Эксперт Александр Николаевич Львовский: интервью Оксане Самборской опубликовано в издании “Строительная газета” №35 (10812) от 13 сентября 2024
Деревянные дома сегодня в топе новостных лент. В прошлом году было решено внести изменения в законодательство, которые позволят создать механизм применения ипотеки и эскроу-счетов при строительстве индивидуальных жилых домов. Разрабатываются меры по государственной поддержке для производителей деревянных домов, что снижает стоимость конечного продукта для покупателей. А через два года, если удастся разработать нормативные документы, есть шанс, начать строительство многоэтажных жилых домов.
О том, почему дерево «зазвучало» именно сегодня, каковы области его применения, и причем тут развитие внутреннего туризма, «Строительная газета» обсудила с Александром Львовским, директором московского представительства «РОССА РАКЕННЕ СПб» (бренды HONKA / АРХИWOOD), уже четверть века занимающейся в России строительством премиальных деревянных домов.
- Почему вообще деревянное домостроение вдруг оказалось в топе? Еще недавно мода была на кирпич и бетон, и вдруг дерево…
- На самом деле, такой ситуации, что работали только в бетоне и в кирпиче, и вдруг стали работать в дереве не было. Последние лет 15 треть построек в индивидуальном строительстве была все-таки из дерева. То есть всегда дерева было процентов 30.
Кроме того, появились технологии, которые тоже можно назвать деревянными: не только строительство из профилированного клееного бруса, но и комбинированные технологии – каркасные дома, которые строятся на деревянном каркасе и обшиваются снаружи деревом. Появились и такие технологии, как CLT, которые тоже без особой натяжки можно отнести к деревянному домостроению.
Комбинации этих технологий - брусовых, каркасных и смешанных увеличили число домов, которые подпадают под критерии деревянного дома. Так что интерес к дереву связан с ростом технологий, которые позволяют это делать.
- Можно ли выделить какие-то архитектурные тренды, которые появились вместе с новыми технологиями?
- За эти годы появились целые поколения архитекторов, которые умеют работать с деревом. Это очень немаловажно. Им есть с кого брать пример: на рынке работают такие зубры, как Тотан Кузембаев, Николай Белоусов. Их уже можно отнести к аксакалам архитектуры деревянного домостроения. И сегодня уже успешно работает новое поколение архитекторов, архитектурных бюро, которые умеют работать с деревом, с пространством в дереве. Как я уже сказал, новые технологии позволяют делать более сложные технические решения – есть возможность производить длиннопролётные конструкции, а это большие площади, больше остекления, больше воздуха, больше высоты.
- Привело ли это к изменению потребительских предпочтений?
- Если мы говорим о платежеспособном сегменте, то потребительские предпочтения изменились в сторону хорошей архитектуры и прогрессивных технологий. Это позволяет как раз проектировать и строить красивые деревянные дома, чем и занимается наша компания.
- Дорогие дома – отдельный сегмент. Но дерево идет и в массовое строительство. Минстрой, например, при содействии Ассоциации Деревянного Домостроения создает реестр типовых проектов, которые позволяют, в том числе, строить дома с применением эскроу-счетов и брать под них ипотечные кредиты. Разрабатываются технические регламенты для такого строительства. Как вы считаете, в этой ситуации есть перспектива, что недорогое деревянное домостроение станет массовым?
- Сейчас сложно об этом говорить. Ипотечную политику сегодня «штормит», повышается ключевая ставка, так что вопрос загородной ипотеки пока, я считаю, стоит на паузе. В сегменте дорогих домов, в котором мы работаем, ипотека может и не требоваться – строят, что называется, на свои. Что касается типовых проектов, то мы с ними не работаем.
Для рынка в целом сейчас важнее не ипотека, а как раз выработка технического регламента применения тех или иных конструкций, тех или иных решений, из стандартизации. Над этим сегодня работают Ассоциация Деревянного Домостроения, Минстрой, Минпромторг и другие ведомства.
Второе над чем необходимо работать – СНИПы, и выпуск Стандартов Организации (СТО) под разные конкретные случаи, связанные с деревянным строением. Это касается, например, правил установки электрооборудования в деревянных домах, которые на сегодняшний день полностью морально и технически устарели. Ведется работа по сертификации, по испытаниям. Развитие этой нормативной базы безусловно приведет к расширению возможностей деревянного домостроения и его узаконивания. В этой работе огромную роль играет Ассоциация Деревянного Домостроения. Наша компания тоже принимает в этой работе посильное участие.
- Если вернуться к архитектуре, можно ли через нее популяризировать деревянное домостроение?
- Здесь я вам дам не то, чтобы парадоксальный, но не совсем прямой ответ. Когда мы с вами говорим про архитектуру индивидуальных жилых домов, мы помним, что есть заказчики, семьи, которые строят дом. И этот дом, каким бы красивым он ни был, зачастую может не стать достоянием глаз всей уважаемой, в том числе архитектурной общественности. Он будет стоять за забором, например, и мы его никогда не увидим, потому что заказчики не захотят никого пускать.
Но как раз всегда, везде развитием архитектуры служили общественные здания и сооружения, которые являются достоянием всех, кто может на них посмотреть. Мы говорим, в частности, об архитектуре таких зданий, как рестораны, гостиницы и прочие объекты туристической инфраструктуры, или о малых архитектурных формах, в том числе городских. И вот тут как раз открывается искусство архитекторов, которые должны делать красивые, современные, стильные, технологичные здания.
Сегодня в этом отношении у нас очень выгодная ситуация. У нас развивается внутренний туризм и деревянное домостроение – объекты из дерева получили очень мощный стимул к развитию. Туристические проекты зачастую строятся в красивых экологичных местах, где испокон веков строились дома исключительно из дерева. Плюс и в том, что деревянные дома возводятся за значительно меньшие сроки, чем из других материалов.
Как раз этот вектор развития туризма также дает очень хороший мощный толчок развитию архитектуры именно для объектов туристической инфраструктуры - гостиниц, ресторанов, домов для проживания и т.д. Туристические объекты все видят, они являются общественным достоянием, в них можно применять очень интересные технические и архитектурные решения. И они очень хорошие популяризаторы деревянной архитектуры.
- Давайте немного поговорим о работе вашей компании в современных условиях. У вас же есть зарубежные корни. Что для вас изменилось за последнее время?
- Наша компания с 1995 года поставляла деревянные дома в Россию. Этот бизнес попал под шестой пакет европейских санкций и компания Honka временно приостановила поставки в Российскую Федерацию. При этом мы сохранили представительство, бренд, потому что на момент наступления санкций, мы уже завезли и строили определенное количество объектов. Мы обслуживаем наших клиентов, несем гарантии. Поэтому мы, как Honka, работаем сейчас здесь. Но при этом с 2014 года мы сделали импортозаместительный бренд на базе финского ДНК. Это полностью российский бренд «АРХИWOOD», и является преемником Honka с точки зрения менеджмента, инженерно-технических подходов и корпоративного управления.
- Как вы решаете проблемы импортозамещения и есть ли они?
- Конечно. Есть проблемы, связанные с вопросами инженерно-технического оборудования, электрики, отопления, вентиляции, интерьерными вещами, мебелью, оборудованием. На сегодняшний день уже все более-менее утряслось. Все, кто может поставлять в Россию, и работает с нами без какой-то политической подоплёки, с ними мы спокойно работаем – с Италией, Германией.
- Подорожал ли конечный продукт? Скажем так, стандартный дом, который вы делаете без учета стоимости земельного участка?
- Ну, как ни странно, не подорожали особо. Мы просто убрали импортную составляющую, логистическую, и остались примерно на том же уровне.
- Ощущаются ли в вашем сегменте кадровые проблемы?
- Тут все зависит от уровня кадров, о которых вы говорите. Если говорить именно о рабочих, то у нас очень стабильный и давний состав строителей, которые десятилетиями работают в компании. Конечно, приходит новое поколение, учится, но в целом мы работаем стабильно, у нас нет каких-то перерывов, когда кто-то остается без работы, поэтому мы не зависим на этом уровне от рынка труда.
Другая история с менеджерами по работе с клиентами. Тут вопрос исключительно поколенческий. В силу разных причин молодые люди немножко другие, их, скажем так, надо адаптировать к нашим корпоративным стандартам.
- Занимаетесь ли вы обучением?
- Мы делаем это в области архитектурного образования, а не строительного. Мы глубоко интегрированы в архитектурное сообщество, и в образовательные процессы. В МАРХи у нас проходят мастер-классы, мы стажируем студентов. Но прямой зависимости – мы провели мастер-класс и к нам сразу пришли работать молодые архитекторы, к сожалению, нет.
Александр Львовский:Александр Львовский:Александр Львовский: