Найти тему

Композитные материалы для усиления железобетонных конструкций

Оглавление

Сегодня композиты все активнее входят в нашу жизнь. Не стала исключением и строительная отрасль РФ. Применение композитных материалов в строительстве сегодня находит всё более широкое распространение, особенно при реконструкции зданий и сооружений (в том числе аварийных).

Композит (композитный материал) – это искусственный неоднородный конструкционный материал, в котором соединяются разные материалы для совместной работы и получения уникальных свойств. В композитном материале два основных компонента — полимерная матрица (связующее) и армирующий компонент (основа, наполнитель).
В композитах, используемых для ремонта зданий и сооружений, в качестве армирующего компонента применяются углеродные волокна, а матрицей является специальный эпоксидный либо полимерцементный состав. Матрица обеспечивает совместную работу компонентов композитного материала с усиливаемой конструкцией за счет высокой адгезии.
В зависимости от типа конструкции и её состояния подбирают наиболее подходящий тип углеродного материала и связующего.

Пример железобетонной конструкции, усиленной углеродной лентой.
Пример железобетонной конструкции, усиленной углеродной лентой.

Типы композитных материалов на основе углеродного волокна

Традиционно для внешнего армирования используются следующие виды углеродных материалов:

Углеродные ленты. Это тканное изделие различной ширины и плотности. Ширина лент из углеродных волокон может быть от 150 до 600 мм, а их плотность варьируется от 230 до 600 г/м2.  Наиболее часто для усиления строительных конструкций применяется однонаправленная углеродная лента поверхностной плотностью 530 г/м2.

Пример рулона углеродной ленты ReCarbo Tape
Пример рулона углеродной ленты ReCarbo Tape

Углеродные ламели. Это изделие из уже пропитанного связующим углеродного волокна, которое прошло процесс полимеризации (при высоких температурах). Ширина углеродных ламелей изменяется от 50 до 150 мм. Стандартные толщины углеродных ламелей — 1,2 и 1,4 мм. В линейке материалов ReCarbo сегодня есть специальные ультрапрочные ламели ReCarbo Lamel XT 50/120, толщиной 5 мм.

Ламели ReCarbo Lamel поставляются скрученными в рулоны
Ламели ReCarbo Lamel поставляются скрученными в рулоны

Углеродные сетки. Это тканное двунаправленное изделие. Сетки из углеродных волокон применяются, в отличие от лент и ламелей, с полимерцементным связующим. Ширина таких сеток  — от 600 до 1000 мм. Поверхностная плотность – от 150 до 600 г/м2.

Типы связующих

В зависимости от типа углеродного материала подбирается соответствующее связующее.
Связующее на эпоксидной основе. Это двухкомпонентный состав на основе эпоксидных смол, который состоит из синтетического олигомера и его отвердителя. Данный тип связующего применяется для углеродных лент поверхностной плотностью от 230 до 900 г/м2.

Связующее ReCarbo Resin 530 - одно из самых популярных: им можно пропитывать углеродные ленты от 430 г/м2 до 900 г/м2
Связующее ReCarbo Resin 530 - одно из самых популярных: им можно пропитывать углеродные ленты от 430 г/м2 до 900 г/м2

Густое связующее на эпоксидной основе. Высоковязкое связующее также состоит из двух компонентов и применяется для наклейки углеродных ламелей.
Полимерцементный фиброармированный безусадочный состав. Состав на цементной основе с добавление полимеров и фибры для повышения пластичности и трещиностойкости. Применяется для устройства системы внешнего армирования на основе углеродных сеток.
Комплекс материалов (углеродный материал, связующее, защитный состав) смонтированный на поверхность конструкции — называется
системой внешнего армирования. Полимеризованный композитный материал на основе углеродного волокна часто называют углепластиком.

Впервые система внешнего армирования на основе углеродных волокон была применена в Германии в 1960-х годах. В России данный способ усиления конструкций широко используется с начала 2000-х, а первый объект, усиленный углеродными лентами был реализован в 1998 году.

Основной  документ регламентирующий проектирование и проведение работ по усилению композитными материалами в Российской Федерации — СП 164.1325800.2014 «Усиление железобетонных конструкций композитными материалами. Правила проектирования», утвержденный Министерством Строительства РФ в 2014 г.  Скачать СП 164.1325800.2014 Вы можете здесь.