С подачи одного приятеля посмотрела мультфильм «Голубой щенок» 1976 года выпуска, созданный по мотивам сказки венгерского писателя Дьюлы Урбана.
Ну как, посмотрела. Пересмотрела. Ибо в голове из времён детства мелькали грустная-прегрустная песня Щенка на тему “почему я голубой”, истеричные визги Рыбы-пилы: “это дело я люблю, всё на свете я пилю” и взрывной дуэт Кота и Пирата: “Хочешь лишиться хвоста? Не хочу, я уважаю пирата. А я уважаю котов”.
И, признаться, тогда этот мультик напугал меня своей психоделичностью. Тем, как звучали голоса исполняющих в некоторых песнях, как из клякс собирались персонажи, тем, как на них перетекали цвета один в другой-третий. От такой динамики, пестроты и непонимания происходящего голова аж нещадно крýгом шла!
В памяти отложилось: был Голубой Щенок, которого из-за его окраса презирали другие собаки, был Чёрный Котяра, который метался то туда, то сюда по неясным причинам, был Пират, который похитил Щенка и стрелял из пушки Рыбой-пилой, был Моряк, который пытался спасти жертву, но сам попал в плен…
В общем какие-то такие воспоминания от мульта. А часть песен помню по караоке, когда в свободное от уроков время запускала раздел с детскими песнями нон-стоп.
Теперь, же, во взрослом, сознательном возрасте, пересмотрев, поняла, как ошибалась, отказываясь принимать этот мультфильм.
Да, был Щенок, с которым никто не хотел дружить из-за цвета его шерсти, потому что:
"Не бывало до сих пор
Голубых собак!
Ты поссоришь целый двор,
Ты – бесспорный брак.
Голубое ухо, голубое брюхо,
Голубой чубчик
Как дела, голубчик?
Голубой, голубой,
Не хотим играть с тобой!”
Аж флэшбеком накрыло: детский санаторий-дневной стационар, младшая группа. Несколько помещений, среди которых выделяются мальчишечья и девчачья спальни. В последней мне не хватило места, поэтому руководство группы выделило кровать в первой. И две девочки, визгиво-ехидно дразнившие:
“Полина – мальчик-мальчик!
Полина – мальчик-мальчик!”,
и я, пытавшаяся словами убедить их, что это не так.
Нет, обидно не было, разве что чуточку неприятно. Играть со мной они, вроде бы, не отказывались.
Просто это показывает то, что маленькие дети обычно смеются над чем-то, что для них “не такое”.
А Щенок, весь из себя такой аккуратный, в шляпе-котелке, с грустными глазками, как раз переживал:
“Неужели из-за масти
Мне не будет в жизни счастья?..
Отыскать хочу я друга,
Но пока одну лишь ругань
Слышу всюду за собой!
Ах, зачем я голубой?!” *голосом Алисы Фрейндлих*
Маленький, невинный, обиженный и одинокий.
И даже в момент опасности, когда городок атакует Злой Пират, бедного пёселя пинком выбрасывают в сторону от дома.
А Пират априори Злой:
“Что бы такого
Сделать плохого?
Ох, как я зол!
Ух, как я зол!” *голосом Михаила Боярского*
И неясно, что же с ним случилось, почему он ненавидит добрые дела. Может, как та старуха Шапокляк, мечтает прославиться, а может, обжёгся, причиняя добро.
И его кляксообразность, хтонические перетекания визуально подчёркивают особенность характера.
Следом появляется Чёрный, коварный, Кот со своим лейтмотивом:
“Надо жить умеючи,
Надо жить играючи.
В общем надо, братцы,
Жить припеваючи!” *голосом Андрея Миронова*
Его внешний вид – игральная карта пиковой масти. А ещё особенность – смена цветов в зависимости от окраса собеседника. И это шикарное решение, оно показывает умение персонажа подстраиваться под обстоятельства. Кот – не плохой и не хороший герой, он явно трикстер в этой истории, ловко манипулирует всем, что происходит вокруг.
Добрый Моряк, в противовес Пирату:
“Ну что же, ну что же
Мне сделать хорошего?
Что же?” *голосом Александра Градского*
(в одном из текстов к этой песне даже упоминается имя:
Я – Ништяк, моряк бывалый.
Знают все: я добрый малый”
То ли мондегрин, то ли прикол, то ли намёк на что-то…).
И услышав от Кота историю Щенка, незамедлительно спешит на помощь.
Весь из себя такой цветочный, такой акварельный, такой…необычный. Сложновато поверить, что “тверда его рука”...
И Рыба-пила, про которую можно понять из строк:
“Я с детства все пилила, что могла,
Призванье это вот мое такое,
Пилою моя мамочка была,
И бабушка моя была пилою” *голосом Александра Градского на октаву выше*
(и почему от слов про бабушку и маму нынче мне вдвойне смешно?..).
Она вся такая зубчатая, вся такая острая. Этим просто визжит о своих свойствах. В чьих руках окажется – тому и служит.
(наверное, поэтому она не покусилась на Пирата за то, что он ею из пушки стрелял).
И финалочка, в которой вернувшимся из пиратского плена героям поют дифирамбы те, кто прежде отказывались принимать в своё общество.
Я неспроста указала визуальные характеристики персонажей мульта. Раньше они меня пугали своей разрозненностью. Но теперь вижу, насколько шедевральным оказалось такое решение, придуманное режиссёром Ефимом Гамбургом. Все участники мультфильма созданы чёрными и разноцветными пятнами, перетекающими друг в друга. А “финальная схватка изображена как своеобразное противостояние красок” © Приятель
(уж очень понравилась фраза, не смогла удержаться и не утащить).
Кстати, в год создания мультфильма слово “голубой” значило “не от мира сего”, “романтичный, прекрасный, возвышенный”. Однако со временем, при появлении ещё одного смысла у этого прилагательного, «Голубой щенок» наводит мысль об.. неправильности главного персонажа в плане отношений.
Да, считается, что этот мультфильм именно о толерантности, о том, “как ребёнок должен относиться к непониманию своей врождённой особенности сверстниками, о том, что «непохожесть» на других не означает порочности”
© Георгий Бородин. Хотя сам Юрий Энтин был против такой коннотации: “Поверьте, я в жизни бы этого не сделал, если бы мог предположить, с чем это будет ассоциироваться. Это в прямом смысле удар ниже пояса”.
Я могу с этим мнением согласиться. Но не в этом ключе. Ибо толерантность – доброжелательное и терпимое отношение к чему-либо. Не только к неправильному поведению кого-то в плане отношений. Но в том, чтобы принимать кого-то, кто как-то отличается.
Вот подумалось: а ведь маленькая я могла бы примерить на себя образ Щенка. Как раз потому, что тоже своего рода “не такая как все”, которую могли бы за одно лишь это загнобить. Но повезло. Не получилось у меня, как в песне-дразнилке:
“Ты поссоришь целый двор,
Ты – бесспорный брак”.
Выше рассказывала про момент из детства. Но он такой был один, и то в глубоком, детсадовском детстве. А ребята во дворе и одноклассники приняли, подружились и даже наоборот, защищали от нападок всяких мимокрокодилов.
Примечательно, что наиболее важные к осознанию слова звучат, казалось бы, из уст антигероев – Пирата, похитившего Щенка, и Кота, поспособствовавшего пленению не только его:
“Ты и я такие разные.
Я и ты такие разные,
Но горячей дружбой связаны
Мы с тобою.
Я и ты одна компания,
Ты и я одна компания.
В каждом море обаяния
У нас с тобой” *голосами Миронова и Боярского*
Могу предположить – именно это, а не только то, что хотели донести до зрителей создатели «Голубого щенка».
Действительно – неважно, насколько люди разные, насколько они отличаются друг от друга, это не даёт права дразнить и обижать друг друга. Эти различия могут стать залогом крепкой дружбы.
Сейчас же мне хочется ассоциировать себя именно с Котом. Быть не злой и не доброй, но текучей, умеющей подстраиваться под обстоятельства и всегда находить в них что-то полезное для себя.
Думаю, мультфильм «Голубой щенок» полезно посмотреть, но не в детском, а в юном, осознанном возрасте. Когда для разума будет привлекательна не только картинка и музыка, но смысл поступков и поведения. Иначе можно напугаться и получить психологическую травму, как чуть не случилось со мной.
С подачи одного приятеля посмотрела мультфильм «Голубой щенок» 1976 года выпуска, созданный по мотивам сказки венгерского писателя Дьюлы Урбана.
Ну как, посмотрела. Пересмотрела. Ибо в голове из времён детства мелькали грустная-прегрустная песня Щенка на тему “почему я голубой”, истеричные визги Рыбы-пилы: “это дело я люблю, всё на свете я пилю” и взрывной дуэт Кота и Пирата: “Хочешь лишиться хвоста? Не хочу, я уважаю пирата. А я уважаю котов”.
И, признаться, тогда этот мультик напугал меня своей психоделичностью. Тем, как звучали голоса исполняющих в некоторых песнях, как из клякс собирались персонажи, тем, как на них перетекали цвета один в другой-третий. От такой динамики, пестроты и непонимания происходящего голова аж нещадно крýгом шла!
В памяти отложилось: был Голубой Щенок, которого из-за его окраса презирали другие собаки, был Чёрный Котяра, который метался то туда, то сюда по неясным причинам, был Пират, который похитил Щенка и стрелял из пушки Рыбой-пилой, был Моряк, к