раскольниками, об усилении которых рапортовал Секретный комитет по делам о раскольниках. Через 2 года открыта семинария, а ещё через год в 1831 году первые приходские училища для простого народа и публичная библиотека. В 1856 г. центр католической Тираспольской епархии переносится в Саратов. Епархия не была переименована в Саратовскую, чтобы не возникало путаницы с православной епархией.
В 1830 и 1848 годах разразились эпидемии холеры. Продолжавшаяся более месяца ужасная эпидемия 1830 года унесла до 10 000 человек (четверть населения города).
В 1844 году было торжественно открыто новое здание городской Думы. В этом же году частный пристав В. В. Гришин на свои средства из-под Лысой горы провёл водопровод с последующей разводкой по пяти разборным бассейнам. Началось мощение и освещение центральных улиц.
В 1892 году в Саратове вновь вспыхнула эпидемия холеры, что вызвало бунт в Хвалынске.
«Столица Поволжья»
4 июля 1871 года было завершено строительство железной дороги Тамбов — Саратов, соединившей город с железнодорожной сетью страны[14], начался быстрый рост промышленности, город стал одним из крупнейших в России (наряду с Нижним Новгородом и Самарой) центров торговли зерном и мукомольной промышленности. Во второй половине XIX века в городе появляются паровые мельницы. Первой была мельница Зейферта и Уварова (1865 год). За ними паровые мельницы строят Борель (1876 год), Рейнеке и Шмидт (1879 год). В итоге Саратов по производству муки выходит на первое место в стране. Так же значительной отраслью промышленности была маслобойная. Ведущая фабрика купца Шумилина А. И. была крупнейшей на Средней и Нижней Волге.
Историк С. Кедров в 1893 году писал о Саратове:
«…Саратов в наши дни, со своим 120-тысячным населением, около 8 тысяч учащихся в 69 школах, примерно устроенных, 600 тысячами годового бюджета, 138 фабриками и заводами, 16933 зданиями, сравнительно развитой публичной прессой (9 изданий, в том числе пять газет), со своим музеем, пассажем, частью асфальтовыми тротуарами на главных улицах, водопроводом, железной и конно-железной дорогами, оперным и драматическим театрами, обширной библиотекой и светлой публичной читальной залой — принимает по местному общественному сознанию столичный облик».
До конца 1920-х годов Саратов был крупнейшим из городов Поволжья (больше Казани, Нижнего Новгорода, Самары и др.) и нередко неофициально именовался как «столица Поволжья».
В Советское время
С 1928 по 1932 год Саратов — центр Нижневолжского, с 1934 — Саратовского края, с 1936 — Саратовской области. Бурное развитие города отмечалось в годы Великой Отечественной войны, когда сюда с запада СССР были эвакуированы ряд заводов и военных училищ. До 1990 года Саратов был закрытым городом (не допускалось его посещение иностранцами), так как в городе работало несколько крупных предприятий оборонной промышленности, в частности, Саратовский авиационный завод, производящий военные и гражданские самолёты. Многие промышленные предприятия Саратова выполняли также заказы для советской космической программы.
Современный Саратов
Радищевский музей. Саратов — многофункциональный центр с многочисленными промышленными, культурными, образовательными учреждениями. В историческом центре находятся администрация города и области (комплекс зданий, построенных в конце XIX — середине XX века); театры: оперы и балета (1875), драмы (1967), юного зрителя (1918), консерватория (1912), цирк (1876), филармония (1937); музеи: Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева (1885), Музей К.А. Федина(здание начала XVIII века), музей-усадьба Николая Чернышевского (начало XIX века).
Саратов является известным в России центром высшего образования, научно-исследовательской и проектной деятельности. Помимо одного из старейших университетов России, СГУ, функционирует более десятка вузов. В городе также развито машиностроение, нефтяная и химическая промышленность.