Процесс подготовки актера к роли — тайна и святая святых профессии. Что происходит в душе человека, когда он пытается стать другим, поверить в чужую жизнь, как в свою? Описать такое перевоплощение можно только метафорически. Но в этом невыразимом процессе творчества есть и конкретные приемы и методы — порой самые удивительные.
Константин Станиславский
Мало кто знает, что великому режиссеру и создателю актерской системы Константину Станиславскому не всегда сопутствовал успех, особенно в начале его актерской карьеры. Например, ему никак не удавалась заглавная роль в «Скупом рыцаре» Пушкина.
Однажды, проводя лето на водах во французском Виши, актер узнал, что поблизости находится старинный замок с большим подземельем. От отчаяния Станиславский решил запереться в этом подземелье на несколько часов в надежде ухватить ощущение или состояние своего героя. Он провел в темном сыром помещении с крысами два часа, прежде чем понял, что затея провалилась. Актер кричал и просил, чтобы его выпустили, но никто не приходил. Единственным итогом эксперимента стал сильный насморк.
Зато, готовясь к следующей роли — де Сотанвиля в «Жорже Дандене» Мольера, актер, по его словам, получил неожиданный «дар от Аполлона»: «Одна черта в гриме, придавшая какое-то живое комическое выражение лицу, — и сразу что-то где-то во мне точно перевернулось». Роль в этот момент стала понятна и близка. Спектакль имел невероятный успех. Станиславский описывает это событие как одно из главных творческих откровений в своей карьере.
Михаил Чехов
Другой известный актер и создатель уникального творческого метода, Михаил Чехов в своей работе над постановкой «Гамлета» использовал необычный прием. Актерам медленно и громко читали текст пьесы, а они реагировали на него, молча бросая друг другу мячи и стараясь так выразить суть своих ролей. Такой техникой достигалось несколько целей. «Во-первых, — пишет Чехов в своей книге „Путь актера“, — мы освобождали себя от необходимости говорить слова раньше, чем возникали внутренние художественные побуждения к ним. <...> Во-вторых, мы учились практически постигать глубокую связь движения со словом, с одной стороны, и с эмоциями — с другой».
Всеволод Якут
Готовясь к роли Пушкина в спектакле Театра имени Ермоловой, Всеволод Якут специально съездил в санкт-петербургский Музей-квартиру Пушкина на Мойке. Он уговорил сотрудников разрешить ему побыть вечером в кабинете поэта после закрытия музея.
Известно, что Пушкин доходил от своего дома на Мойке до Зимнего дворца за семь минут. Якут повторил его путь и выяснил, что для этого надо почти бежать. То есть Пушкин буквально не шагал, а летал по улицам, столько в нем было силы и стремительности. Так из мельчайших деталей складывался образ, который станет эталонным исполнением роли поэта.
Ольга Леонардовна Книппер-Чехова
Великая актриса и жена Антона Павловича Чехова создала множество прекрасных образов. Один из них — Настя из драмы Максима Горького «На дне». Чтобы воссоздать мир героев ночлежки, труппа посещала Хитровский рынок вместе со знатоком Москвы писателем Владимиром Гиляровским, но Ольга Леонардовна готовилась к роли сама.
«Я совершенно не умею копировать», — объясняла актриса в воспоминаниях. И дальше: «Я боялась, чтобы богатство и яркость новых впечатлений не заслонили для меня... ее сущность и не превратили мою Настёнку в чисто жанровую фигуру». Книппер-Чехова же хотела разглядеть в своей героине индивидуальность — женщину с личной драмой и живой, пусть и исстрадавшейся душой.
Впрочем, какая-то фактура актрисе все-таки была нужна. Максим Горький учил ее заправски крутить «козьи ножки» — папироски с махоркой, а коллеги показывали, как проститутки ходят по улицам, разыгрывали сценки. «Вот подходит такая „Настя“, протягивает негнущуюся руку лопаточкой и голосом, сиплым с перепоя, говорит угрюмо: „Дай пятачок опохмелиться“ и т. п. Постепенно я выработала себе и этот сиплый, с хрипотцой, надтреснутый голос, и „деревянную“ руку», — рассказывала актриса.
Фаина Раневская
Легендарную Фаину Раневскую помнят по цитатам и бесконечным театральным байкам. При этом о колоссальной внутренней работе актрисы говорят гораздо реже. В книге воспоминаний «О Раневской», составленной мемуаристом и бывшим директором театра имени Моссовета Львом Лосевым, есть глава, где актер и педагог Константин Михайлов раскрывает читателям первое правило творческой лаборатории Раневской. Все начиналось с того, что Фаина Георгиевна... записывала свою роль в обычную школьную тетрадку. «Написанное своей рукой вообще постепенно становится своим: возникает поток ассоциаций, поток интуитивного, подсознательного», — рассуждает Михайлов. Потом Раневская цветным карандашом подчеркивала особо важные места, делала пометки. И затем уже эта простая тетрадочка становилась «пособием, букварем, учебником».
Подробнее о жизни театральной Москвы прошлого можно узнать на бесплатном вебинаре «Театральная Москва: от Петра I до Чехова», который проведет ВТБ совместно с образовательным проектом Level One. Историк театра, автор лекций по истории балета Ангелина Дронова расскажет, как рождались выдающиеся спектакли и формировались труппы Большого театра, РАМТа и МХТ, зачем Театральную площадь ограждали канатом, где можно найти подземный ход между театрами и о многом другом. История российского театра пишется и сейчас. Начинается осенний сезон, и театры — партнеры ВТБ приготовили для зрителей множество премьер: рассказываем о новых спектаклях на сайте «ВТБ — России».