С 11 по 15 сентября в Музее Москвы в пятый раз прошла ярмарка молодого искусства blazar. Всего в первый день ее посетили более 4500 человек и более 500 проданных на работ на сумму около 13 000 000 рублей.
Зачем люди покупают совриск* (*современное искусство) ?
Даже молодое искусство начинающих художников сегодня стоит сегодня немало. Цены на работы варьировались от 40.000 до 2 млн рублей.
На самом деле, современное искусство - это очень узкая ниша в культуре, именно поэтому интересно разобраться, как основателям ярмарки удается делать такое масштабное мероприятие в центре Москвы и привлекать самых влиятельных партнеров. И главное - как удается продавать объекты искусства молодых/начинающих художников?
Как это работает?
На мой взгляд, современное искусство невозможно без комментария, его нужно объяснять, зачастую оно рационально и зритель получает прежде всего интеллектуальное удовольствие от осознания смысла, истории, идеи. Именно поэтому возле каждого стенда работают волонтеры, медиаторы или сами художники, готовые рассказать о любой представленной работе. Это помогает посетителям ярмарки сориентироваться в системе ценностей художника, узнать его лучше и сделать свой выбор.
Что происходит дальше?
Вы приносите работу художника домой и тут начинается самое интересное. В одном интервью создатель «Большой глины №4», которую вы могли видеть возле ГЭС-2, скульптор Урс Фишер говорит: «Чем чаще вы смотрите на работу художника, тем больше вы сможете в ней увидеть». Это значит, что максимальное количество смыслов работы становится вам доступно при частом зрительном соприкосновении с ней. А еще смотреть на искусство - это «воспитывать» свой глаз, формировать вкус, жить в окружении предметов искусства оказывается невероятно полезно
Таким образом, на длинной дистанции вы сможете сформировать уникальную коллекцию современного искусства. А как говорит один из лидеров мнений совриска: «Любая художественная коллекция — автопортрет: вы используете чью-то работу, чтобы описать себя»
Вообще дать какой-либо объективный обзор на современное искусство (тем более ярмарку!) в целом непросто и, разумеется, это будет максимально субъективно.
Несколько субъективных фактов о blazar-2024
blazar - это пир молодых художников и рай для людей впечатлительных и готовых всё что угодно наполнить смыслом;)
1. Много работ про беззащитность. И мне это понравилось. «Люди без кожи», ранимые, глубокие создают работы в своем маленьком мире, где много боли и неразделенной нежности.
2. Ощущение, что девиз этой выставки «Сила - в слабости». Я по этому принципу живу, поэтому в меня «попало» многое.
Художники, создают микромиры и миниатюрные вещи, ощущение, что мир хлопнулся до размеров коробки.
Я купила экскурсию с медиатором, перед ярмаркой он месяц изучал работы, которые будут представлены…его можно было спросить о чем угодно. Но самое удивительное, что перед началом он спросил всех участников группы - насколько это удобно, если он будет задавать вопросы, позаботился о максимальном ментально комфорте для каждого;)
Работы, которые зацепили
Натали-Кейт Пангилинан и ее «Дальневосточные Венеры» ракушки с эпоксидный клеем, окурками и обнаженными натурами, кстати, каждый из вас может стать участником ее проекта и прислать художнику фото своего тела для ракушки.
Очень классные работы скульптора Шуши Старостиной…
Иван Шепилов, фотограф, представляет работы в советском стиле
Невероятные работы Нади Риговой и ее серия связанная с насилием и беззащитностью.
Пирожные в кафе как отдельный вид искусства …
Ну, что ж, blazar-2024 года был неоднозначный, как и все молодое искусство, странный и одновременно прекрасный. Предполагаю, великолепная миссия blazar выполнена - открыты новые имена, оказана помощь талантливым молодым художникам в поиске возможностей для самореализации и просто море удовольствие для рядовых зрителей выставки-ярмарки.
Как вы относитесь к современному искусству? Напишите в комментариях;)