В период до IV в. христиане были гонимы и скрывались, в том числе в катакомбах. Исторические свидетельства этого периода и археологические находки в катакомбах показывают, что почитание мощей святых и мучеников установилось уже в первые века от Рождества Христова. Литургию служили на гробах мучеников, гробницы и тела святых украшали.
На момент прекращения гонений почитание мощей уже прочно вошло в практику Церкви. Но далеко не в каждом храме мог находиться гроб святого. Поэтому возникла потребность в новых формах почитания святых останков.
Традиция служить на мощах святых сохраняется и по сей день: в антиминс вшивают частицу мощей, а под престолом хранится небольшой ящичек, в который также вкладываются мощи. Но есть и случаи, когда богослужение может совершаться без мощей.
В IV—V вв. начинают строить мартириумы — храмы или часовни, возведенные на месте жилища, гибели или захоронения мученика. Правило Карфагенского собора фактически уравнивает богослужебную значимость мощей и места прижизненного пребывания или посмертного захоронения мученика: «память мучеников совсем да не совершается, разве если где-либо есть или тело, или некая часть мощей, или, по сказанию от верной древности переданному, их жилище, или стяжание, или место страдания».
Также в IV в. появляются энколпионы — небольшие ковчежцы, в которых хранились частицы просфор или мощей святых. Чаще всего энколпионы были крестообразной формы, на них изображались Христос или святые.
Энколпионы являлись отличительной чертой епископа, их носили на шее. В ХVIII в. энколпионы стали делать меньшими по размеру и плоскими, без возможности вложения мощей — так появились наперсные кресты. Однако, в редких случаях можно встретить наперсные кресты-реликварии, напоминающие древние энколпионы.
Мощи святых вкладывали и в напрестольные кресты. Одним из наиболее известных напрестольных крестов-мощевиков является ныне утерянный крест Евфросинии Полоцкой (XII в.). В нем находились фрагменты Креста Христова с каплями Его крови, камень из гробницы Божией Матери, частица от Гроба Господня, частицы мощей святых Стефана и Пантелеимона, кровь святого Димитрия.
В Русской Церкви во время патриаршества Никона стали изготавливать кресты, которые стремились повторить вид Голгофского. Их размещали посреди храма для почитания верующими, часто в эти кресты вкладывали частицы мощей. Например, в Кийский крест, ныне находящийся в храме в честь прп. Сергия Радонежского в Крапивниках, вложено 108 частиц мощей и 16 камней с мест библейских событий.
Нередки случаи, когда тело святого, подобно тому, как это было во времена гонений, хранится в храме или обители целиком. Их помещают в раки — ковчеги, напоминающие по форме гроб.
Хотя не всегда в раке хранится тело святого. Часто бывает, что раку символически размещают над тем местом, где похоронен святой. В тех случаях, когда в раке действительно покоится тело подвижника, его облачают в одежды, соответствующие его статусу или сану.
Сейчас чаще всего можно приложиться только к раке, однако раньше существовала практика, когда рака была открытой, а мощи доступными для почитания. Прекращена эта практика была потому, что она приводила к случаям, когда верующие пытались забрать частицы мощей с собой. Тем не менее, если вы хотите приложиться именно к мощам, то об этом можно попросить. Еще их могут открывать в дни памяти святого или после акафистов ему.
Раки зачастую представляют собой произведения искусства. Их украшают резьбой, драгоценностями, некоторые сопровождаются целой композицией. Примером такой раки служит рака св. Александра Невского, ныне хранящаяся в Эрмитаже.
Если хранится не все тело святого, а его часть, то она полагается в ковчежец — небольшой ящик-реликварий. В него могут влагать частицы мощей как одного, так и нескольких святых, а также вещи, принадлежащие им. Мощи под престолом хранятся именно в ковчежце.
Ковчежцы, как и раки, могут быть художественно оформлены. Но если раки обычно выглядят как гроб, то ковчежцы бывают самых разных форм. Наиболее необычные ковчежцы распространены в Католической церкви. К примеру, там можно встретить ковчежцы, выполненные в виде святого, чьи мощи они хранят.
Самые малые частицы мощей обычно хранятся в мощевиках для икон. Чаще всего они имеют форму креста, в центре которого есть ячейка для вложения мощей. Диаметр такого мощевика редко превышает 2-3 см. Они размещаются прямо на иконе, а в них вкладываются мощи того святого, который изображен на образе. Из-за своего небольшого размера мощевики в художественном плане наименее примечательны.
КОВЧЕГИ И МОЩЕВИКИ РУЧНОЙ РАБОТЫ
Все эти виды реликвариев показывают особое трепетное отношение и любовь христиан к почившим святым. Пускай для человека из мира эта трепетность и любовь могут показаться несколько странными, они имеют под собой глубокое основание в Священном Писании и Предании. Церковь отвергла гностическую идею о бренности тела, напротив, мы верим в симфоническое сосуществование тела, души и духа. И если человек преображается духом, то преображается и телом. А потому если мы величаем святых и их праведность в молитвословиях, то и место пребывания их тел должно зримо выражать это величание.