Найти в Дзене
Культурный Шок

Как нацисты захватывали еврейские коллекции искусства: тайные сделки, арт-рынок и роль Швейцарии

Оглавление

В начале 2024 года в Цюрихе открылась выставка, посвящённая коллекции немецкого промышленника Эмиля Бюрле. Эта выставка вновь поднимает важный вопрос: как нацисты захватывали еврейские коллекции искусства, и что с ними происходит сейчас

Эмиль Бюрле, фабрикант, наживший состояние на продаже оружия нацистам, был одновременно страстным коллекционером искусства. Его коллекция, собранная во время Второй мировой войны, включает работы таких великих мастеров, как Ренуар, Дега и Сезанн. Но многие из этих произведений изначально принадлежали еврейским коллекционерам и были незаконно конфискованы нацистами. История этих картин — это не только история искусства, но и напоминание о трагедиях, произошедших в прошлом веке.

Эмиль Бюрле справа
Эмиль Бюрле справа

Искусство как идеология: нацистская кампания против "дегенеративного искусства"

Когда в 1933 году Гитлер пришел к власти в Германии, он быстро осознал, что искусство может быть мощным инструментом для распространения идеологии. Фюрер считал современное искусство, в частности такие течения, как импрессионизм, порочным и дегенеративным. В результате началась кампания по зачистке музеев и частных коллекций от этих работ. Произведения таких художников, как Пикассо, Матисс и Кандинский, были выставлены на специальных выставках "дегенеративного искусства", чтобы дискредитировать их в глазах публики.

Планировалось, что эти картины будут уничтожены, однако нацисты быстро осознали, что такие работы можно выгодно продать на арт-рынке. Так начался активный процесс распродажи конфискованных произведений искусства.

Петер Пауль Рубенс "Блаженный Августин" 1620г.
Петер Пауль Рубенс "Блаженный Августин" 1620г.

Конфискация еврейских коллекций

После того как нацисты очистили немецкие музеи от "неугодного" искусства, они перешли к конфискации частных коллекций, особенно у евреев. Сначала изъятие происходило на территории Третьего рейха, а затем распространилось на оккупированные страны, такие как Франция и Австрия. Например, семья Ротшильдов была вынуждена отказаться не только от своего бизнеса, но и от коллекции произведений искусства под угрозой ареста.

Во Франции нацисты конфисковали более 100 тысяч произведений искусства, в том числе шедевры мирового уровня. Эти работы часто продавались на швейцарском арт-рынке.

-3

Роль Швейцарии: нейтралитет или выгода?

Швейцария, сохраняя нейтралитет во время войны, оказалась важным узлом на арт-рынке. Страна стала перевалочным пунктом для многих произведений, конфискованных нацистами. Галереи в Берне, Люцерне и Цюрихе активно торговали украденными работами, а коллекционеры, такие как Эмиль Бюрле, приобретали шедевры по заниженным ценам. По законам Швейцарии, если произведение искусства находилось в стране пять лет, его новый владелец признавался законным обладателем. Это позволило многим коллекционерам узаконить свои покупки.

Реституция: борьба за справедливость

После окончания войны были созданы комитеты для возвращения украденных произведений их законным владельцам. Несмотря на усилия, значительная часть искусства так и не была найдена или возвращена. Некоторые произведения всплывают на аукционах и выставках, но из-за юридических преград их возвращение происходит крайне редко.

Вашингтонские принципы, подписанные в 1998 году, призваны облегчить процесс реституции, однако их соблюдают далеко не все страны. Швейцария до сих пор остается одним из государств, где реституция происходит медленно и неохотно.

-4

Современные дебаты: что делать с коллекцией Бюрле?

Текущая выставка коллекции Эмиля Бюрле в Цюрихе сопровождается ожесточёнными спорами о том, как представить работы, украденные нацистами у еврейских коллекционеров. Вопросы вызывает и роль Швейцарии как нейтрального, но выгодоприобретающего государства во время Второй мировой войны.

Кураторы выставки утверждают, что их задача — не оправдывать прошлое, а рассказать о нем. Выставка предлагает зрителям возможность поразмышлять о роли искусства в истории и задать себе вопрос: могут ли произведения искусства искупить свою тёмную историю?

Эта выставка — шаг к пониманию сложной и болезненной темы о том, как искусство стало свидетелем величайших трагедий ХХ века.

Музей "Кунстхаус"
Музей "Кунстхаус"

Спасибо за внимание, хорошего дня!