Когда-то имя Сережи Парамонова было на слуху у каждого советского гражданина. Он стал настоящей суперзвездой как среди школьников, так и среди взрослого поколения.
Солист Большого детского хора не только блистал на сцене, но и исполнял вокальные партии в кино и мультфильмах.
Его голосом звучали песни о веселом ветре, о маленьком Антошке, о том, что от улыбки всем становится светлей. Его сравнивали с итальянским кумиром Робертино Лорети, и вся страна пела вместе с ним.
В 11 лет он получил порцию славы, которой позавидовали бы многие взрослые артисты. Однако его триумф оказался коротким и впоследствии обернулся горем и разочарованием.
Путь к славе
В 1970 году детская редакция Гостелерадио СССР поручила преподавателю Гнесинского института, дирижеру Виктору Попову создать новый детский хор.
Необходимость в собственном коллективе возникла из-за растущего спроса на новые песни для популярных детских передач «Пионерская зорька», «Ровесники» и «Разучите песню», а также для выступлений на торжественных мероприятиях, концертах и конкурсах.
Попов с энтузиазмом взялся за создание хора. По всей Москве развесили афиши, призывающие юных певцов прийти на прослушивания. Радиостанции регулярно транслировали объявления о наборе.
Откликнулись сотни детей, и в первый состав вошли более 200 талантливых юных певцов. Среди них был и четвероклассник из Перово Сережа Парамонов, которого на пробы привела бабушка. В то время мальчик уже занимался в музыкальном кружке по классу аккордеона и баяна.
Так, благодаря инициативе Гостелерадио СССР и таланту Виктора Попова, появился легендарный Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения.
Стоит отметить, что Сережа проявлял музыкальную одаренность еще в раннем возрасте. В два года, гуляя с дедушкой, он уже «выступал» перед соседями во дворе, поражая всех своим звонким голосом.
В детском саду ему всегда поручали ведущие роли на утренниках, а учительница пения даже репетировала с ним дома.
Триумф
Сережа Парамонов попал в младшую группу хора и уже через полгода стал солистом, дебютировав с песней «Антошка».
Однако настоящий фурор случился на главном эстрадном концерте года «Песне-72», где Сережа исполнил новую «Песенку крокодила Гены» из мультфильма «Чебурашка».
Зрители были в восторге, требуя повторного исполнения. В результате композиция дважды прозвучала в телеэфире, что было очень редким явлением. Такой чести ранее удостаивались только Муслим Магомаев и Анна Герман.
Затем зрители услышали еще один хит в исполнении мальчика – песню «Улыбка» из мультфильма «Крошка Енот».
Его талант не остался незамеченным: именитые композиторы, такие как Владимир Шаинский, Александра Пахмутова и Родион Щедрин, начали писать музыку специально под его голос.
Кроме того, вместе с хором Парамонов выступал на одной сцене с легендарными артистами, такими как Лидия Русланова, Клавдия Шульженко, Леонид Утесов и даже с Муслимом Магомаевым.
В знак признания его таланта Сережа получил честь лично вручить букет от пионеров Леониду Брежневу на открытии очередного съезда КПСС.
Парамонов был настоящей звездой советского телевидения. Его образцовое поведение и активная пионерская деятельность делали его идеальным примером для юных зрителей.
Его часто сравнивали с Робертино Лорети, итальянским певцом, который покорил сердца миллионов в 1960-х годах. Оба обладали уникальным звонким дискантом, который очаровывал слушателей.
Дирижер Виктор Попов отмечал, что, когда Сережа начинал петь, то песня «начинала звучать так естественно и просто, словно так и написал ее композитор».
Он также был уверен, что именно юный певец «дал жизнь многим композициям»: «Веселый ветер», «Улыбка», «Антошка», «Голубой вагон», «Наташка-первоклашка» обрели широкую известность благодаря Парамонову.
«Вспоминать Сережу Парамонова и просто, и трудно одновременно. Хотя он и немного лет у нас пропел в хоре, но то, что он за это время сделал, можно с полной уверенностью назвать маленьким музыкальным событием… Особенно это проявилось на той „Песне года“, где Сережа как солист исполнял свою первую песню — „Крокодил Гена“. В мультфильме ее достаточно неплохо поет взрослый актер. Но, на мой взгляд, она не стала бы такой популярной, если бы ее не спел мальчишка, и такой мальчишка, как Сережа», - говорил Попов.
В одном из интервью Сережа Парамонов рассказывал, что на протяжении трех лет полностью посвятил себя хору. Репетиции длились порой по десять часов, без выходных.
Бесконечные выступления, записи для радио и телевидения, гастроли – все это заполняло его дни. В 1972 году хор завоевал III премию на конкурсе в Ареццо.
