомат ZF аж на 8 ступеней. По мне так, последние две - лишние. Переключается коробка идеально, но в верхних передачах порой путается, кик-даун нередко получается с двойным прожатием.
Плёс
Одна из самых красивых жемчужин Золотого кольца оставила неизгладимое впечатление во многих смыслах слова. Само собой, эта застывшая декорация уездного городка XIX века на Волге связана с именами Левитана и Шаляпина. Однако мне куда больше запомнилось имя Алексея Шевцова, бизнесмена, который много лет восстанавливает Плёс на свои деньги.
Результат превосходит все ожидания: Плёс – это пример того, как могла бы выглядеть вся провинциальная Россия, если бы весь бизнес в ней был такой же, как предприниматель Шевцов. Городок, по атмосферным улочкам которого хочется гулять, не останавливаясь, рассматривать каждый восстановленный, отреставрированный или построенный заново крестьянский, купеческий или барский дом.
Алексей Шевцов, конечно, не столько меценат, сколько бизнесмен. А потому многие отреставрированные исторические дома превращены в бутик-отели, стоимость проживания в которых от 24000 до 88 000 рублей в сутки (!). Цены в окружающих кафешках и сувенирных лавках под стать – эдакая «рублевка» Золотого кольца. Понятно, что с такими прайсами главные постояльцы здесь представители отнюдь не рабочего класса. Судя по фотографиям – от звезд российского шоу-бизнеса до членов королевской четы Британии.
Но в целом, концепция всё равно рабочая: если для того, чтобы восстановить историческое наследие России, надо дать возможность одним предпринимателям разводить на деньги других толстосумов, то я двумя руками за. Даже с поправкой на то, что простому народу останется возможность любоваться на это только снаружи.
Повадки Tank300 предсказуемо специфические: при почти безграничной энергоемкости амортизаторов Tank300 тряский, но идеально тихий - шумоизоляция превосходная. На убитой грунтовке китаец вытряс из нас душу, но сделал это почти беззвучно, не считая пары пропущенных ударов на отбой и, увы, пробитого камнями колеса (менять запаску, кстати – это целый квест). При этом на волнах внедорожник приятно покачивается, однако на траектории все равно стоит отлично, в поворотах не пугает, правда на грунтовке, конечно, склонен к заносам, которые легко контролируются. В общем, как и любой серьезный аппарат, требует определенного опыта.
Ярославль
Столица и самый большой город Золотого кольца - тысячелетний Ярославль. На фоне остальных это реально большой город, в котором не ощущаешь себя в провинции. Как и многие другие региональные центры, окраины Ярославля встречают постсоветской разрухой, постепенно перетекающей в серые панельки спальных районов, после чего город раскрывается в историческом центре. Главное, чего отчетливо не хватает – косметического ремонта фасадов многих зданий. Видно, что город дышит историей разных эпох, которая восхищала бы еще больше, не будь такой обшарпанности.
В противовес этому древнейшее сердце Ярославля - Рубленный город или Ярославский кремль с целым списком музеев на территории, который перетекает в новый парк - Стрелку, а также прекрасную набережную Волги и другие достопримечательности.
Как ни сложно догадаться, наши предки строили города из того, что было под руками, то есть, из дерева (собственно, потому город и Рубленный). И это же является главной причиной того, что огромная часть культурного наследия древней Руси просто не сохранилась, причем нигде.
Ярославль 1010 года основания (!) в этом же числе: город почти полностью сжигали несколько раз, еще столько же он сгорал сам. Полноценное каменное строительство тут началось только во второй половине XVII века, так что почти все места, где сегодня ходят туристы, познавая «тысячелетнюю» историю Руси, немногим старше Санкт-Петербурга. Однако это не отменяет превосходной исторической атмосферы города и в целом крайне приятного впечатления.
Отдельно хочу сказать, что Ярославль порадовал ценами (особенно после Плёса), как на проживание, так и на питание. Однозначный зачет ресторану русской кухни «Собрание» за сочетание качества еды, атмосферы и цены. В общем, покрасить бы центр города и была бы прям совсем красота!
В суровое бездорожье на Tank300 мы так нигде и не встретили. Дальше подключения передка дело не доходило, но арсенал тут богатейший. Что необычно: на каждый режим привода есть свой список режимов движения. На заднем, например, можно выбирать чувствительность руля или экономичный способ езды. Включение 4Н открывает возможность выбирать движение по типу поверхности, а 4L задействовать блокировки и самые сложные программы бездорожья, включая «танковый разворот».
Вологда
Воспетый белорусскими Песнярами городок оказался очень милым и наполненным всякими «пасхалками». Во-первых, как оказалось, после ставшей хитом песни 1976-го года, в Вологде пришлось реально везде делать резные палисады, поскольку особо-то никто резьбой по палисадам (заборам вокруг придомового сада) не заморачивался.
Фишка Вологды была в другом – особом построении домов с угловым балконом второго этажа над крыльцом первого: так в Вологде построены многие исторические строения.
Конечно, многие сегодня знают Вологду по вкуснейшему мороженному и знаменитому сливочному маслу. Тут случилось второе откровение: оказалось, что рецепт отличного вологодского масла привезен предпринимателем Верещагиным из Франции, а точнее – из Нормандии.
Именно поэтому оно первоначально называлось «Парижским» и лишь в 1939 году было патриотично переименовано в «Вологодское», при этом масло отлично продавалось на экспорт обратно в Европу, в том числе под брендом «Петербургское».
Еще одна фишка Вологды – кружево, которому в городе посвящен целый музей. Тут двумя словами не обойтись – это целая история, к которой опять же и Европа, и Санкт-Петербург имеют непосредственное отношение. Кому интересно – в интернете полно информации.
Ну и личное впечатление: в Вологде обратило на себя внимание какое-то удивительное количество молодежи и молодых семей, детей и влюбленных парочек. Признак того, что у города есть будущее.
В целом, как всегда: вложить сюда …дцать миллиардов денег и получится очередная историческая жемчужина России. Пока видно, что вкладывают в основном бизнесмены, реставрируя старые дома под кафешки и мини-отели по московским ценам.
Бонусный заезд в Кижи
Последний раз в Кижах удалось побывать, кажется, лет 15-16 назад. Поездка на озерном «Метеоре» и тогда стоила прилично, но в целом это были подъемные суммы, которые было не жалко отдать за насыщенную прогулку.
Сегодня времена изменились, как, видимо, и клиентура подобного отдыха. Во-первых, билеты в Кижи теперь надо заказывать заранее – прогуливаясь по набережной Петрозаводска и спонтанно подойдя к кассе с расчетом купить пару билетиков на озерную прогулку, можно увидеть удивленный взгляд кассирши с предложением забронировать места на следующие выходные.
Во-вторых, один билетик с базовой экскурсией в Кижи теперь стоит пятерочку! То есть, на двоих - 10, на семью – 15-20 тысяч рублей за пятичасовую прогулку. И это, не считая допзатрат на просмотр остальных достопримечательностей, сувенирку, перекус, попить и т.д. То есть, свозить на один день (!) детей или, наоборот, родителей в Кижи – это где-то 25 000 рублей. Мягко говоря, крутовато.
Не буду описывать красоту исторического карельского острова. Скажу лишь, что этнографические музеи-заповедники под открытым небом сегодня на пике моды. За текущее путешествие это четвертое подобное место, которые мы проезжаем. Понятно, что из-за островного положения и давней истории у Кижей особый шарм, но в целом концепция везде одинаковая. И у нее, по сегодняшним меркам, есть один недостаток.
Практически во всех подобных музеях-заповедниках нет жизни. То есть, везде экскурсовод разной степени занудности только рассказывает о том, как это было. Изредка можно встретить двух-трех статистов, которые что-то показывают.
Для меня же прекрасным примером остается этнографическая деревня Дудутки в Белоруссии или эстонский замок Раквере. Да даже в Выборгском замке можно увидеть главное – реконструкцию жизни людей. Все указанные места заселены! В Дудутках работает настоящая ферма, по деревне на запряженных повозках ездят крестьяне, варят настоящий самогон, который можно купить, чего-то пекут, куют, мелят, ткут вне зависимости от того, есть туристы или нет. То же самое в Раквере, где в замке марширует средневековый гарнизон, раз в час стреляет настоящая пушка, пасутся гуси, под ногами бегают курицы и т.д. Почти всё можно попробовать, потрогать, поделать, даже переодеться и помочь, поучаствовать в жизни деревни.
Всё это настолько добавляет атмосферы и ощущения присутствия, что меня до сих удивляет, почему это не сделано везде. Мне кажется, хотя бы на лето можно без проблем набрать на практику студентов истфаков и будущих культурологов, всяких волонтеров и реконструкторов, чтобы вдохнуть жизнь в заснувшие навсегда этнодеревни и дать зрителям-туристам увидеть все своими глазами. По-моему, это было так круто…
Как ни крути, но нужен интерактив и аниматоры
В целом же, поездка даже по части Золотого кольца России оставила приятные впечатления, но только взрослой части экипажа. Признаться, эффект однообразия всё-таки настигает. Исторический подгруз перед подобными поездками и современный мультимедийный интерактив для детей на месте уже нужен обязательно, иначе будет складываться ощущение, что история России – это скучная поездка от одного монастыря до другого.
Как сказало младшее поколение, если в музее-крепости нельзя зарубить Батыя световым мечом в очках виртуальной реальности – это неинтересный музей.
Ну а за Tank 300 ставим однозначный зачет. И в целом за возрождение концепции, вытесненной кроссоверами, и за конкретную реализацию. Это очень добротный и талантливый внедорожник, который именно по этой причине в путешествии по «цивилизованным» достопримечательностям России оказался абсолютно бесполезным. На него надо ставить AT-шную резину и ехать на Кольский.
А так, даже с заездом в Карелию за неделю пути полный привод пригодился всего один раз. Правда соваться в суровое бездорожье на лакированной машине за 4,5 млн рублей как-то крутовато. В остальном для дальних путешествий Tank 300 жестковат, тесноват и дороговат. Только если как тягач для жилого прицепа-дачи...