Найти тему

Поможет ли новый закон контролировать самокаты и БПЛА?

Минтранс разработал проект федерального закона, который позволит существенно расширить функционал государственной автоматизированной системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС». Сейчас документ находится на стадии общественного обсуждения. Предполагается, что закон вступит в силу с марта 2025 года.

Несколько слов, поясняющих терминологию и названия систем:

«ЭРА-ГЛОНАСС» - это государственная автоматизированная информационная система экстренного реагирования при авариях.

Оператором «ЭРА-ГЛОНАСС» является государственная компания АО «ГЛОНАСС».

На базе инфраструктуры «ЭРА-ГЛОНАСС» была создана платформа мониторинга «Мониторинг ЭРА», которая является отдельным продуктом. Функционал платформы включает в себя контроль местоположения, трек, различные отчеты, создание и контроль геозон. На данный момент она служит телематической платформой для транспортных средств, в которую в обязательно порядке подключаются автопарки муниципальных служб, скорые помощи и т.д. «Мониторинг ЭРА» является единственной государственной телематической платформой.

Теперь к сути:

Для наведения порядка в области беспилотных авиационных систем (БАС), эксплуатации электросамокатов и малогабаритных судов, по-видимому, было принято решение расширить область использования и функционал платформы.

Иными словами, цель инициативы - обеспечение планирования, организации, контроля и координации в этих областях.

1) БАС. Планируется подключение в рамках национального проекта «беспилотные авиационные системы» и «стратегии развития беспилотной авиации Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2035 года.»

Подключение всех типов БПЛА к единой платформе значительно сократит ряд рисков, остальными рисками хотя бы можно будет управлять. Какие это риски?

- Использование БПЛА вблизи объектов критической инфраструктуры, в запретных для полета зонах (аэродромы, вертодромы, военные объекты и др).

- Использование БПЛА в регионах, которые ввели ограничения или полный запрет на их применение.

- Развитие БАС в России повлечет кратного увеличения числа БПЛА, что влечет за собой риски столкновений в воздухе, столкновений со зданиями, падение на дороги, тротуары и другие места скопления людей.

- Увеличение количества БПЛА повлечет за собой увеличение количества операторов, в том числе и не компетентных.

С помощью платформы возможно будет отслеживать применение БПЛА и в случаях форс-мажора воздействовать на них. Например, при подлете к запретным зонам БПЛА можно удаленно принудительно посадить на землю или вернуться на маршрут.

Также возможно автоматически корректировать, прокладывать маршруты с учетом имеющихся БПЛА в небе.

2) Электросамокаты. На данный момент область эксплуатации электросамокатов является полностью серой зоной. Чуть ли не каждый день можно видеть репортажи с городов России, как электросамокат попал в ДТП, наехал на пешехода и т.д.

Также на данный момент для самокатов почти нет ограничений в передвижении, а если они и есть, то остаются полностью на усмотрения сервисов проката.

Скорее всего будет по аналогии с БПЛА с возможностью принудительной остановки/блокировки самоката в случае несанкционированного выезда в запретную зону.

Рядовой пользователь сервиса проката электросамокатов скорее всего не почувствует какие-либо изменения. На данный момент мониторинг самокатов осуществляется путем отслеживания их работы в корпоративных приложениях сервисов. Вероятнее всего пользователи продолжат работу в приложениях сервисов, но данные будут сначала поступать в систему ЭРА, а оттуда ретранслироваться на сервера самокатных сервисов.

В плане безопасности риски уменьшатся.

На данный момент многие производители навигационного оборудования применяют модули, которые работают сразу с несколькими спутниковыми системами, в России популярны модули ГЛОНАСС/GPS.

При подавлении приема спутниковой информации на гражданских модулях связи отключается прием всех спутниковых систем, в том числе и со спутников ГЛОНАСС. Без информации со спутников невозможно отследить местоположение и трек, что не зависит от системы мониторинга.

При попадании в зону подавления спутниковой информации местоположение и трек электросамоката не будет отображаться в системе.

Поведение БПЛА при пропаже спутников будет зависеть от алгоритма действий, прошитых в самом аппарате, а также от типа системы глушения.

Например, если говорить о глушении только спутников, то БПЛА, потеряв спутники, может перейти в специальный режим, в котором он себя ведет в воздухе менее стабильно, тем не менее у оператора, если полет ведется вручную, будет возможность посадить дрон или вывести его из поля действия «глушилки».

Вывод: инициатива полезная, давно назревшая и является первым шагом в наведении порядка в этих областях.