Тема страха допустить ошибку по-прежнему актуальна для меня, но по моим ощущениям, уже не в той степени, в которой когда-то это было. Раньше это очень «парализовало», нет, «кастрировало», именно это слово больше подходит, страх лишал меня возможности получить другой опыт, разнообразить свою жизнь, страшно было выглядеть глупо, нелепо. Отчётливо помню, что страх допустить ошибку сопровождал меня в университете, на парах по практике английского языка. После универа, уже в Китае, в самом начале я избегала общения с носителями языка, хотя, казалось бы, такая прекрасная возможность общения, в моей голове было твёрдое убеждение, что меня будут осуждать за то, как я говорю, что говорю, моя речь должна быть безупречной (без ошибок) или никакой, то есть лучше избегать общения. Уже благодаря терапии, я постепенно, очень медленно, но пришла к осознанию того, как многого я всё-таки лишаю себя, а ожидание критики со стороны других людей, которых я даже не знаю, это мои собственные проекции, это мой собственный критик, которого я готова искусственно подсадить окружающим, которым нет дела до моих ошибок. И теперь в ситуациях, когда страх совершить ошибку затапливает меня, я задаю себе вопрос: а что опасного произойдёт, если я ошибусь? Осознание присутствия критика (этого самого убеждения) только в моей голове помогло мне быть более спонтанной, более открытой со своими учениками, поскольку в начале моего преподавательского пути, мне было страшно допустить ошибку в присутствии учеников, но ведь учителя – это такие же живые люди, и здорово, если в такой момент удастся быть открытым и искренним с учениками, признавая свою ошибку и предлагая разобраться в чём-то вместе, а это, наверняка, путь к доверительному сотрудничеству. Для меня важно донести до своих учеников, что ошибаться в процессе изучения языка или в любом другом начинании - это нормально, это результат и часть роста.