Найти в Дзене

Почему «Иван Васильевич меняет профессию» - гениальный фильм с точки зрения сценариста

Меня часто упрекают в том, что я ненавижу советские фильмы. На самом деле, я ругаю только то кино, которое считаю неудачным. Среди фильмов, снятых в СССР, есть и отличные вещи.  «Иван Васильевич меняет профессию», если смотреть на него глазами сценариста, построен абсолютно гениально.  Знаете ли вы, что отличает хорошую историю от плохой?  Две вещи. Первая - это разрыв между ожидаемым событием и тем, что происходит. Если её нет, история теряет интригу и превращается в простое перечисление событий. Второй момент: пресловутый разрыв должен быть логичен и как-то отображаться в дальнейшем сюжете.  Возвращаемся к Ивану Васильевичу и его профориентации. Шурик убрал стенку и его квартира объединилась с соседней - а там Милославский! Разрыв: его никто не ждал увидеть. Разрыв логичен: Милославский не взялся ниоткуда - нам показали, как он проник в квартиру Шпака. И потом, когда начинаются приключения в прошлом, ворюга играет там важную роль.  Потом, когда Шурик идёт за транзисторами, он

Меня часто упрекают в том, что я ненавижу советские фильмы. На самом деле, я ругаю только то кино, которое считаю неудачным. Среди фильмов, снятых в СССР, есть и отличные вещи. 

«Иван Васильевич меняет профессию», если смотреть на него глазами сценариста, построен абсолютно гениально. 

Текст фильма давно разошелся на цитаты и мемы.
Текст фильма давно разошелся на цитаты и мемы.

Знаете ли вы, что отличает хорошую историю от плохой? 

Две вещи.

Первая - это разрыв между ожидаемым событием и тем, что происходит. Если её нет, история теряет интригу и превращается в простое перечисление событий.

Второй момент: пресловутый разрыв должен быть логичен и как-то отображаться в дальнейшем сюжете. 

Возвращаемся к Ивану Васильевичу и его профориентации.

Шурик убрал стенку и его квартира объединилась с соседней - а там Милославский!

Разрыв: его никто не ждал увидеть.

Разрыв логичен: Милославский не взялся ниоткуда - нам показали, как он проник в квартиру Шпака. И потом, когда начинаются приключения в прошлом, ворюга играет там важную роль. 

А в конце Милославский убегает от погони.
А в конце Милославский убегает от погони.

Потом, когда Шурик идёт за транзисторами, он оставляет Ивана Грозного в квартире. Логично? Конечно. 

Казалось бы, что может случиться с царём в запертом помещении, где кроме него никого нет? 

Но тут снова разрыв - Ивана Грозного принимает за своего мужа хамоватая Ульяна Андреевна. Этот поворот событий тоже обоснован: Грозный и Бунша похожи, их даже играет один актёр. А ещё он, поворот, не пропадает, а запускает целую череду событий. 

И ещё один признак мастера - умелое чередование комедийных и более лирических или даже драматических моментов. 

Некоторые сцены хоть вставляй в серьёзное историческое кино.
Некоторые сцены хоть вставляй в серьёзное историческое кино.

Помните разборку Зины с Якиным дома у Шурика? Здесь нет ничего смешного - Зина, бросившая мужа ради Якина, обнаружила, что любовник её предал. Но когда появляется Иван Грозный, уровень комичности резко повышается. 

- Какого Бориса-царя?!
- Какого Бориса-царя?!

А помните другой момент? Хор исполняет настоящую песню времён Ивана Грозного - всерьёз, без шуток. Зато потом… 

- Какая это собака?!
- Какая это собака?!

Вы можете проанализировать любой момент «Ивана Васильевича…» и увидите ту же схему: предпосылка к разрыву - разрыв - его последствия. 

И это я ещё ничего не сказала про великолепный актерский ансамбль, про чудесные песни и милую чёрную кису. Но тут вы и без меня всё знаете. Не зря фильм о том, как грозный царь и вредный управдом поменялись местами, вошёл в культурный код миллионов людей. 

В конце статей я обычно не прощаюсь, но сегодня нарушу правило: 

  • Чааааао! :)