«Унылая пора, очей очарованье...» — именно эта строчка из стихотворения "Осень" Александра Пушкина первой приходит мне на ум, когда вижу на улице красочные оттенки красного, желтого и зеленого или представляю это время года. Осень прекрасна, изменчива и непостоянна. Она может быть разной: солнечной
и дождливой,
тёплой
и по-зимнему холодной,
слякотной
и сухой.
Русские художники, как и поэты, были очарованы ею, поэтому многие старались поймать и запечатлеть красоту русской осени. У кого-то она золотая, а у кого-то пасмурная и безрадостная. Конечно, не могу показать вам в одной статье все шедевры, но надеюсь, что вместе полюбуемся такими разнообразными осенними пейзажами: «Осень бывает разная: тихая, щедрая, праздная. Яркая, пряная, злато-багряная. В золото щедро оденет леса, просинью нежно зальет небеса. Всюду оставит свое обаяние. От красоты перехватит дыхание...»
Одним из самых знаменитых осенних пейзажей считаю работу "Золотая осень" Исаака Левитана. По-моему, художник любил осень и смог показать ее красоту, как никто из русских живописцев. Его кисти принадлежит около сотни картин на тему этой поры. Вот еще несколько из них, и в каждой осень имеет свое, неповторимое настроение.
Любая картина передает состояние души художника в период написания. Так вот, глядя на картину "Осенний день. Сокольники", понимаю, что Левитан был отнюдь не в радужном настроении, когда работал над холстом. У меня он вызывает печаль и тревогу. Даже мой любимый позитивный желтый цвет не спасает. На картине изображена осень, это еще ранняя, золотая осень, ведь листья на кленах золотистые, их еще не оборвал ветер. Сыро и холодно, одиноко и тревожно — вот такие ассоциации. И одинокая женщина полностью гармонирует с грустным пейзажем. Одна в пустом парке сырым осенним днём идет она вся в черном. Ветер гонит по небу темные тучи и раскачивает верхушки высоких сосен. От холодного ветра и надвигающегося дождя хочется закутаться в плед, спрятаться. Опавшими желтыми листьями усыпана дорожка. Мне даже кажется, что слышу их шуршание под ногами дамы. Грустно оттого, что лето закончилось, теплые деньки миновали, еще чуть-чуть — и опадут все золотые листья. Все станет голым, серым и холодным. Не люблю холода, поэтому, когда заканчивается золотая осень, мне становится грустно: «Октябрь уж наступил — уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей...» Помните эти строчки Пушкина?
На дворе осень. Вижу абсолютно голые деревья, жёлтую помятую мокрую траву, низкие тяжёлые тучи. Но самой примечательной деталью картины является лужа. Обычно художники используют водную гладь в роли зеркала, но Левитану достаточно грязной лужицы, чтобы чётко отобразить небо, голые стволы деревьев. Лёгкую грусть от щемящего одиночества осеннего увядания чувствую, глядя на полотно Левитана "Осень. Дорога в деревне". Даже пустилась в ностальгические воспоминания от увиденной осенней деревенской дороги. Когда жила в деревне, в такую пору невозможно было никуда выехать из-за размытых дорог. Чёрная от дождей, она уводит извилистой лентой мой взгляд к горизонту. По обеим сторонам узкой дороги — темные деревенские хаты со старыми крышами. Людей не видно — в слякотную погоду не хочется гулять: «Уходила осень слякотью дорог. Жёлтую котомку тормошила под дождя чечётку и тумана смог. И костра осеннего кадила».
Пока небо хмурится на картинах Левитана, моя мечта о бабьем лете еще не угасла. Исаак Бродский картиной "Опавшие листья" погружает меня в бабье лето. Несмотря на то, что опавшие листья — символ увядающей природы, картина по-настоящему живая. Она навевает мне мысли о тех, кто оставил на холодный период свои летние дачи. Осиротевшая веранда и сухие листья на полу как грустные ноты уходящего лета: «Лето уходит неспешно. Последние дни догорают. Это все грустно, конечно, что листья уже облетают, что солнце все ниже и ниже, что дождик идет неустанно. И кажется: осень все ближе, что в общем-то тоже не странно».
Сейчас пора теплой золотой осени с ее сочной пестрой листвой, с запахами осенних костров, с богатством урожая. Поэтому предлагаю полюбоваться именно на такую красавицу, золотую, богатую, роскошную. Посмотрите, какую осень на своих картинах изображал великий русский классик живописи Василий Поленов. Покоем и умиротворением веет от его полотна "Золотая осень". Смотрю и представляю себя стоящей на вершине какого-то холма, и с этой точки передо мною простирается великолепный красочный пейзаж. Некоторые деревья ещё зеленые, но большинство из них уже покрылись желтизной осенней листвы. Справа на горизонте виднеется белый храм с колокольней. Чистота тихой речки, тепло пожелтевшей травы и позолота деревьев радуют глаз. Картина реалистична и, по-моему, волшебна: «Осень. Сказочный чертог, всем открытый для обзора. Просеки лесных дорог, заглядевшихся в озера». Это стихи Бориса Пастернака. Как подходят к этой картине его строки.
Поленов для меня раскрылся в картине "Осень в Абрамцево". Полотно потрясает своими яркими красками. Именно этот пейзаж, в моём понятии, передаёт всю осеннюю красоту. Открывается в его полотнах для меня какая-то близкая сердцу, родная и понятная красота. Всматриваясь в это произведение живописца, вспоминаю свою историю — в моей жизни был свой любимый покатый берег, берёзовая роща, пыльная дорожка, вытоптанная грибниками, такой вот залитый солнцем день, который бережно храню в душе: «Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком, и журавли, печально пролетая, уж не жалеют больше ни о ком...»
Даже если не удаётся выбраться в лес или парк, мне достаточно посмотреть на полотна известных мастеров художественной кисти, чтобы, тихо шурша, жёлтые листья упали в мои ладони, капелька дождя повисла на кончике носа, а из осеннего воздуха повеяло лёгкой прохладой. Не хотелось бы заканчивать тему про осень на мрачной ноте. Посмотрите, какой яркий и весёлый сюжет у кустодиевских купчих в осеннем интерьере. Картина "Осень в провинции" пропитана последними тёплыми денёчками бабьего лета: и огненно-красные клёны, и ярко-жёлтый тополиный сад возле домов. Вдыхаю воздух, который пытался передать Борис Кустодиев, и чувствую смесь выпечки из рядом стоящей булочной и свежести спелого арбуза. Попробую воспроизвести домашнее чаепитие, чтобы задержать тёплую погоду, когда природа не готова распрощаться с летом: «Нараспашку душа и ещё не одета. В сентябре не спеша растворяется лето. Я стою и грущу, мне тоскливо немного. В листопаде ищу снова к лету дорогу...»
Начало осени – самое время баловать своих близких выпечкой из яблок, которые уже созрели. Собираю всех за столом и угощаю удивительно вкусным и ароматным яблочным пирогом.
Ингредиенты для теста:
- 2,5 ст. муки высшего сорта,
- 4 ст. л. сахара,
- 1/4 ч. л. соли,
- пачка холодного сливочного масла, нарезанного кубиками,
- 2 яйца,
- 2 ст. л. холодной воды.
Начинка:
- 1 кг. яблок для запекания,
- 2 ст. л. свежевыжатого лимонного сока,
- 2/3 ст. сахара + дополнительно для посыпки пирога,
- 60 г. сливочного масла,
- 1/4 ч. л. молотой корицы,
- щепотка молотого мускатного ореха,
- 1 яйцо, слегка взбитое.
В миске смешиваю венчиком муку, сахар и соль. Вмешиваю в сухие ингредиенты сливочное масло, пока смесь не будет похожа на жёлтую кукурузную крупу, смешанную с кусочками сливочного масла размером с фасоль. У меня тесто нагрелось, поэтому положила его на 10 минут в холодильник, а затем продолжала с ним работать. Добавила яйцо и перемешала тесто вилкой. Тесто получилось слишком сухое, сбрызнула его 1 ст. л. холодной воды. Сформировала из теста круг, завернула в плёнку и положила в холодильник на час. Для начинки в миску налила лимонный сок. Яблоки, очистив от кожуры и сердцевин, разрезав их пополам, нарезала на дольки. Смешала яблоки с лимонным соком. Всыпала сахар и тщательно перемешала. На сковороде растопила сливочное масло. Добавила яблоки и готовила, помешивая, пока сахар не растворился и смесь не начала кипеть. Накрыла крышкой, убавила огонь и тушила яблоки с корицей и мускатным орехом до лёгкой карамелизации, примерно 10 минут. Разрезав тесто пополам, на присыпанной мукой поверхности раскатала каждую половину в круг, выложила тесто на противень, сверху — яблочную начинку. Нарезала второй пласт теста на полосы шириной 1 см. Выложила полосы на равном расстоянии по поверхности всего пирога. Оставшиеся полоски переплела, чтобы получилась решётка. Смазала поверхность теста яйцом, затем посыпала сахаром и установила в духовку. Выпекала пирог до золотистой корочки. Нежный, рассыпчатый, вкусный, идеален для чаепития по-кустодиевски. Осень Кустодиева полна позитива, тепла, света и достатка. Она такая яркая и сочная. Невольно попала туда и насладилась чаепитием с яблочным пирогом со старосветскими купчихами.
Осень бывает разная – и в этом её прекрасное начало: «Осень бывает разная — и волшебная, и прекрасная, и туманная, и дождливая. Но любимая мною, любимая...» Ведь мы все тоже очень разные, и кому-то по душе тёплая оранжевая,
жёлто-золотая осень с ярким солнцем,
чтобы можно было погулять, погреться в последних солнечных лучах перед зимой,
сфотографироваться в парке на фоне россыпи жёлто-красно-оранжевых листьев. Здесь как раз подойдут лирические стихи Фета, уж больно мне нравится его осенние строки: «Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный, веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной.» Пусть будет стих примером того, что имела в виду выше.
А мне больше по душе остаться дома в выходной, укутаться в тёплый плед и с чашкой горячего чая с яблочным пирогом смотреть на дождь,
на серое затянутое небо
и голые ветки деревьев. Ну и, конечно же, поэтическое моё про осень: «Сентября половина, желтеют берёзы. Пусть пока только сверху, прядью за прядь. И ещё далеки зимней стужи угрозы, но лета уж нет, придёт ли оно опять?»
Предлагаю закончить прикосновение к прекрасным осенним пейзажам строками Пушкина: «Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы».