Автор: Александр Плеханов
До начала СВО практически во всех мировых бронетанковых рейтингах танки отечественной разработки занимали места в конце первой десятки, а в топ-5 неизменно оказывались американский M1 Abrams, немецкий Leopard-2, израильский Merkava, британский Challenger-2 и французский Leсlerc. И это при том, что последний до сих пор не принял участия ни в одном серьезном конфликте.
Советская школа танкостроения
Сейчас в это сложно поверить, но легендарная советская «тридцатьчетверка», танк Победы, фактически «вытянувший» на себе всю Великую Отечественную войну, родился на Украине. Если быть точнее, то в Харькове, который одно время был столицей УССР и где в конце тридцатых годов на заводе №183 родился лучший танк Второй мировой войны. Его конструктор – Михаил Ильич Кошкин, сам того не ведая, заложил на десятилетия вперед основополагающие принципы отечественного танкостроения, которые актуальны и сейчас. Более того, идеи Кошкина вовсю работают в XXI веке, в эпоху дронов-камикадзе, ПТУР и прочего «умного» оружия.
Михаил Ильич Кошкин создал не просто бронированную боевую машину, он создал концепцию. Танк должен быть простым, недорогим, ремонтопригодным хоть в поле, хоть в тайге, и обладать набором пусть и не выдающихся боевых качеств, но быть на голову выше одноклассников.
Т-34 и был таким. Мировая история знает всего лишь одну попытку хоть как-то соответствовать советской «тридцатьчетверке» – это американский M4 Sherman. Казалось бы, даже американцы поняли, в каком направлении надо развивать танкостроение, но Запад легких путей не ищет, как выяснилось после Второй мировой войны. Если в СССР, не сомневаясь в правильности идей Кошкина, сделали ставку на массовые, дешевые и простые танки, то Запад начал клепать дорогих тяжеловесов. И вот обе концепции – советская и западная – сошлись на линии боевого соприкосновения спецоперации. И сразу стало ясно, кто развивался в правильном направлении.
Как русский Т-90 опередил железные машины НАТО
Одной из самых больших неожиданностей стало абсолютно провальное выступление в зоне СВО английского танка Challenger-2. Он всегда занимал самые высокие места в мировых бронетанковых рейтингах, долгое время числился среди танков, которые не имели потерь от огня противника, что, разумеется, является наглой ложью, но в зоне СВО, при наличии вездесущих «глаз», правду не спрячешь.
Правда для британских танкостроителей оказалась сродни ледяному душу. Их боевая машина, самая тяжелая в семействе танков, оснащенная хваленой комбинированной броней Chobham, на линии боевого соприкосновения смогла лишь опозориться. К сожалению, пока Challenger-2 не стал российским трофеем, потому что украинские военнослужащие приложили неимоверные усилия, чтобы утащить к себе первый подбитый танк своих «партнеров». А во втором случае их от забот избавил российский дрон «Ланцет», который «боднул» Challenger-2 так, что тот разлетелся на комплектующие. Но можно не сомневаться, что Challenger-2 рано или поздно займет свое место среди другой битой натовской техники, что демонстрируются в разных российских городах.
В «коллекции» российской армии уже имеются битые лидеры мировых бронетанковых рейтингов – M1 Abrams и Leopard-2, автор этих строк лично наблюдал их на Поклонной горе в Москве. А потом этот натовский бронезверинец поехал в тур по России.
Удивило то, насколько эти тяжелые и дорогие танки не оправдали ожиданий. Десятилетиями западные танковые «эксперты» рассказывали о выдающейся бронезащите «абрамсов» и «леопардов», но на Поклонной горе они выглядели как обгоревшие консервные банки, особенно M1 Abrams. Понятно, что американцы в свою украинскую колонию изначально не собирались передавать танки с урановой броней, им плевать на жизни украинских танкистов, но, глядя на закопченный Abrams, не хотелось думать о том, что случилось с его экипажем.
«Лучший танк мира». СВО расставила все по своим местам
И если «абрамсы» и «леопарды» отпускать в «свободное плавание» не стоит, потому что они рискуют оттуда никогда не вернуться, то наш Т-90 способен работать при любых условиях. Конечно, его надо защитить противодроновым обвесом, установить РЭБ и неплохо было бы добавить комплекс активной защиты (КАЗ). Впрочем, и лишенный некоторых компонентов Т-90 является лучшим танком мира. Почему?
Да потому что изначально заложенный в него боевой потенциал, базирующийся на решениях конструкции Т-72, оказался практически безграничным. Что Т-72, что Т-90 изначально были достаточно легкими и не затратными для бюджета танками, то есть их броневую и прочую защиту можно было наращивать раз за разом, а вот M1 Abrams, не говоря уж про Challenger-2, уже родились «ожиревшими». Самое анекдотичное: как только их выпустили в малороссийские черноземы не против бородачей в тапочках, а против русской армии, моментально растворился миф о непобедимости западных танков. Он развеялся с дымом их горения, после чего эти машины было решено убрать с линии боевого соприкосновения. Ну, чтобы не позориться дальше.
В это же самое время «Уралвагонзавод» отгружает армии Т-90, постоянно находясь на связи с подразделениями, эксплуатирующими эту машину на «передке» и внося десятки изменений. Благо, что изначально Т-90 обладал огромным модернизационным потенциалом, даже несмотря на то, что он сам был улучшенной версией Т-72, который, в свою очередь, родился на основе харьковского Т-64.
Но, как бы то ни было, сколько бы не копаться в бронетанковой родословной, в настоящее время в мире есть всего один танк, который свою репутацию заработал даже у врагов. Это российский Т-90, вернее, его модернизированная версия Т-90М «Прорыв». Эта боевая машина прошла такие огонь, воду и медные трубы, что с ней рядом вряд ли можно поставить кого-то другого.