Найти тему
Объект ГЕРОИ

Мозг под давлением лайков: как соцсети нас переписывают?

Оглавление

Лайки, комментарии, подписки — всё это влияет на самооценку, межличностные отношения и даже когнитивное развитие молодых людей. Но насколько глубоко соцсети проникают в мозг подростков? Даже так: в наш с вами мозг, потому что мы подвержены изменениям не меньше.

Давайте разберёмся, как виртуальное одобрение формирует реальное поведение и мышление пользователей.

Социальные сети как среда формирования самооценки

Подростковый возраст — период интенсивного формирования самооценки и идентичности. Социальные сети становятся ареной, где молодые люди постоянно оценивают себя через призму лайков и комментариев.

Исследования показывают, что количество полученных лайков напрямую связано с уровнем счастья и удовлетворённости жизнью у подростков. Однако такая зависимость создаёт опасный цикл: стремление к одобрению может привести к чрезмерному вниманию к внешности и социальному статусу, снижая внутреннюю уверенность.

Постоянное сравнение себя с другими пользователями усиливает чувство неадекватности и тревожности.

Молодые люди (да и не только они, дорогие взрослые, и мы с вами тоже) стремятся к идеализированным образам, представленным в соцсетях. Это вполне может привести к развитию депрессии, к низкой самооценке и даже к расстройствам пищевого поведения.

-2

Влияние социальных сетей на когнитивные функции

Социальные сети не только влияют на эмоциональное состояние подростков, но и существенно изменяют когнитивные процессы. Быстрый поток информации, короткие форматы контента и постоянное переключение внимания приводят к снижению способности к глубокому мышлению и концентрации. Мозг подростков, ещё находясь в стадии активного развития, подвержен этим изменениям особенно сильно.

Вам ведь тоже было сложно дочитать до этого места? Было бы проще посмотреть видео на эту тему? 👀

Непрерывное потребление быстрых и поверхностных данных может нарушить способность к критическому анализу и длительной концентрации на одной задаче.

Это отражается на успеваемости в школе и на способности решать сложные задачи, требующие усидчивости и глубокого понимания.

Более того, постоянное переключение между различными видами деятельности в социальных сетях снижает эффективность обучения и запоминания информации, так как мозг не успевает закрепить полученные знания.

-3

А еще социальные сети стимулируют выработку дофамина — нейромедиатора, связанного с ощущением удовольствия. Каждый новый лайк или комментарий становится своего рода наградой, подкрепляющей привычку к частому проверению обновлений.

Но это может привести к зависимости от социальных сетей, когда люди тратят часы на скроллинг ленты новостей, отвлекаясь от учёбы, физической активности и реального общения.

Социальные навыки и межличностные отношения

Социальные сети кардинально изменили способы взаимодействия подростков, влияя на их социальные навыки.

Виртуальное общение, основанное на текстовых сообщениях, эмодзи и мемах, заменяет традиционные формы общения: те же личные беседы или телефонные звонки.

-4
И если не научиться с этим работать, то есть если взрослые не смогут научить ребенка вербальному и невербальному общению, ребенок просто не сможет корректно понимать эмоции и намерения собеседников.

Отсутствие живого контакта ограничивает развитие эмпатии и способности к разрешению конфликтов. Это проявляется в увеличении числа случаев одиночества и социальной изоляции, несмотря на кажущуюся связность в виртуальном пространстве.

Кроме того, анонимность и дистанция, предоставляемые интернетом, могут способствовать развитию агрессивного поведения и буллинга.

Внимание! Способствовать, а не становиться причиной. Буллинг был и до появления социальных сетей.

В интернете люди чувствуют себя более смелыми в выражении негативных эмоций и необоснованной критики, что наносит вред как жертвам, так и самим агрессорам. P.S. И свидетелям таких ситуаций тоже.

— Да запретить и всё!

— Нет. Не запретить. А обучать молодых людей навыкам здорового общения и уважительного отношения к другим, чтобы минимизировать негативные последствия цифровизации.

Вместо вывода

Запреты и ограничительные меры могут только усугубить ситуацию, вызывая сопротивление и скрытую зависимость.

Вместо этого важно обучать подростков грамотному использованию цифровых технологий, предлагая им реальные альтернативы и развивая критическое мышление, эмоциональную устойчивость и навыки живого общения.

-6

Этим мы и занимаемся.

Предлагаем разнообразные активности — от спортивных мероприятий и стрельбы до интеллектуальных квестов и оригинальных игр, направленных на улучшение коммуникации и разрешение конфликтов.

Такие проекты не только помогают подросткам найти баланс между виртуальным и реальным миром, но и укрепляют их социальные связи, развивают уверенность в себе и учат работать в команде.

Вместе мы показываем, что современность — не враг, а инструмент для развития, если знать, как им пользоваться с умом 🧡