Это сегодня Мариуполь возрождается из пепла: тут и там возвышаются подъёмные краны, на площадках играют дети, сияют окна в новых домах, шумит вода в фонтанах. С каждым месяцем всё меньше напоминаний остаётся о том, что весной 2022 года здесь царил кромешный ад.
Обломки, осколки, воронки, клубы чёрного дыма, обугленные скелеты разрушенных домов, нескончаемые интенсивные бои и загнанные в подвалы люди – измученные, грязные, голодные, топившие снег, чтобы утолить терзавшую их жажду.
Именно таким город помнил бы майор Дмитрий Востриков, командир роты легендарной 810-й отдельной гвардейской бригады морской пехоты Черноморского флота, вошедшей сюда одной из первых. Наши морпехи были уверены: гражданских в городе не осталось, все эвакуированы. Ужасная правда открылась тогда, когда бои уже начались.
Российских бойцов встретили шквальным огнём ещё на подходе к населённому пункту. Однако 10 марта 2022 года Дмитрию и части его подчинённых удалось войти в город и превратить станцию переливания крови в опорный пункт батальона.
И тут же он вернулся, чтобы лично завести оставшиеся подразделения роты: не мог по-другому. Всегда рядом со своими бойцами, всегда на переднем крае, всегда первым в бой – и ни шагу назад… И в любую секунду он был готов подстраховать, прикрыть собой каждого своего сослуживца. Неспроста майор пользовался огромным уважением подчинённых.
«Живые щиты» Мариуполя
А противник не терял времени даром: в жилых домах создавались огневые точки. Только тогда выяснилось, что украинские нацисты сознательно не давали мирному населению возможности покинуть Мариуполь и фактически прикрывались женщинами, детьми и стариками. Загоняли в подвалы всех, включая больных и раненых, а при взятии того или иного дома гражданских выводили на улицу или безжалостно обстреливали здания, отступая…
Тем острее чувствовался контраст: с одной стороны – укронацисты, чинящие зверства и не считающие жителей Мариуполя людьми, а с другой – наши бойцы, боровшиеся буквально за каждую жизнь.
Например, рота майора Вострикова, выполняя приказ прорваться к центру, заняла одну из девятиэтажек, которая вскоре загорелась от обстрела со стороны ВСУ. Продолжать выполнять приказ или спасать оставшихся в доме мирных жителей? Дмитрий не раздумывал ни секунды.
Часть его бойцов прикрыла дом огнём, остальные бросились выводить людей. Востриков и его морпехи ещё не знали, что эти первые спасённые гражданские будут лишь малой частью тех, кого им предстоит вывезти из горящего Мариуполя в ближайшие дни.
Только вперёд, только ввысь!
Те, кто близко знал Дмитрия, рассказывают: он с детства был таким – всегда готовым прийти на выручку, отстаивающим справедливость, целеустремлённым. И добавляют: он неизменно ставил высокую планку, брался за самые сложные задачи и добивался поставленных целей.
Мальчишке было 11, когда он вместе с отцом наполнил песком мешок и подвесил его в сарае. Импровизированную боксёрскую грушу он колотил так, что сбивал костяшки пальцев, но не сдавался: увлёкся боевыми искусствами и мечтал только о победах.
Потом были учёба в профтехучилище и новая достойная цель – Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище, в которое удалось поступить только со второй попытки.
И тут Дмитрий старался быть первым и в учёбе, и в спорте. В 2010 году, например, он выиграл турнир по армейскому рукопашному бою памяти легендарного командующего ВДВ Героя Советского Союза генерала армии Василия Филипповича Маргелова. Востриков не побоялся сильнейшей конкуренции и показал себя достойным одного из самых престижных в армии призов.
А после окончания училища молодого лейтенанта распределили в Севастополь, в 810-ю отдельную бригаду морской пехоты. А дальше – штурм базы украинской морской пехоты в Феодосии в 2014 году и командировки в Сирию.
Впрочем, этот опыт и то, что отрабатывали на полигонах, совсем не напоминало то, с чем столкнулись наши ребята в первом бою в ходе СВО.
Русский дух не сломить
В хаосе того сражения в Запорожской области управление батальоном оказалось потеряно. Дмитрий, будучи заместителем командира батальона, сначала выводил людей из-под обстрела, а потом фактически взял командование на себя, выставил боевое охранение, грамотно организовал бой и эвакуацию раненых. Командование бригады выслало вертолёт. Экипаж смог под вражеским огнём принять на борт раненых.
