Королева Марго – тот образ, который давно перестал быть только историческим. Он давно обрел в сознании людей мифологические черты. Благодаря литературе, кино и прочим видам искусства.
Поэтому, наверное, бесполезно искать в очередной киношной Маргарите, черты жившей в 16 веке французской принцессы, дочери знаменитой Екатерины Медичи, супруги короля Генриха Наваррского.
Однако соблазн есть. Тем более, когда существуют два очень ярких примера киновоплощения Маргариты Валуа.
Первый – Евгения Добровольская в роли королевы Марго в российской многосерийной экранизации по одноименному роману А. Дюма 1994-1995 гг.
Второй – Изабель Аджани во французском художественном фильме тоже 1994 года. Кстати, этот фильм получил престижнейшие премии: два приза Каннского кинофестиваля и пять премий «Сезар».
Эти два кино-воплощения королевы Марго, конечно, много сравнивали. Причем, сравнения чаще всего, что скрывать, были не в пользу нашей Добровольской.
Лично я всегда считала, что в данном случае сравнение некорректно.
Поскольку фильмы созданы в разной стилистике.
Наша «Королева Марго» – традиционная костюмированная драма, очень близкая по сюжету к Дюма.
А вот у французов получился зловеще мрачный нуар, с отсылками в темную готику, с мистическими вкраплениями и кровавым натурализмом.
Оттого и Марго разные.
Наша – чопорная, лощеная, этикетная.
У французов – неистовая, чувственная и экзальтированная.
Однако при ближайшем рассмотрении становится ясно, что в образе нашей Марго –более многоцветная палитра.
Героиня Добровольской демонстрирует и ум, и эрудицию, и лукавство. Она способна оценивать мир в его сложных хитросплетениях и понимать неоднозначность происходящего, сохраняя при этом воистину королевское спокойствие.
Что, собственно, и было присуще, если верить старинным хроникам, знаменитой Марго.
Вот все это прекрасно и показала на экране очень даже не бездарная актриса Евгения Добровольская.
Кстати, первоначально не она должна была играть главную героиню сериала «Королева Марго».
На образ Марго претендовали Вера Сотникова и Ольга Дроздова, которым потом достались другие роли в этом фильме.
С подачи продюсера российской «Королевы Марго», Сергея Жигунова, фотопробы на главную роль также делали Ингеборга Дапкунайте и Ирина Метлицкая.
Но режиссер фильма, Александр Муратов, не зря, в конце концов, настоял на кандидатуре Добровольской. Руководствовался он не только талантом актрисы, но и, кстати, внешним сходством актрисы со знаменитой героиней 16 века.
Дело в том, что сохранился прижизненный портрет Маргариты Валуа, написанный ее современником, придворным живописцем, Франсуа Клуэ. И глядя на него, невольное это сходство отмечаешь.
Что же касается Изабель Аджани, то ее образ, бесспорно, подкупает красотой и романтизмом. Внешне она именно та Маргарита, что существует в воображении многих. Манкая, нежная, упоительно очаровательная и утонченно… распутная. А главное, – бесприютная, мятущаяся, неприкаянная.
Многие критики отмечали, что французская кинозвезда создала близкий и понятный современному зрителю образ. Красивой и темпераментной бунтарки, пытающейся пойти наперекор деспотизму и произволу своей венценосной семьи. А еще независимой и отчаянно смелой в любовных отношениях.
Кстати, в одном из интервью Изабель Аджани призналась, что труднее всего ей было играть именно вот эту свободу в любви, которой отличалась ее экранная героиня. Трудно, потому что сама красавица-актриса всегда испытывала комплексы, строя романтические отношения с мужчинами, потому и свою личную жизнь так и не устроила…
Такие вот, две киношные королевы Марго.
Какая из них лучше – сказать трудно. Наверное, каждая хороша по-своему.
А вы, дорогие читатели, как думаете?
Фото из открытых источников интернет.
Фотоколлаж авторский.