Найти тему

Бизнес и правила игры. Бизнес 90-х. Часть 2

Губернатор Нижегородской области Б.Немцов и Председатель Правительства Е.Гайдар. Фото из открытых источников.
Губернатор Нижегородской области Б.Немцов и Председатель Правительства Е.Гайдар. Фото из открытых источников.

Начиная с конца 1993 года, мы начали заниматься продажами автомобилей. Могу сказать, что все шло очень хорошо, вплоть до 1996 года.

Продавать автомобили нам очень понравилось, поэтому мы стали это развивать. Дошло до того, что из Казахстана нам пришел заказ на 20 автомобилей « Волга». На наш расчетный счет пришла огромная сумма денег, для того времени очень большая, более 100 000 миллионов. После того , как деньги поступили на счет в банке, мне позвонил вице-президент банка и спросил о возможности не отправлять их на автозавод, а прокрутить 4-5 дней, положив их на депозит, и получить хороший доход. Хочу напомнить, или сказать тем, кто не знает, что в те годы проценты по кредитам составляли 230-235 процентов годовых. Я не ошибся, именно 230 процентов годовых. Вот поэтому наценки на товар составляла 300-350 процентов, на меньшее редко кто соглашался, сделка была не выгодной. Я отказался, как чувствовал, что можем нарваться. На следующий день к нам в офис вошли два человека, показали удостоверения полковников КГБ Казахстана и потребовали показать купленные ими автомобили. Это было прикольно. Мы им объяснили, что по договору мы должны поставить автомобили через две недели. Казахские полковники позвонили в фирму, которая оплачивала машины, удостоверились в нашей правоте. После этого они съездили к своим российским коллегам и уехали к себе, обещая вернуться через 10 дней.

После десяти дней полковники приехали вновь. Один из гостей был начальником хоз. части республиканского КГБ, а второй начальником гаража того же ведомства. Потом началось самое интересное. Посмотрев спецификации на получаемые автомобили, завгар КГБ пришел в ужас. Оказывается ,10 автомобилей были укомплектованы автомагнитолами, а 10 авто радиолами. «Меня генералы убьют. Как я могу дать не всем одинаково укомплектованные автомобили», - был возглас полковника. После этого мы договорились о дополнительной сумме договора , чтобы поменять все машины на одну комплектацию. Меня заверили, что деньги пришлют завтра и мы оплатили дополнительные 10 автомагнитол на завод. Одним из условий казахов было то, что машины поедут по железной дороге в Алма-Ату. Причем мы должны были обеспечить доступ покупателей на платформу загрузке. Придя на платформы, кгбэшники проверили всю охрану и их спецсредства. Только после этого были подписаны документы на отправку машин. Эти требования добавили нам головной боли, но заработок на этой сделке был супер. Обычно мы отправляли в Казахстан автомобили своим ходом, а тут отправка железной дорогой, для нас это тоже было впервые. Лично я сначала не поверил, что автомобили появились на ж\д станции в Алма-Ате через неделю. Это был какой-то скоростной прогон ж\д платформ.

После этого к нам приехали вновь эти два казахских полковника. Они привезли благодарность от себя и от руководства, т.к. руководство осталось очень довольно. И вот когда мы выпивали с ними казахскую водку, которой Назарбаев угощал Ельцина, я задал вопрос. Почему КГБ Казахстана не могло купить автомашины через своих коллег из ФСБ России. Ответ был прост. «Договор мы бы, наверное, заключили, а все остальное как бы мы стали делать. В итоги получили бы геморрой, а так все довольны», - сказал полковник завгар.

После этой сделки у нас достаточно много появилось заказов из Казахстана на автомобили. Мы даже туда умудрились продать штучные экземпляры автомобиля « Волга» ГАЗ 005. Эти экспериментальные автомобили планировалось выпускать для чиновников высокого ранга по госзаказу. В один момент было изготовлено 5 автомобилей для Совета Федерации, но что-то пошло ни таки от них отказались. Завод предложил всем , у кого были договора с заводом попробовать их реализовать. Вот у нас и получилось продать их в Казахстан. Это была не сделка, а сказка . автомобиль стоимостью 10 миллионов был продан за 20 миллионов. Это бы круто.

Продавали мы и отдельные автомобили, в том числе и грузовые. Как то , купил у нас грузовой автомобиль ГАЗон фермер из Краснодарского края. Человек приехал один за автомобилем. Дали ему сотрудника для получения автомобиля на заводе и сказали, что поможем ему выехать и города. Фермер отказался от сопровождения, решил, что это ему не нужно. Через два часа сотрудник вернулся в офис, доложил, что автомобиль получен и передан покупателю. А чере час появился наш покупатель у меня в кабинете с каким то молодым человеком. Фермер сказал, что к нему какие то вопросы есть у этого парня. Молодой человек сказал мне , что он отвечает за дороги и ему что-то должны заплатить с купленной машины. Через 5 минут он вышел из моего кабинета с пониманием, что ему ничего никто не должен. Нашего покупателя мы проводили за пределы города, он благополучно добрался до дома и позвонил с благодарностью, обещал нас рекомендовать знакомым.

Хочу заметить, что после продаж «Волг» у нас на стоянке скопилось около 100 автомобилей ГАЗ – 66. Эти автомобили мы продавали по цене ниже чем в прайсе автозавода, но они практически не продавались. Причем такая картина наблюдалась у всех продавцов автомашин в Нижнем Новгороде. В один момент случилось чудо. Приехал человек из Владимира и скупил в городе все ГАЗ – 66 за пол цены. Как все были рады. Потом выяснили, что этот покупатель обменял данные автомобили нефтяникам на их продукцию. Вот такие дела.

Все бы было и дальше хорошо, но правительство области решило отрегулировать рынок продаж автомобилей. Для продажи автомобилей нужно было приобретать лицензию и начинать развивать свои стоянки продаж. Так начиналась эра автосалонов. Мы решили, что и так без этого сможем и дальше продолжать этот бизнес, а там посмотрим. Просмотрели. В 1995 году продажи автомобилей были мизерными, а в 1996 году они и вовсе прекратились. В последний вагон за лицензиями мы не успели. В этот момент между троими акционерами впервые пробежала « черная кошка».

В этот период мы занимались не только продажей автомобилей, но развивали и другие направления. Но это уже другая история.

Продолжение следует.

Бизнес 90-х коллаж. Фото из открытых источников.
Бизнес 90-х коллаж. Фото из открытых источников.

Если интересны рассказы о путешествиях, рассуждения и анализ развития сельского хозяйства, политики, общества, истории, подписывайтесь на мой канал «Впечатления путешественника».

Не забываем ставить лайки.

Читайте и смотрите Телеграмм канал «Впечатления путешественника».