Однако первые потери произвели на личный состав гнетущее впечатление. Когда штурмовой батальон вывели в район Евпатории на отдых и доукомплектование, командование бригады столкнулось с неожиданной ситуацией. Многие бойцы-контрактники стали отказываться от участия в дальнейших боевых действиях: кто-то заявил, что у него на той стороне родственники, кому-то просто было страшно.
Дмитрия это поразило. Было стыдно за товарищей, принявших присягу. Внезапно Вострикова вызвал командир и предложил возглавить проблемную роту. Должность эта не соответствовала ни званию Вострикова, ни его положению заместителя командира батальона. Но он выполнил просьбу.
И сразу отправился к бойцам на серьёзный мужской разговор. Сказал честно: сам тоже боится. Но если противника не остановить, если сложить оружие, через неделю он придёт к близким – к матерям, к жёнам, детям. И их не пощадит, не пожалеет…
И ребята остались. Он умел вдохновлять, умел воевать, берёг людей, всегда честно говорил с ними и был готов рисковать своей жизнью ради спасения других. С таким командиром и в бой нестрашно!
В сущем аду
Но вернёмся в Мариуполь, где ВСУ, отступая, открывали шквальный огонь по домам, зная, что там находятся мирные жители.
В первых же боях стало понятно, что действовать в городских условиях взводами и даже отделениями нельзя: это слишком уязвимые для миномётов и гранатомётов цели. Морпехи разбивались на пары и тройки, с разных сторон проникали в дома, зачищали квартиры и медленно, дом за домом продвигались по улице Троицкой, ближе к центру города.
В конце этой улицы располагались большой торгово-спортивный комплекс и кинотеатр. Подходы к этим объектам были перегорожены городскими автобусами и троллейбусами и хорошо пристрелены. Дмитрий повёл своих подчинённых в обход, зачищая одну за другой соседние многоэтажки. Его грамотные действия заставили азовцев и ВСУшников отойти практически без боя.
Однако даже наших ребят, зачистивших уже не один дом, не могла не поразить обстановка в зданиях кинотеатра и спорткомплекса. Войдя туда, они обнаружили, что подвалы битком забиты людьми. 4,5 тысячи человек могли погибнуть в любую секунду: при отступлении укронацисты, как уже знали российские бойцы, обязательно обстреливали оставленные ими здания.
Но, несмотря на то что задача казалась невыполнимой, Дмитрий за считанные часы организовал эвакуацию и сумел вывезти всех этих людей в безопасное место. Мариупольцы едва сдерживали эмоции. И созданные украинской пропагандой мифы о кровожадности русских быстро развеялись…
Последний плацдарм
После завершения эвакуации морпехи двинулись дальше. 18 марта рота Вострикова вышла к проспекту Металлургов и смогла его пересечь. Но здесь один из взводов попал в засаду: наши потеряли троих бойцов, ещё несколько получили ранения.
Параллельно проспекту Металлургов шла улица Куинджи, бывшая Артема. Здесь 19 марта морпехи майора Вострикова столкнулись с хорошо укреплёнными позициями ВСУ, взять которые не удавалось 4 дня. Здесь же 22 марта перед опорным пунктом укронацистов погиб командир бригады гвардии полковник Алексей Шаров.
На следующий день бой за вражеский опорный пункт разгорелся с новой силой. Дмитрий Востриков принял решение с небольшой группой бойцов обойти его через частный сектор.
Первое ранение он получил в бедро, но продолжил сражаться. Но вторая рана оказалась смертельной: снайперская пуля попала в голову и перебила шейный позвонок…
Чтобы жили дети…
Вдова гвардии майора Ольга Вострикова признаётся, что сперва не хотела верить известию о гибели мужа, потом старалась не поддаваться отчаянию – ради детей, сына Романа и дочери Александры.
Говорит, муж, перед тем как уйти, пообещал девочке, что скоро вернётся. И до сих пор она спрашивает, где папа, не до конца понимает, что значит «погиб». Но в чём дети точно уверены, так это в том, что их папа – истинный герой, который спас многих гражданских и военных.
Читайте также:
1️⃣ Приближаем Победу! Тест о писателях и поэтах, защищавших Россию и показавших войну без прикрас
2️⃣ «Гуманизм» на крови детей: почему в России нужна смертная казнь
3️⃣ «Беспилотниками закидаем!» Почему мы не мстим Украине, и как наш ночной дозор остаётся непобедимым