Эта победа стала началом череды триумфов: Большой детский хор одерживал победы на международных хоровых конкурсах в Голландии, Польше, Венгрии и других странах.
«Едешь в метро после репетиции, а все вокруг: „Ой, Сережа Парамонов!“ Улыбаться приходилось — отличник, пионер, бабушкам место всегда уступает», - рассказывал Парамонов, будучи взрослым.
Упал с пьедестала
В возрасте 14 лет у Сережи Парамонова начал ломаться голос. Проблема застала артиста неожиданно – в мае 1975 года, исполняя одну из песен, Сережа потерял контроль над звукоизвлечением и, как говорится, «дал петуха». После этого он едва не убежал со сцены, но дирижер все же уговорил его выйти на поклон.
«Пел я тогда четыре песни и как раз в „Просьбе“ пустил „петуха“. Я обалдел. Дирижер Юрий Васильевич Силантьев — великий человек — говорит: „Иди кланяйся“. Я передвигался по сцене, словно кукла. Потом убежал и целый день гулял по Москве, Красной площади. Меня долго искали», - вспоминал солист.
Тогда Виктор Попов рассказал Сереже, что у него началась голосовая мутация – переход от детского голоса к взрослому. Объяснил, что пока голос не окрепнет, петь нельзя. Сережа был подавлен этой новостью.
Поначалу он продолжал ходить на репетиции и оставался в зрительном зале. Его репертуар передали другому солисту, которого юноша искренне возненавидел. В результате Парамонову пришлось окончательно уйти из хора.
Кумир советских зрителей перестал выступать на концертах, исчез с телевизионных экранов – это стало настоящим ударом для его поклонников.
Кроме того, никто не объяснил слушателям, почему в коллективе хора теперь новый солист и куда пропал всеми любимый Сережа.
Стали распространятся слухи о тяжелой болезни Парамонова, затем и вовсе о предполагаемой гибели. Телеграммы и письма с соболезнованиями хлынули к родителям Сережи.
Даже памятник пытались согласовать, макет скульптуры уже показывали маме мальчика.
А он, живой и здоровый, переживал свой собственный внутренний кризис, прощался с прежним собой, понимая, что жизнь уже никогда не будет прежней.
«Во мне кипела злость. Потом понял, что дверку-то нужно закрыть и навсегда распрощаться с юностью нежной. Тогда тот мальчик для меня и умер. Ему было 14 лет», - вспоминал Сергей.
Затем юноша поступил в вечернюю музыкальную школу по классу фортепиано. Там он организовал вокально-инструментальный ансамбль.
Несмотря на предупреждения о вреде пения во время ломки голоса, Сергей начал петь. В итоге, у него так и не сформировался хороший взрослый голос.
После окончания музыкальной школы Сергей поступил на подготовительное отделение музыкального училища Ипполитова-Иванова.
Он проучился там год, после чего перешел на дирижерско-хоровое отделение.
Спустя годы
Стать профессиональным певцом Парамонов так и не смог из-за неправильно сформировавшегося голоса. Несмотря на это, музыка осталась его неизменной страстью.
Он реализовал себя в различных сферах: вел эстрадные концерты, играл на клавишных и был музыкальным руководителем рок-группы «Кинематограф», сочинял музыку для песен и рекламных роликов.
Позже Сергей стал ведущим рубрики «Музыканты вчера и сегодня» на радиостанции «Юность», где делился с слушателями историями об артистах.
Он также организовывал дискотеки для пенсионеров в парке «Сокольники», выступал в фольклорном ансамбле «Русичи» и создавал аранжировки старых песен.
Кроме того, он должен был работать аранжировщиком в «Продюсерском центре Игоря Матвиенко» и даже подписал соответствующий договор. Однако выйти на работу не успел – его не стало.
В последние годы советский Робертино Лорети делал все, чтобы вернуться к большой музыкальной работе. И на помощь артисту даже приходили известные артисты.
Свои неудачи в карьере он нередко запивал горячительными напитками. В мае 1998 года его обнаружили на полу в собственной ванной. В заключении медики написали, что причиной смерти стали ишемия сердца и левостороння пневмония, артисту было 37 лет.
Несмотря на слухи, музыкальный журналист Михаил Марголис опровергал информацию о том, что артист скончался от алкоголизма.
«После смерти Парамонова его друзья в один голос повторяли мне: «Ради Бога, не пишите, что он умер от алкоголизма, нищеты или потому, что не хотел больше жить. Очень хотел». Вот только не знал - как. Это я почувствовал весьма отчетливо», - писал он в некрологе.