Найти тему
Мир открытыми глазами

"КараМазовы" МДТ им. С.Есенина (отзыв) - сюда надо всем и побыстрее

О МДТ им. С. Есенина я настойчиво слышу от самых разных людей вот уже пару лет как. Но даже моё неусыпное стремление "объять необъятное" даёт сбои. Дошла я до этого театра только сейчас.

Но это, наверное, даже хорошо, что иммерсивную драму "КараМазовы" (По роману Ф.М. Достоевского) я увидела именно сейчас, когда спектакль уже прочно "встал на рельсы" и очень близок к идеалу (если не идеален).

Я честно пыталась отыскать недостатки, но... увы и ах)))) не нашла!

"Братья Карамазовы" на мой взгляд один из самых сложных для постановки романов Достоевского, но тем интереснее. Столько действующих лиц, столько характеров! А все эти метаморфозы, происходящие с героями по мере действия!

Ярослав Шевалдов - режиссёр-постановщик и автор инсценировки спектакля, а заодно и художественный руководитель театра - явно не из робкого десятка. Он не просто берётся поставить "КараМазовых", но ещё и создаёт иммерсивную версию, причём сразу в двух линиях.

Что значит "иммерсивный"? Это значит, что зрители находятся как бы внутри спектакля, в одном пространстве с актёрами, взаимодействуют с ними. Само действие постоянно перемещается из одного пространства в другое, каждая новая сцена в новом помещении. Благодаря этому, кстати, совершенно не замечаешь, что продолжительность спектакля целых 4 часа.

Постановка настолько классная и динамичная, настолько вовлекающая, что спроси меня в какой-то момент тот же Митя "как меня зовут?", я бы растерялась. А вот на его вопрос в полной темноте "не шёл ли кто за мной?" я ответила без труда.

"Две линии" спектакля означают, что зрителям предлагается два взгляда на развитие событий. Одни окажутся "странниками" и будут следовать за Алексеем. Вторые примерят на себя роль "скептиков" и отправятся путешествовать по усадьбе (спектакль проходит в интерьерах исторического особняка в центе Москвы) и по страницам романа вместе с Иваном.

Я, конечно, не раздумывая, выбрала пойти за Алексеем. Ну, потому что. И только ближе к концовке первого действия меня вдруг прожгла мысль, что я ведь скорее всего не увижу сцену разговора Ивана с... кхм.. посетителем. Её увидят только скептики (!!!!) Эх! Хоть второй раз иди, честное слово...)

Впрочем, благодаря Алексею (Илья Алаев) я стала свидетелем других не менее захватывающих сцен.

Один только разговор между Катериной Ивановной (Ольга Гончарова) и Грушенькой (Анна Сардановская) чего стоит! Искрило так, что я всерьёз опасалась рукоприкладства...)

-2

Браво, браво!

А какие обе красавицы! Причёски, платья. Образы идеальные!

Впрочем, здесь каждый попал точно в образ. В первой же сцене во время встречи Карамазовых со Старцем Зосимой (Михаил Вечикул) я ещё не была уверена в том, кто именно здесь Алексей, но едва заметила взгляд Ильи Алаева, внутренне произнесла "вот этот вылитый Алексей!" И угадала.

-3

И у него получилось практически всё, в каждой сцене. Даже на суде в белом костюме, даже произнося слова про подкуп, это для меня был "вылитый Алексей".

А Митя! Каков тут Дмитрий Фёдорович (Сергей Зайцев)! Ух! Прямо мурашки по спине.

-4

"Безудерж карамазовский, нечестивый! Подлец, и все сказано!" Но как же хорош! И ведь прощаешь ему всю эту "непутёвость", потому что искренний!

Но хоть я и интересовалась больше всего Алексеем, поразил меня сильнее всего всё таки Иван (Илья Роговин). Потрясающая актёрская работа, просто потрясающая! Первый взгляд в той же келье Старца как-то вскользь прошёл, а уж в следующей сцене он, вальяжно стоящий возле камина, просто нет слов! ВАУ!

-5

С этой минуты я с нетерпением ждала каждую новую сцену с Иваном. Но вот, наконец-то, и встреча в трактире! Два любимых персонажа за одним столом. Меня просто на части разрывало! Как же хороши оба.

-6

-7

А уж в финале Илье Роговину удалось показать такую степень безумия своего героя, что я, да, и все зрители, подозреваю, просто оцепенели, все до единого. И это была такая мощная смесь сочувствия, страха и удивления... Хотелось одновременно, чтоб это побыстрее закончилось, но и продолжалось, и продолжалось. Вот за что я люблю театр, за эти подлинные яркие эмоции! Браво!

Но я так и не сказала ещё и Фёдоре Павловиче Карамазове (Ильдар Аллабирдин) и Смердякове (Тимур Бурин). Что ж.. Как и положено самым отвратительным персонажам, оба вызвали у меня это самое отвращение с первого же взгляда. Старшего Карамазова даже то и дело хотелось чем-нибудь стукнуть (не знаю, откуда во мне такое). А уж Смердяков...!!!!! Нет, я и раньше видела разных очень мерзких Смердяковых в других спектаклях. И помнится, в прошлом году после очередного, подумала, что тот, пожалуй, был настолько отвратительным, что хуже и не бывает. Но Тимур Бурин с лёгкостью доказал, что БЫВАЕТ. Так что прошу любить и жаловать - №1 в моём ТОП-списке Смердяковых теперь именно этот персонаж. Браво!

Про загадочную улыбку Зосимы, обаяние Хохлаковой (Светлана Судомир), игривость трактирщицы, растерянность Прохора, нелепость Пана Муссяловича (Андрей Лушников) я, пожалуй, даже рассказывать не стану. Лучше сами посмотрите!

Оно того стоит!

-8

Поклоны после спектакля