Найти тему
Кинописатели

Почему мужа Верочки вырезали из «Служебного романа» и другие секреты комедии Рязанова

Кто был влюблен в неразговорчивого Бубликова, почему из фильма исчез муж секретарши-модницы и другие секреты любимой советской комедии, которые остались за кадром. Из этой статьи вы узнаете, какой картина задумывалась изначально и почему стала немного другой.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Знаменитую комедию Эльдара Рязанова «Служебный роман» без преувеличения можно назвать народной. Несмотря на довольно острую для советского кино тему руководство студии дало режиссеру полный карт-бланш на съемки и не вмешивалось в творческий процесс. Режиссер без проблем утвердил актеров на главные роли, и они практически сразу согласились сниматься. Тем не менее, первоначальный замысел постановщика все же претерпел изменения.

По сюжету ленты, параллельно развиваются две романтические линии, но изначально их должно было быть пять. Помимо отношений недотепы Новосельцева со строгой начальницей и Самохвалова с Олечкой зрителям предстояло следить за попытками мужа секретарши Верочки вернуть ее в семью, необычным любовным интересом активистки Шурочки и романтической историей подруги героини Лии Ахеджаковой, с которой она «перемывала косточки» всем коллегам по телефону.

Михаил Светин.
Михаил Светин.

Первоначально мужа Верочки должен был сыграть Михаил Светин, но когда актер одел кожаную куртку и сел на мотоцикл, то от его кандидатуры пришлось отказаться. В этом образе актер выглядел чересчур комично и никак не походил на мужчину, для которого мотоцикл был дороже любимой женщины. Тогда актера заменили. Его роль стал играть фактуристый Александр Фатюшин. Однако, когда часть сцен уже отсняли, актер неожиданно повредил глаз: во время спектакля его неудачно зацепили копьем. Актер попал в больницу и продолжать сниматься уже не мог. Рязанов намеревался дождаться выздоровления актера, но Фатюшин сам попросил режиссера не ждать его, так как не хотел срывать съемки. В итоге режиссер почти полностью отказался от персонажа, оставив лишь телефонные разговоры героев. Причем на другом конце провода с Лией Ахеджаковой общался уже Олег Басилашвили, который подменил актера, чтобы не нарушать процесс его восстановления. Однако часть сцен с Александром все же осталась. Актера можно увидеть на нескольких общих планах. Например, в сцене с неожиданным «воскрешением» Бубликова.

Александр Фатюшин.
Александр Фатюшин.

Кстати, именно этому герою в исполнении Петра Щербакова постановщик отвел роль романтического интереса неугомонной активистки Шурочки. Согласитесь, в этом случае история с ложным уходом героя в мир иной обрастает новыми красками. После того, как выяснялось, что эти слухи преувеличены, Шурочка буквально набрасывалась на опешившего героя и целовала его. Но впоследствии Рязанов посчитал такое поведении героини неуместным и изменил сцену. Однако в итоговый вариант фильма измененный эпизод также не вошел. Вырезанная сцена сохранилась без звука. На ней можно увидеть, чем завершается выяснения отношений «воскресшего» Бубликова и опешившей Шурочки. По воспоминаниям актрисы Людмилы Ивановой, в этот момент ее героиня, не зная, что делать, кричала: «Да здравствует живой товарищ Бубликов!»

Под нож попала и вся романтическая история подруги Верочки, которая так активно осуждала интрижку коллеги. Примечательно, что любовным интересом всех героев картины становились их коллеги. Режиссер хотел показать, что подобные отношения могут развиваться по-разному и иметь совершенно разные финалы. Но в итоге посчитал картину чересчур перегруженной и оставил лишь две параллельно развивающиеся романтические истории.

Знаменитая сцена с Бубликовым. Кадр из фильма.
Знаменитая сцена с Бубликовым. Кадр из фильма.

Сыгравшие в фильме актеры и были первым выбором постановщика. Однако Олег Басилашвили, прочитав сценарий, поначалу возмутился, почему ему достался такой мерзкий персонаж, когда ему так понравился благородный Новосельцев. По-настоящему оценить замысел режиссера он смог лишь после выхода картины. Впоследствии актер неоднократно отмечал, что Самохвалов идеально ему подошел и стал одной из лучших его ролей в кино. Однако Рязанову пришлось отказаться и от некоторых сцен с героем Олега Басилашвили. Первоначально были запланированы съемки актера за рулем во время движения его новенькой «Волги». Для этой цели Олегу Басилашвили даже выписали инструктора по вождению, ведь он не умел водить машину. Однако к началу съемок занятий с инструктором, явно, не хватило, и актер на скорости въехал в киоск «Союзпечать». К счастью, никто не пострадал, но Рязанов все же решил отказаться от дальнейших попыток посадить актера за руль.

Олег Басилашвили в фильме.
Олег Басилашвили в фильме.

Смущал постановщика и тот факт, что все действие разворачивается лишь в нескольких локациях. Чтобы фильм не походил на телеспектакль, он решил разбавить эти сцены кадрами прихода героев на работу. А в один из дней природа преподнесла киношникам настоящий сюрприз: в середине сентября в столице выпал снег. Режиссер не упустил уникальную возможность и заснял, какой прекрасной может быть заснеженная Москва в самом начале осени. К обеду снег уже растаял, но кадры с ним вошли в итоговый вариант ленты.

Эпизод со снегом и другие лирические отступления сопровождают музыкальные композиции, которые исполнили Андрей Мягков и Алиса Фрейндлих. Примечательно, что стихи к одной из них написал сам Эльдар Рязанов. Она получила название «У природы нет плохой погоды». Предчувствуя, что не все смогут по достоинству оценить его поэтический дар, режиссер решил не раскрывать авторство, выдав строчки за стихи классика английской литературы. Однако даже этот ход не спас стихотворение от критики. Его в пух и прах раскритиковал Андрей Мягков, назвав абсолютно безвкусным. Поговаривают, что режиссер ничего не ответил на это актеру, но в следующем совместном фильме персонаж Андрея Мягкова практически полностью лишился реплик. Это была картина «Гараж», где герой Мягкова, по сценарию, не мог говорить из-за сильной простуды.

Алиса Фрейндлих и Андрей Мягков.
Алиса Фрейндлих и Андрей Мягков.

Конечно, успех картины после выхода на экраны был оглушительным. Однако главной наградой творческой группе стали не государственные премии, а письма благодарных зрителей, которые приходили на студию тысячами. В них многие зрительницы признавались, что комедия помогла им устроить личную жизнь, ведь после просмотра фильма они решили взглянуть на своих коллег по работе совсем другими глазами и не ошиблись. В доказательство своих слов зрители прикладывали к письмам фото свадебных фотографий.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

А вы знали об этих нюансах съемок любимой комедии? Хотите узнать еще больше секретов популярных фильмов? О какой картине рассказать в первую очередь? Предлагайте свой вариант в комментариях.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц