Дорогие друзья!
Мы продолжаем нашу серию экспертных публикаций, посвященных теме развития и воспитания детей.
Сегодня педагог-психолог Анастасия Лаптева расскажет о навыках и умениях малышей в 1 год и даст рекомендации родителям о том, как поддержать ребенка на этом этапе развития.
Немного о нашем эксперте:
- практикующий педагог-психолог с квалификацией магистра психологии
- опыт работы с детьми и родителями более 10 лет
- мама, в своем родительстве уделяет внимание подходу Монтессори
Первый год родительства всегда богат на события и совместные открытия. Стремление ребёнка к изучению окружающего мира приводит его к главному открытию — первым шагам. Теперь это маленький человек с ещё большей жаждой познания и достижения новых вершин. Навыки, приобретённые в первый год жизни, продолжают развиваться и служат фундаментом для новых знаний и умений.
Чтобы ребёнок развивался всесторонне и гармонично, взрослые должны прислушиваться к нему и учитывать возрастные нормы.
Навыки и умения ребёнка в один год
Основными новыми проявлениями первого года являются речь и движение.
Двигательное развитие — к 12 месяцам основным способом передвижения ещё остаётся ползанье на четвереньках. Оно становится более быстрым, ритмичным и плавным, несмотря на свою примитивность.
Эта форма передвижения тренирует координацию, равновесие и силу мышц.
В год ребёнок осваивает ходьбу, равновесие ещё неустойчиво, координация неточная, что часто приводит малыша к падениям. То есть самостоятельная ходьба создаёт проблемы, которые ребёнку предстоит научиться решать. В таких ситуациях взрослому важно увидеть, что самостоятельное решение проблем идёт на пользу развитию ребёнка. Не следует мешать ему самому справляться с посильными его возрасту задачами.
Пример: отодвинуть стул, чтобы пройти; открыть дверь с игрушкой в руках.
Речь — в этом возрасте появляются первые слова, звуки начинают носить предметный характер (звук закрепляется за предметом или действием). Но язык ещё не является средством общения для ребёнка. Малышу трудно выразить свои желания и потребности словами. По-прежнему для этого ребёнок чаще использует жесты, мимику и эмоции. И, как в ситуации с движением, взрослый должен давать ребёнку возможность найти иные пути решения задачи.
Пример: ребёнок просит маму дать ему пить, дёргая её за ногу. В этом случае маме не стоит давать воду по «первому требованию», а вступить с ребёнком в диалог, мотивировать его сказать слово «пить» или первый слог «пи». Задача взрослого расширять словарный запас ребёнка, связывать действия и предметы со звуками.
Моторная координация рук — ребёнок может вкладывать предмет точно в руку взрослого или в широкое отверстие сортера (более узкие отверстия требуют от ребёнка более точного движения рук и зрительного внимания, цель достигается методом проб и ошибок).
Коммуникативные навыки — ребёнок легко узнаёт и радуется тем, с кем проводит много времени, видится часто, легко узнает их на фотографиях. В этом возрасте малыш делит людей на своих и чужих.
Навыки самообслуживания — в год ребёнок уже способен осваивать навыки самообслуживания: помогать маме складывать игрушки в ящик, доставать бельё из стиральной машинки, стягивать неплотные носочки, шапку, варежки. Бытовое развитие является основным в этом возрасте.
Чек-лист развития ребёнка в один год
В педагогике и психологии встречаются разнообразные подходы и методы воспитания и развития малыша. Но самым верным будет индивидуальный путь развития, который основывается на наблюдении родителей за своим ребёнком, внимательном отношении к его потребностям и интересам.
Интересы и задачи развития ребёнка делятся на периоды. Каждый такой период основан на оптимальных условиях для формирования какого-то конкретного навыка.
Периоды развития делятся на универсальные и индивидуальные:
1. Универсальные этапы развития проходят все дети +/– в одно и то же время с учётом индивидуального «коридора» развития.
2. Индивидуальные периоды развития зависят от особенностей конкретного ребёнка, его интересов и окружающей среды. Например, ребёнок может в какой-то период своего развития любить пазлы и развивать зрительно-моторную координацию и внимание с их помощью.
Однако к первому дню рождения большинство малышей обычно имеют следующие навыки:
- Предпочитает ходьбу ползанью.
- Приседает на корточки.
- Нагибается до пола, чтобы поднять нужный предмет.
- Поднимается и спускается по лестнице приставным шагом, держась за перила или руку взрослого.
- Перешагивает поочерёдным шагом через препятствия.
- В общении использует жесты.
- Нажимает кнопочки.
- Надавливает пальцем на шарики пластилина.
- Использует щипковый и пинцетный захваты.
- Перелистывает в книге несколько страниц.
- Учится подносить ложку ко рту.
