Найти в Дзене

Почему мы перевели своих детей 6 лет назад на семейное обучение и нисколько об этом не жалеем

Если честно, тему семейного обучения на канале я планировала закрыть... Просто у меня старшая дочка закончила 11 классов в прошлом году, а младшая в этом году 9-ый и ушла в колледж. То есть, у меня этот учебный год первый без школы. Нет больше школьников в нашей семье!

Мне казалось, что я уже много чего про семейное обучение рассказала, на канале даже подборка такая есть. Но, вижу, что эти статьи постоянно крутятся и дают немало комментариев, люди интересуются - задают вопросы.

После опроса в одной из последних статей на канале я поняла, что часть моей аудитории подписались на канал именно из-за этой темы и по-прежнему активно интересуются этим вопросом.

Окончательное решение по этому вопросу я приняла сегодня утром, когда мне поступил очередной звонок через знакомых знакомых с просьбой о консультации по вопросам перехода на семейное обучение и вообще, как это все устроено. Муж у меня уже смеется, что за подобные подробные консультации деньги брать пора :-). За последние 6 лет ко мне с такими вопросами обратилось порядка 20 семей из нашей области (кто-то находил меня через блог и соц сети, кто-то через знакомых) и все они перевелись на семейное обучение. И это не считая тех, кто знаком со мной лично и тоже этим вопросом интересовался. В общем, я поняла, что для многих эта тема животрепещущая... А так как я по-прежнему остаюсь в комьюнити родителей-семейников, то у меня постоянно свежая информация и куча историй на эту тему :-) Поэтому по понедельникам на канале будут выходить статьи про семейное обучение.

Сегодня просто хочу коротко рассказать о том, почему мы 6 лет назад забрали детей из школы.

Кто со мной не знаком, у меня есть 2 дочери - Маша (старшая) и Даша (младшая). На тот момент, когда мы приняли решени о том, что уходим из обычной школы, старшая закончила 6 класс, а младшая 3-ий.

Дети у нас хорошо учились, не отлично, но очень хорошо (2-3 четверки за год). Обе были олимпиадницами, участвовали в разных конкурсах в том числе областного уровня. Проблем в плане учебы и успеваемости не было от слова совсем.

Буллингу в школе они не подвергались. Особых конфликтов не было. Да, каюсь, к старшей один раз ходила в школу - поговорить с учителем русского языка. Она подняла дочку и при всем классе стала стыдить, что у нее плохой почерк, довела ребенка до слез. Поэтому пришлось вмешаться. Но это был единственный случай за весь период обучения в обычной школе. С одноклассниками тоже отношения были нейтральными, либо хорошими. Да и школа, в которой учились мои дети, считается одной из лучших в городе.

Если все было так прекрасно, почему тогда перевели на семейное обучение?

Сейчас прямо по пунктам озвучу причины. Кстати, в принятии решения дети принимали активное участие. Мы их не заставляли и не давили. Просто предложили такой вариант. Младшая согласилась сразу, старшая подумала и тоже согласилась. Итак, вернемся к нашему списку.

