«- Мама, если бы ты была рыбой, то какой?
- Я бы была треской. Высокая плотность популяции, дешевая и питательная. Это я».
В общем-то, вот этих словах вся характеристика Веры. Всё её отношение к себе и к окружающему миру.
Отвечая на вопрос: да зачем же опять переснимать советскую классику, будто своего придумать ничего не могут… Это не ремейк фильма Ильи Фреза 1981 года. Это новая экранизация, свежее прочтение повести Галины Щербаковой «Вам и не снилось» о советских Ромео и Джульетте. Если я не ошибаюсь, всего лишь вторая, так что выдыхаем. У «Трех мушкетеров», если вы знаете, их около ста пятидесяти, и ничего.
С этим разобрались, теперь к вопросу – что значит «новый взгляд»? Это не афроамериканцы в главных ролях, не изменение ориентации и даже не перенос событий в современность. Это все та же история, та же повесть, тот же 1978-1979 год, те же смысл и идея, и даже тот же Алексей Рыбников а качестве композитора. Просто у Фреза в центре – юные влюбленные из двух враждующих семей, а у Ирины Волковой акцент на мать Ромы Лавочкина, Веру.
🎬Вера (2024)
Если Щербакову читали не все, то глупо полагать, что «Вам и не снилось» кто-то не смотрел, поэтому с сюжетом, я думаю, вы знакомы как минимум по фильму.
В чем отличие «Веры» от «Вам и не снилось»:
- Юля таки носит свое книжное имя, что усиливает сходство с шекспировскими Ромео и Джульеттой, и чего, как мне кажется, хотел избежать Фрез, потому Юля у него стала Катей. Рома и Юля (Тимофей Тимков и Полина Меркурьева) – милые, нежные и трогательные старшеклассники, которые не выглядят взрослее, чем нужно, чем часто грешит кинематограф, в том числе современный. Актеры хорошие, мне понравились.
- Есть одно «но», которое наверняка смутит тех, кто уверен, что в СССР секса не было. Так вот у Юли и Ромы был.
Самая интимная сцена Фреза – растирание водкой, как профилактика простуды. Обнаженный по пояс Никита Михайловский и Татьяна Аксюта, деликатно и смущенно касающаяся спины возлюбленного.
У Ромы с Юлей эта сцена переформатировалась во «всё было», без 18+, но смысл очевиден. Хорошо это или плохо? Да нормально, знаете ли, я криминала не углядела. Отрицать эту сторону отношений режиссер, наверное, не стала – сюжет хоть и остался в конце 70-ых, но нужно учитывать факт, что фильм могут смотреть ровесники Юли и Ромы (со мной в кино рядом сидели такие, кстати), и такой вариант развития их романа куда как более правдоподобен для современной молодежи.
- Вообще нет линии учительницы и классного руководителя Татьяны Николаевны (у Фреза это Елена Соловей, в новой версии Евгения Громова). Соответственно, нет и страданий из-за харизматичного любовника в исполнении Леонида Филатова.
Учительница — это просто учительница, хороший педагог, переживающий за своих ребят, организующая экскурсию в Ботанический сад и заступающаяся за отношения Ромы и Юли. Правда, очень мягко и деликатно. Соловей вот боролась за право их любви, Громова лишь раз позволяет себе сделать замечание Вере. Мне не хватило образа Татьяны Николаевны и ее личной драмы, я все ждала, когда же будет ее монолог про мальчика, велосипед и счастье, очень его люблю, но ни мальчика, ни счастья. О жизни учительницы нам известно примерно ничего.
- У мамы Юли, Людмилы Шевченко (в советском фильме Ирина Мирошниченко, здесь – Ольга Сутулова), все так же в наличии молодой супруг Володя, прекрасно обустроенная, модная квартира, но нет грудного ребенка.
Людмилы вообще очень мало, в отличие от старого фильма. Она стильная красотка, любительница театра. Есть интересная, но, на мой взгляд, недоработанная сцена, где в фойе перед спектаклем «Гамлет» пересекаются две матери – Лавочкина и Шевченко.
- Появляется мама Алены Старцевой, одноклассницы Ромы, влюбленная в него. Ну, та, о которой Ромка говорит, что ее можно любить, как все большое, например, слона. Роль крайне неприятная, играет маму Наталья Бочкарева, вечная Даша Букина. Собственно, примерно в образе Букиной она и предстает.
- Отец Ромы - Константин (Алексей Розин) – без слез не взглянешь. Просто вафля, упавшая в индийский чай.
