Выдающемуся деятелю отечественного кинематографа Владимиру Меньшову 17 сентября исполнилось бы 85 лет. Режиссер, актер, сценарист, продюсер и педагог оставил после себя богатое наследие, которое не теряет актуальности и по сей день. Его фильмы «Розыгрыш», «Москва слезам не верит», «Любовь и голуби» и «Ширли-мырли» продолжают удивлять и радовать зрителей разных поколений. «Ямал-Медиа» рассказывает о ключевых событиях богатой творческой биографии Владимира Меньшова.
Биография Владимира Меньшова
Детство и юность
Владимир Валентинович Меньшов родился 17 сентября 1939 года в Баку. Родители познакомились на судне, курсировавшем между Азербайджаном и Ираном: отец служил помощником капитана, а мать работала горничной.
В старом Баку. Фото: Марк Грудский/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru
В раннем детстве Владимир жил в Баку: там родилась его младшая сестра Ирина, а он пошел в школу. После войны семья переехала в Архангельск: отцу, служившему в МГБ, дали новое назначение. Через три года Меньшовы отправились в Астрахань.
После окончания школы он четырежды пробовал поступить во ВГИК, но каждый раз неудачно. Чтобы набраться опыта, Меньшов работал то шахтером, то матросом, трудился и токарем. В 23 года, когда его сверстники уже заканчивали учебу, он поступил в Школу-студию МХАТ, хотя изначально не планировал связывать свою жизнь с театром.
Поступив на актерский факультет, Меньшов осознал, что ошибся с выбором. Учеба среди талантливых однокурсников, таких как Андрей Мягков, Анастасия Вознесенская и Вера Алентова, заставила его усомниться в своих способностях. Эти сомнения преследовали его всё время обучения, что мешало ему проявить себя как актеру. Только один плюс перевешивал все неудачи — на втором курсе он женился на Вере Алентовой, звезде и музе всей его жизни.
Первые успехи
Кино всегда притягивало его с невероятной силой. На втором курсе университета он и Вера решили, что его истинное призвание — режиссура. Меньшов нашел контакты великого режиссера Михаила Ромма, позвонил ему и напросился на встречу. К счастью, Ромм согласился, предложил ему написать работу и прийти через год. Весь год он писал, живя в Ставропольском крае, а Вера была в Москве. Когда же он вернулся с готовыми работами, Михаил Ильич был впечатлен и взял его сразу на второй курс.
Кинорежиссер Михаил Ромм в 1964 году. Фото: Дмитрий Козлов/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru
Первый фильм режиссера Меньшова — короткометражка «К вопросу о диалектике восприятия искусства, или Утраченные грезы» — был снят в 1968 году еще в аспирантуре. Связи, которые он завел во время учебы, помогли ему написать сценарий и заявить о себе как о сценаристе. Но актера на главную роль в выпускной короткометражке по его сценарию «Счастливый Кукушкин» так и не нашли, тогда ему предложили сыграть самому. Несмотря на сомнения Меньшова, фильм оказался успешным и получил награды на нескольких фестивалях, включая кинофестиваль «Молодость-71». После этого его заметили на «Мосфильме» и предложили главную роль в фильме «Человек на своем месте», за которым последовали еще две кинокартины.
Молодой председатель Семен Бобров, роль которого сыграл Владимир Меньшов в «Человеке на своем месте», стал идеальным воплощением образа «нового руководителя» 1970-х, «горящего» своим делом. В 1972 году фильм достиг вершин проката, а исполнитель главной роли получил первую премию на Всесоюзном кинофестивале в Алма-Ате.
Кадр из фильма «Человек на своем месте»/«Мосфильм»/ТО «Юность»/kinopoisk.ru
Судьбоносная встреча с Валентином Черных на съемках этой киноленты стала началом их плодотворного сотрудничества. Именно Черных позднее написал сценарий для культового фильма «Москва слезам не верит».
Фильм «Розыгрыш»
Это не просто история о школьных буднях, а глубокое погружение в мир подростков, их противоречивую психологию. Но Владимир Меньшов как режиссер сумел передать всю сложность и многогранность хрупкого юношеского мира.
Одна из ключевых тем кинокартины — проблема конфликта подростков с учителями и Системой — конечно, в понимании 1970-х. Меньшов поднял этот вопрос с большой деликатностью и точностью, показав, насколько разрушительными могут быть последствия любого «невинного» розыгрыша. Еще одна важная тема — поиск себя и самоопределение. Подростки во все времена сталкиваются с вопросами «Кто я?» и «Кем я хочу стать?». Через историю Игоря Грушко (Дмитрий Харатьян) и его одноклассников Меньшов показал, как не потерять себя на этом пути и получить поддержку со стороны окружающих.
Не менее важным элементом фильма стали необычные операторские решения: камера в «Розыгрыше» не просто фиксирует происходящее, она деликатно ведет зрителя через сюжет, акцентируя внимание на важных деталях. Персонажи буквально телепортируются из одного эпизода в другой. Позднее тот же прием Меньшов использовал в комедии «Любовь и голуби».
Кадр из фильма «Розыгрыш»/«Мосфильм»/Второе ТО/imdb.com
«Розыгрыш» стал для него серьезным испытанием. Отсутствие опыта в режиссуре полного метра усложняло работу, а актерский состав состоял из новичков без каких-либо навыков. Ему приходилось постоянно показывать детям, как нужно сыграть в том или ином эпизоде — пригодилось образование и актерский опыт, а потом снова и снова корректировать их работу. Из всех только Наталья Вавилова, сыгравшая Таю Петрову, позднее еще раз снялась у Меньшова — в фильме «Москва слезам не верит». Дополнительное давление оказывал директор, постоянно напоминающий о большой ответственности за выделенные государством три миллиона рублей, вспоминал режиссер.
«Москва слезам не верит»: история создания фильма
Кинолента, снятая Владимиром Меньшовым в 1979-м, рассказывает о судьбах трех молодых женщин, приехавших в Москву в поисках счастья. Фильм получил премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» в 1981 году и до сих пор считается культовым.
Идея и сценарий
Идея возникла у Валентина Черных, который хотел рассказать правдивую и трогательную историю из жизни женщин в большом городе. Сценарий появился в 1976 году и сразу привлек внимание студии «Мосфильм».
На съемках фильма «Москва слезам не верит». Фото: /«Мосфильм»/Второе ТО/kinopoisk.ru
Но от идеи до реализации прошел немалый срок. Главной сложностью стал поиск режиссера, который смог бы передать весь драматизм и душевность истории. Владимир Меньшов решил взяться за почти «выморочный» проект. Он внес свои коррективы в сценарий, добавив еще больше деталей, чтобы персонажи стали максимально живыми и реалистичными.
Подбор актеров
Кастинг на главные роли стал настоящим испытанием. На роль Екатерины Тихомировой рассматривались многие известные актрисы, но в итоге Меньшов решил снимать супругу. Но выбор оказался удачным: Алентова блестяще воплотила образ сильной и независимой женщины, столкнувшейся с жизненными трудностями. Однако самому Меньшову игра Веры в этом фильме не понравилась. Позднее он понял, что это было вызвано его нервным перенапряжением и страхом перед пересудами о главной роли «по блату».
На роли подруг были приглашены Ирина Муравьева и Раиса Рязанова. Обе актрисы идеально вписались в образы своих героинь, добавив фильму неповторимого обаяния и искренности. «Успех фильма процентов на семьдесят — от женщин. В этой картине они показали свои судьбы, свой характер, их узнали и полюбили», — позднее рассказывал режиссер в интервью сетевому изданию Woman Hit.
Съемочный процесс
Съемки начались в 1978-м и проходили в различных уголках Москвы. Режиссер и съемочная группа стремились создать максимально правдоподобную атмосферу, показывая реальные улицы, квартиры и общественные места столицы. Это позволило зрителям почувствовать себя частью истории и узнать Москву с новой стороны.
На съемках фильма «Москва слезам не верит». Фото: /«Мосфильм»/Второе ТО/kinopoisk.ru
Одним из самых сложных эпизодов стала свадебная вечеринка у Антонины, когда все три подруги обсуждают свои мечты и планы на будущее. Сцена снималась в реальных условиях, без декораций и практически без дублей, что добавило ей особой достоверности.
Критика фильма
В день премьеры Меньшов пришел в кинотеатр «Россия» на Пушкинской площади и был поражен огромной толпой у входа. В очереди, по словам режиссера, кто-то даже пошутил, что «крайним» стоит сам Александр Сергеевич Пушкин.
Однако кинематографическое сообщество упрекало его в том, что он снял фильм низкого качества, и каждый мог такой выпустить, но «мешает» хороший вкус. А критики и вовсе обозвали фильм «индийским кино». Два года Меньшов размышлял, как ответить злопыхателям, всё сравнивая свою картину с другими «записными» мелодрамами того времени — «Зитой и Гитой» и «Королевой Шантеклера». А однажды спросил уборщицу о сюжете своего фильма, который тогда показывали в Доме киноактера: «Про что кино-то?» Она ответила просто: «Про жизнь».
Кадр из фильма «Москва слезам не верит»«Мосфильм»/Второе ТО/imdb.com
Кинокартина «Москва слезам не верит» до сих пор вызывает бурные обсуждения. По мнению современных критиков, истинная ценность фильма заключается в глубоком исследовании человеческой психологии и раскрытии принципов построения семейного счастья.
Как снимали «Любовь и голуби»
Однажды в руки Меньшова попала пьеса Владимира Гуркина, которая, по его словам, вызвала у него бурю эмоций — от смеха до слез — и заставила задуматься об устройстве такой жизни: «на полпути» между городом и деревней. Он решил рискнуть.
Съемочные площадки
Съемки фильма проходили летом 1984 года. Действие происходит в Черемхове Иркутской области, на родине сценариста Владимира Гуркина. В 2011 году в городе поставили памятник героям фильма «Любовь и голуби». Сначала съемочная группа пыталась найти подходящую локацию на берегу Байкала, но безуспешно. Тогда Меньшов предложил Карелию, где когда-то работал. Они отправились в Медвежьегорск, который неожиданно подошел для съемок благодаря живописным видам, наличию бесперебойного электроснабжения и удобной логистике с Москвой.
Для съемок кинематографисты сняли усадьбу у местных жителей Елизаветы и Нила Санталайненов. К дому пристроили веранду и голубятню, двор выложили деревом. В съемках участвовали хозяйские собаки и корова Марта. Сцены на причале снимали в поселке Пиндуши, но сейчас этого причала уже нет. Как нет и дома: он сгорел в 2011-м, восстановили только голубятню.
На съемках фильма «Любовь и голуби». Фото: /«Мосфильм»/Второе ТО/kinopoisk.ru
Эпизод купания Раисы и Василия снимали в ноябре в Аджарии — Батуми и Кобулети. Море к тому времени остыло до 14 градусов. А Александр Михайлов чуть не утонул во время съемок сцены падения в воду якобы с порога своего дома (тот самый прием, что и в «Розыгрыше»).
Эпизод с занятиями на тренажерах Раисы и Василия снимали в Цандеровском институте механотерапии в Ессентуках.
Актеры и роли
Александр Михайлов первоначально отказывался от роли Василия. На главного героя также пробовались Николай Лавров, Борис Сморчков, Виктор Борцов и Сергей Юрский, который в итоге стал дядей Митей.
На роль Нади пробовалась Любовь Полищук, но режиссер отдал предпочтение Нине Дорошиной, уже не первый год игравшей героиню пьесы Гуркина на сцене «Современника». Роль Раисы Захаровны сначала предложили Татьяне Дорониной, затем — Ольге Яковлевой. также пробовалась Наталья Кустинская, но ее кандидатуру отклонили.
В фильме Надежда — женщина среднего возраста, а баба Шура — старуха-пенсионерка. На самом деле актриса Нина Дорошина была старше Натальи Теняковой — бабы Шуры на 10 лет. Сергей Юрский и Наталья Тенякова, сыгравшие супругов, были парой и в реальной жизни.
Сухой закон
После съемок Меньшов столкнулся с неожиданными трудностями. Картина попала под цензуру из-за алкоголя — ввести сухой закон собирались еще до Горбачева, и режиссеру предписали удалить все сцены, связанные с этой темой. Это означало, что дядю Митю нужно было полностью исключить из фильма. Требовали ультимативно: не переснять все сцены, а чтобы дядя Митя был, но не пил.
Кадр из фильма «Любовь и голуби»/«Мосфильм»/Второе ТО/imdb.com
Несмотря на все сложности, фильм удалось сохранить практически в первозданном виде, за исключением короткого эпизода, где дядя Митя и Вася пьют пиво на пристани. «Их спугивают женщины, они убегают, а пиво остается. И тут появляется человек, который подходит, выпивает все шесть кружек, одну за одной, за минуту. Это был красивый кадр, но чтобы герои совсем уж лицо не потеряли, от меня потребовали хотя бы это убрать», — вспоминал режиссер.