  1. Я считаю, что ребенок должен расти самостоятельным и ответственным. Учиться не потому, что его заставляют, а потому, что понимает важность обучения. В школе мы постоянно сталкивались с демотивацией ребенка к учебе. Старшая открыто признавалась, что что-то учит и занимается только потому, что боится, что на нее в школе будут кричать учителя. Вся система обучения построена не на мотивации ребенка, а на контроле и "кнуте". Я, как родитель, считаю такой подход абсолютно неправильным. Результат - абсолютно инфантильный ребенок, не способный принять решение и взять ответственность на себя за это решение. Пнули - покатился, не пнули - инициативу не проявит. Я не хотела, чтобы мои дети выросли такими. У нас в семье совершенно другие ценности.
  2. Непосредственно на обучение на уроках в школе тратится крайне мало времени. Урок 45 минут. Из них минут 10, а то и 15 уходит на то, чтобы успокоить класс, минут 15 на проверку домашнего задания и еще минут 15 по быстрому объяснить тему и записать домашнее задание. Причем кто-то понимает и разбирается быстро, хорошо запоминает, а кому-то требуется больше времени. И в результате, тема нормально не изучена на уроке и все остается на дом. Причем это еще очень оптимистичный расклад... Бывает, что тему даже начать не успевают, а уже звонок с урока. А если еще в Вашем классе есть дети, которые уроки регулярно срывают... (а они сейчас есть практически во всех классах), то все становится совсем печально... Получается, что нужно изучать новый материал самостоятельно. У кого дети школьники сейчас, точно поймут о чем я рассказываю :-) Поэтому вопрос качества обучения стоял очень остро.
  3. Ребенок участвует в том, мероприятии, в котором ему сказали, а не в том, где он сам хочет и ему интересно. А дети, которые хорошо учатся и активны - в результате участвуют везде, даже если не хотят. Конкретный пример, моя старшая дочка очень любит рисовать и училась в художественной школе, это направление ей было интересно. Но... Участвовала она в совершенно других мероприятиях, разных конкурсах по экологии, олимпиадах по предметам (в частности по математике, где у нее все было очень хорошо, но этот предмет ей очень не нравился), различных мероприятиях социального направления, которые ей были совершенно не интересны. Они отнимали массу времени и сил, но не давали ребенку ни развития, ни вдохновения. Вы хотите заниматься тем, что не любите, даже скорее ненавидите и считаете скучным? А ребенок вынужден участвовать в таких проектах (особенно, если он хорошо учится). По факту его никто не спрашивает, ему просто говорят, что ты делаешь то-то и то-то, участвуешь вот в этом мероприятии. Можно ли отказаться... Теоретически, конечно можно, но опираясь на пункт 1 понятно, что ребенок просто промолчит и свое мнение не выскажет. В моем понимании, это не про воспитание, а про уничтожение интереса к любой деятельности.
  4. Специальный пункт от моего мужа. Для него именно он сыграл ключевую роль в отношении к переходу на семейное обучение. В нашей школе проводились ежегодно смотры песни и строя к 23 февраля. Кто не в курсе - это марш и песня под музыку(марширует и ходит строем весь класс). А за несколько дней до 23 февраля проводилась торжественная линейка с таким конкурсом. Для понимания ситуации, маршировали дети, начиная с начала января... То есть вышли с новогодних каникул и начиналась такая история... Все уроки физкультуры - это подготовка к смотру, несколько больших перемен - это тоже марш. Дети не солдаты, они просто дети, которые хотят бегать и играть на перемене, а не маршировать. Я категорически против такого подхода. И на уроках физкультуры они должны заниматься уж точно не маршированием в строю. И это было 6 лет назад... Сейчас в школах с этим стало все еще хуже.
  5. У детей остается очень мало времени на свои увлечения. Могу просто коротко рассказать о том, как проходил день у моей старшей дочки в 6 классе. До 14-00 она была в школе, потом бегом домой, пообедать и в художественную школу (там тоже 2-3 урока). Освобождалась она в 6-7 часов вечера. А ведь еще надо уроки делать. Спать она ложилась около часа ночи... А на следующий день к 8 опять в школу. А хочется где-то погулять, где-то книжку почитать, где-то в компьютер поиграть. А подростку просто спать хочется и это нормальное состояние в таком возрасте. Но на все это времени не хватает... Сейчас дети в школе проводят еще больше времени. Старшие классы вообще могут быть в школе до 4-5 часов вечера, а это полноценный рабочий день... И где здесь время для увлечений и развития ребенка в тех направлениях, которых нет в школе. Как быть тем, кто серьезно занимается спортом, музыкой, вокалом, рисованием? Его просто нет...
  6. Из-за нарушения режима у старшей дочери началась мигрень. Очень сильные головные боли до рвоты 2-3 раза в неделю. Врач нам сказал после обследования, что решить проблему можно если наладим полноценный сон, чтобы ребенок высыпался, частое питание ( в школе она обедала и потом еще на перемене пила чай с булочкой, но для подростка такого режима не достаточно) и обязательная физическая активность (спорт) плюс ежедневные прогулки. Когда я спросила, как это реализовать с нашим расписанием в школе и занятиями в художественной школе, врач просто пожала плечами и не смогла ничего ответить...

Как итог, я видела, что в школе нет речи о развитии способностей ребенка, о мотивации, ответственности, умении делать выбор, развитии индивидуальности, а про планирование своего времени я вообще просто молчу. Это те проблемы, которые видели мы с мужем, как взрослые люди. У детей были другие причины, если интересно, могу о них написать в другой публикации.

Хочу добавить, я не поклонница семейного обучения, я не восхваляю такую форму (у нее тоже есть недостатки). Мы просто выбрали лучший вариант из худших. Возможно, в больших городах есть частные платные школы, где все по-другому... Но мы живем в маленьком городке, у нас все школы муниципальные. Я не могу сказать, как было бы в частной школе... У нас просто не было такого варианта выбора.

Очень хотелось бы почитать Ваши комментарии на тему. Почему Вы перевели ребенка на семейное обучение? Или задумываетесь об этом? Был ли у Вас опыт обучения ребенка в частной школе? Есть ли отличия? Или все причины, которые я озвучила, есть и в частной школе?