- Учится пить из кружки / стакана, держа двумя руками.
- Издалека узнает близких людей (тех, с кем проводит много времени, видится часто).
- Наблюдает за своим отражением в зеркале.
- Зрительно отслеживает движущиеся предметы.
Рекомендации для родителей
1. Следовать за ребёнком и прислушиваться к его потребностям и интересам в развитии.
2. Поддерживать интерес ребёнка к открытию нового (если ребёнок стремится постоянно открывать нижние ящики, не надо клеить на них блокираторы, уберите опасные и дорогие вам вещи на верхние полки и разрешите ребёнку закрыть потребность в открывании ящиков, так он удовлетворяет своё желание узнавать новое).
3. Уделять больше внимания двигательному развитию (даже во время прогулки с коляской давать ребёнку возможность гулять пешком, если этот навык им уже освоен).
4. Насыщать тактильные рецепторы (предлагать игрушки из разных материалов и с разными поверхностями, использовать бытовые и подручные материалы в развитии ребёнка: крупы, воду, ткани из разных материалов).
5. Наполнять пассивный словарный запас ребёнка, разглядывать книжки-картинки, рассказывать обо всём, что ребёнок видит на прогулке.
6. Стимулировать развитие речи (делать вид, что не понимаете ребёнка по одному «мычанию» или только по указательному жесту, когда ребёнок указывает пальчиком на нужный ему предмет, а предлагать ребёнку использовать речь, звуки).
7. Наполнять активный словарный запас ребёнка звукоподражаниями.
8. Предлагать ребёнку для игры простые сортеры и рамки-вкладыши для формирования пинцетного захвата.
9. Развивать эмоциональный интеллект (проговаривать свои чувства и эмоции в разнообразных ситуациях, проговаривать эмоции ребёнка).
10. Включать ребёнка в бытовые дела (полив цветов — заранее приготовив ему в леечке столько воды, сколько надо на один цветок; разгрузка стиральной машины, складывание носочков в ящик; совместное приготовление пищи — это насыщает тактильные ощущения малыша).
Годовалый малыш на пути к познанию окружающего мира нуждается в поддержке родителей, и их основная задача — внимательно изучать потребности и стремления ребёнка, давая ему возможность самому исследовать, решать проблемы и развиваться гармонично. А также стоит запастись терпением. В год у малыша активизируются все познавательные процессы. Он изучает мир, совершая с предметами различные действия, чтобы узнать их свойства.
Самый простой и известный всем родителям пример с ложкой.
Ситуация: малыша усаживают в детский стульчик для кормления и дают ему ложку. Но не успевает мама начать кормить ребёнка, как ложка уже упала на пол. Мама встаёт и подаёт ему ложку, а ложка тут же снова падает на пол.
Что может подумать взрослый: ребёнок специально так поступает / делает назло / подшучивает / протестует и не хочет обедать.
Вовсе нет! Никаких корыстных и злых целей малыш не преследует. Хотя надо сказать, что ложку он бросает на пол специально. Всё дело в потребности к изучению окружающего мира.
Изучить свойства предмета ребёнок может исключительно опытным путем при помощи основных анализаторов:
1. Зрение — он уже видел ложку не раз и знает, какой она формы, размера, цвета.
2. Тактильные ощущения — перебирая ложку пальчиками, ребёнок узнаёт, что она гладкая, холодная, твёрдая, тяжёлая.
3. Слух — если постучать ложкой по столу, то будет такой звук, если постучать по ножке стола, то звук будет ярким и звонким, а если ложку уронить, то звук появится не сразу.
Также этот пример демонстрирует и развитие у ребёнка причинно-следственных связей (закономерностей): если ложка упадёт, то через время появится звук; если я роняю ложку, то мама её поднимает. А если я уроню ложку снова, то появится ли звук? А мама поднимет её снова?
Подводя итог первому году жизни малыша, можно с уверенностью сказать, что это время является насыщенным как для ребёнка, так и для родителей. Изучение окружающего мира через игру, общение и самостоятельные открытия станут надёжным фундаментом для дальнейшего развития. Родительская поддержка, внимание к его потребностям и интересам, а также обеспечение безопасной среды для исследований и игр — ключ к гармоничному развитию и воспитанию.
Впереди малыша ждёт множество открытий и впечатлений. Продолжайте быть его надёжным спутником и проводником в мире, наполненном удивительными событиями и яркими эмоциями. Помните, что каждый день — это возможность узнать что-то новое и вместе встретить новые вызовы. Ведь именно в совместных открытиях и приключениях кроется секрет счастливого и гармоничного детства.
Еще больше интересных статей можно прочитать на нашем канале или на сайте https://izdflamingo.ru/
Если статья понравилась и была полезной, не забудьте подписаться или поделиться с друзьями 🥰