Любимый фильм режиссера Меньшова
Это не «Москва слезам не верит», не «Любовь и голуби» и даже не «Ширли-мырли», а «Зависть богов». Режиссер считал этот фильм своей лучшей работой с профессиональной точки зрения.
Первоначально сценарий, написанный Марией Мареевой, назывался «Последнее танго в Москве». Однако режиссеру не нравилось название, пусть и связанное с сюжетом. В ходе внесения изменений в сценарий Меньшову пришла на ум фраза «зависть богов». По его мнению, она идеально отражала суть фильма, особенно с учетом жанра трагикомедии.
Кинорежиссер Владимир Меньшов Фото: Владимир Богданов/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru
Режиссер скончался 5 июля 2021 года от последствий коронавируса.
Личная жизнь Владимира Меньшова
Первая и единственная жена — актриса Вера Валентиновна Алентова. Впрочем, Меньшов неоднократно рассказывал в интервью, что их семья столкнулась с трудностями и отсутствием взаимопонимания, когда появилась дочь Юля и они получили первое собственное жилье. Супруги провели четыре года раздельно, не оформляя развод.
Вера Алентова и Владимир Меньшов в 2018 году. Фото: Svklimkin/wikimedia.org
«Тогда я начал искать новый путь, — признавался Меньшов. — Были отношения, и даже больше. Но когда мы с Верой снова стали жить вместе, решили не вспоминать об этом. Мудрая Алентова приняла меня без лишних вопросов. Она часто повторяла, что если бы мы тогда не расстались, позже могли бы разойтись навсегда».
Дочь Владимира Меньшова Юлия
Режиссер всегда называл дочь своим главным союзником. Она не раз помогала отцу в общении с матерью, особенно когда нужно было в чем-то ее переубедить.
Юлия родилась 28 июля 1969 года. Меньшова неоднократно рассказывала, что родители очень переживали, чтобы она не росла избалованной. Поэтому решили, что с раннего возраста дочь должна учиться зарабатывать деньги. «Когда мне было 12 лет, отец отправлял меня на лето к своей сестре в Астрахань. Там я вместе с другими школьниками трудилась на прополке томатов в колхозе», — вспоминала Юлия в интервью «КП».
По мнению ее отца, также было важно, чтобы дочка не кичилась успехами родителей. «Они стали знаменитыми, когда им было уже около 40. Для нашей семьи это было в новинку, и отец очень боялся, что я могу неправильно воспользоваться их славой. Он презирал так называемую «золотую молодежь» и часто говорил мне, что нет ничего более унизительного, чем гордиться успехами родителей», — рассказывала актриса.
Кадр из сериала «Между нами, девочками. Продолжение»/LOOKFILM/kinopoisk.ru
Когда у Юлии появились дети — сын Андрей в 1997 году и дочь Таисия в 2003-м — она воспитывала их так же строго.
С будущим мужем Игорем Гординым Юлия познакомилась, когда вела свою программу. К тому времени она уже окончила Школу-студию МХАТ и четыре года проработала в театре, после чего ушла на ТВ. Сначала ее привлек голос актера, а потом и его внешность. Вскоре после спектакля они пошли вместе в ресторан.
Владимир Меньшов сразу заметил, что дочь повторяет судьбу родителей: Игорь тогда еще жил в общежитии. «Отец говорил, что я продолжаю семейную традицию. Мои родители тоже начинали с нуля, кода полюбили друг друга», — вспоминала Юлия.
Через год после первой встречи они поженились. Однако в какой-то момент в их отношениях наступил кризис, и в 2004-м они расстались на четыре года — Юлия повторила судьбу родителей и на этот раз.
Игорь стал «воскресным» папой, встречался с детьми по выходным. Однако дети чувствовали, что что-то не так. Таисия плакала, когда отец не оставался ночевать дома. Через четыре года на семейном отдыхе в Турции супруги смогли наладить отношения.
Юлия Меньшова и Игорь Гордин в 2012 году/АНО «Фестиваль «Золотая маска»/wikimedia.org
Сейчас они стараются проводить вместе все свободное время, устраивают семейные ужины и много путешествуют. Юлия периодически возвращается к работе на ТВ, изредка снимается в кино, активно занимается видеоблогингом.
Ранее мы рассказали о судьбе вечно молодого режиссера Сергея Соловьева.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».