Более аморфного мужика найти сложно, хотелось дать ему подзатыльник, честное слово! В первом фильме Альберт Филозов тоже был ни рыба, ни мясо, здесь же просто до ужаса неприятный и завравшийся тип, якобы гипертоник, который сидит на шее у жены и изображает кризы, лишь бы не работать. И Вера, и Ромка понимают, что вечный страдалец Костя просто филонит, но закрывают на это глаза. А Вера, буквально ненавидя супруга, умудряется устраивать сцены ревности из-за его внезапно вспыхнувших чувств к новой соседке и первой любви Люде.
- Наконец, главная героиня – Вера. Нервная, дерганая, озлобленная Виктория Толстоганова, получившая за образ истеричной матери с синдромом гиперопеки приз за «Лучшую женскую роль» на 30-м Российском кинофестивале «Литература и кино» против дородной Лидии Федосеевой-Шукшиной. Кто из них раздражает больше – вот в чем вопрос.
Линия Веры значительно расширена. Она работает в каком-то институте океанологии и изучает рыб. Вера даже ездит в командировки. Её специализация – Северный Ледовитый океан, есть сцена плавания во льдах и атомный ледокол «Ленин», чьи съемки проводились в Мурманском порту, точно знаю, ибо я сто раз его там видела, с 1989 года это его порт приписки.
Однажды Вере выпадает возможность командировки в Севастополь – еще одна новая линия, отпускная, где Вера с Ромой пытаются отдохнуть. Точнее, Вера работает и пытается урвать кусочек моря и солнца, а Ромка бегает по пляжу до ночи, не отчитываясь перед матерью (как он мог!) и разыскивая Юльку. В Севастополе впервые происходит серьезная сепарация – Рома не принимает решения Веры о переводе в другую школу и даже обзывает её. Но Вере уже всё равно, она решительно настроена идти до конца и испортить жизнь вообще всем, из лучших побуждений, конечно же.
«– Я знать этого не хочу! Десятый класс на носу. Вот о чем надо думать!
– Ты тривиальна, мама, как шлагбаум.
– Почему шлагбаум?
– Ну табуретка… Сама подскажи мне пример тривиальности…
«Надо пойти и посмотреть в словаре, что такое «тривиальный», – подумала Вера. – Я забыла значение этого слова. А может, не знала?»
Вообще Вера в самом начале, до того, как супруг козликом поскакал через чемоданы к Люде, казалась даже адекватной. Нет, с мужем разлад был давно, а вот с Ромкой – полное взаимопонимание, сырники на завтрак, новая школьная форма, отглаженные футболочки, утренние обнимашки и поцелуи перед расставанием. Ради сына Вера готова на всё. И когда залюбленный сынок вдруг взбрыкнул и заявил, что любить будет самую неугодную девочку, Юлю Шевченко, Вера пошла в разнос, включая попытки разменять квартиру, мысли о разводе и даже переезде в другой город. Стыдно, знаете ли, если муж на законных основаниях сможет бегать к своей любимой Людочке, затесавшись к ним в родственники.
Её жизнь скучна и непроглядна. Муж-тряпка, от которого хочется сбежать, сын, который перечеркнул всю их предыдущую чудную жизнь с сырниками и походами в универмаг в 10 утра своей противозаконной любовью. Вера – отчаявшаяся, замученная женщина. И Толстоганова, в отличие от просто властной хозяйки дома Шукшиной, сумела это показать превосходно. Шукшина просто раздражает, в случае с Толстогановой становится ясно, почему. Это никак не оправдывает поступков Веры, конечно.
Зачем такая неблаговидная картинка? Наверное, показать, что быть таким родителем – плохо. И, скорее, «Вера», в отличие от «Вам и не снилось» - фильм для взрослых, для родителей подростков. Фильм о тотальном контроле над жизнью ребенка, который приводит к трагедии.
Понравилось ли мне? Да, понравилось, что неожиданно. И Рома с Юлькой хороши, и Вера, и удивительно органичная Ольга Лапшина в роли бабушки, и этот новый режиссерский взгляд на привычную и в общем-то, любимую историю. Шла с предубеждением, что получилась ерунда, но прониклась, переживала, особенно в финале.
Рекомендовать могу – это для нас, родителей. Взгляд на взрослых детей, с которыми случилась первая любовь.
«Надо было выйти замуж в семнадцать лет, за того мальчика, который катал меня на велосипеде. Он катал и тихонько целовал меня в затылок, думая, что я не чувствую, не замечаю. А я все знала. И мне хотелось умереть на велосипеде — такое это было счастье. А с Мишей это все ушло в слова. В термины. В выяснение сути. Сути чего? Когда тебе за тридцать, кто тебя посадит на велосипед»?