Все уже начитались новостей из Челябинска? Ничего никого не напрягает? Мне вот непонятна та скорость, с которой новостные паблики и СМИ выстреливают подробностями. Откуда они получают всю эту информацию и насколько она достоверна?
О том, какой Рома был нелюдимый и гипеопекаемый, и о том, что тяготел к подозрительным группам и тематикам в интернете, и посты странные писал незадолго до нападения - всё узнали буквально за час. А за пару часов страна легко собрала подробное досье на нелюдимого и ничем не примечательного мальчика. Который "неожиданно" сошёл с ума.
Вопросики к родителям
Вопрос: если эту информацию так легко добыть журналистам, то что мешало более близким людям присмотреться к этому Роме до того, как он покалечит людей? Если он, как это модно говорить, "с особенностями", мама-папа должны поглядывать не только за тем, как он идёт из школы.
Итак, родители заметили особенности. Возможно, с этим и связана его гиперопека. При этом человек беспрепятственно и бесконтрольно пишет в интернете бред, интересуется оружием и участвует в сомнительных сообществах. Как обычно, никто ничего не замечает.
Далее.
Есть версия, что всё это нападение - обычная месть. Строятся догадки, что главная пострадавшая посмела унизить Рому, а остальные дети смеялись. Гордый орёл не стерпел, подготовился и пошёл крушить головы молотком всем подряд.
Итак, если родители внимательны к сыну "с особенностями", они бы знали о происшествии? Возможно. Проработали, поговорили, сняли напряжение ситуации, разрулили?
Если родители знают о склонностях сына (см. скрин выше), то что мешало предупредить об этом в школе учителей, администрацию, и (внимание!) - провести беседу с учениками. По одной из версий, над мальчиком издевались школьники, а главная потерпевшая при всех унизила его, накрасив косметикой. (как это на практике может выглядеть - не представляю, но версия такая есть).
Понимаю, что дети жестоки и бестолковы в отношении таких мелочей. Но говорить с ними нужно о таких "особенных" детях и их опасности. И о том, что тихих и безобидных тоже может переклинить, да ещё как.
У нас в обычной школе тоже были эти "классы коррекции", где собраны дети с разными особенностями. Учились отдельно, но коридоры-то общие! И да, они тоже были агрессивны, неусидчивы, хамоваты, их сложно было понять, они задирались, выбешивали и нарывались. И всё же нам с 4 класса твердили: не трогайте их. В любом случае отойдите. Даже если они виноваты, первые начали и вообще. Ради вашей же безопасности - не связывайтесь.
И мы понимали, опасались и не связывались. Чувство самосохранения работало. Особенно после случая, когда один такой (кстати, тоже Рома) гонялся за одноклассником с циркулем наперевес и орал "Зарежу!".
Проводились ли такие беседы в этой школе с обычными детьми? Предостерегали ли их от насмешек, издевательств и косых взглядов в сторону учеников из коррекционных классов?
Это уже ответственность не только родителей.
Виновата ли школа?
Да, по закону мы все знаем: во всём, что происходит в школе, виновата школа. Она же несёт ответственность.
Сейчас ставится вопрос: куда смотрела охранник- вахтёр, сидящая на входе? Не заметила молоток, пневматический пистолет и нож?
Уважаемые, а вы заметите этот набор юного Декстера, если всё это аккуратно сложить в рюкзак? Вот и я нет. И вахтёрша не заметила.
Заметить должны были рамки металлоискателя. Но тут вот какая проблема: рамки на входе пищат на всё. Поэтому чаще всего их либо незаметно отключают (раздражают своим писком), либо игнорируют. Ну пищит и пищит - она на каждого пищит, что ж теперь - обыскивать каждого (с)? Возможно, вахтёрша/охранник рассудила так же и спокойно пропустила ученика с арсеналом.
Далее переходим к учителям. Это они должны замечать, профилактировать, вовремя сообщать куда следует обо всяком подозрительном. Для этого проводятся беседы, психологические тесты и прочие попытки влезть в душу подростка.
Нравится ли подросткам, когда в душу лезет классрук или школьный психолог? Нет, конечно. Поэтому тесты все пишут хорошо и правильно, во время бесед вежливо молчат, говорят, что всё хорошо. А потом - такое. Никто не ожидал и не мог даже подумать.
На самом деле школа мало что может сделать. Недавно я писала о случае в американской школе, где ребёнок прямо писал и просил о помощи из-за навязчивых мыслей о расправе, и школьные учителя и врач прямо просили родителей обратиться к врачу во избежание страшных последствий. И что? Родители сказали, что им некогда, а школьные проблемы - не их проблемы.
Возможно, в случае с челябинским происшествием родители тоже не особо парились. Ну нелюдимый, ну одинокий... Наше дело - присматривать после школы, а в школе это забота учителей.
Что могут сделать учителя в данном случае - загадка.
А СМИ всё знают
Тем временем в новостных пабликах Шерлоки Холмсы и Эркюли Пуаро как из пулемёта выплёвывают факты и пытаются как-то увязать их в единую структуру, чтобы получить ответ на вопрос: как так получилось?
Вот, например, солянка из фактов:
При чём тут рок-группа, майка и сын мигрантов? А шут его знает, делайте выводы сами, стройте теории, а мы вам ещё фактов подкинем. Зачем? Ну просто:
Единственная цель, которую я могу предположить (ну, помимо сбора подписоты и увеличения охватов и просмотров новостей): дать хоть какую-то надежду на то, что с этим мальчиком было что-то не так, поэтому так и случилось. Вон, у него и посты явной направленности писал, и музыка сомнительная, и одиночество, и аллергия на табак...
А с теми, кто группу эту не слушает, майку их не носит, имеет друзей и не состоит на учёте в ПДН и коррекционном классе - с теми ничего подобного не произойдёт (якобы).
На самом деле, никто не застрахован от того, что у ребёнка свистнет кукушка. Даже если он волонтёр, активист и душа компании и выглядит психически стабильным. Будьте внимательны и бдительны, дорогие родители. Время сейчас такое.
Кстати, вы знаете, о чём думает ваш ребёнок прямо сейчас?