СДВГ, или синдром дефицита внимания с гиперактивностью — это особенность развития, которая обычно проявляется в раннем детстве, в возрасте около 7 лет. При СДВГ затруднено подавление спонтанных реакций, связанных с речью, моторикой, внимательностью.
Дети, у которых есть СДВГ, не могут усидеть на месте и не слушают то, что им говорят. Они не могут следовать инструкциям, как бы чётко их ни излагали. Они могут влезать в разговор с неуместными комментариями. Окружающие называют таких детей «нарушителями спокойствия» и ругают за лень и недисциплинированность. Но вызывающее поведение этих детей не связано с вредным характером или плохим воспитанием.
Они не могут вести себя лучше, даже если бы захотели. Более того — СДВГ нельзя «перерасти», как часто считают. Он сохраняется и во взрослом возрасте, просто проявления немного смягчаются. Взрослый с СДВГ, сидя на скучном собрании, не будет пинать по спинке стоящего впереди кресла, елозить, извиваться и хлопать ладонями по подлокотникам. Но он будет нетерпеливо покачивать ногой или барабанить пальцами.
Как проявляются разные типы СДВГ
Поведение ребёнка с СДВГ зависит от того, какой компонент преобладает: гиперактивность, импульсивность или невнимательность.
Некоторые дети могут выглядеть совершенно неуправляемыми: постоянно вертеться, бегать и мешать всем вокруг. Другие, наоборот, всё время сидят тихо, а их сознание словно бы находится при этом за сотни километров отсюда. А есть и такие, которые в целом ведут себя как все остальные дети, но склонны совершать непредсказуемые действия: например, выбежать на дорогу, когда этого никто не ожидает.
Учёные выделяют три типа СДВГ:
- Невнимательный. Гиперактивность и импульсивность отсутствуют или слабо выражены.
- Гиперактивно-импульсивный. Внимание при этом развито достаточно хорошо.
- Комбинированный. Невнимательность, гиперактивность и импульсивность присутствуют в равной степени.
Чаще всего у детей диагностируется третий тип. Но заподозрить у ребёнка СДВГ не всегда легко, потому что клиническая картина этого состояния очень индивидуальна. К тому же, маленькие дети часто бывают шумными и подвижными. А те, у которых присутствует невнимательный тип СДВГ, вообще не вызывают подозрений, потому что не нарушают дисциплину.
Малышей с невнимательным типом СДВГ часто называют «мечтателями». Они могут подолгу сидеть на одном месте, витая в облаках. Если задача, которую им предлагают, слишком монотонная и скучная, такие дети быстро «отключаются». Но они могут сосредоточить внимание на том, что им нравится.
Гиперактивные дети, напротив, пытаются делать несколько дел одновременно. Внутри них словно запрятан вечный двигатель. Они неспособны усидеть на месте дольше пяти минут.
Когда у ребёнка имеется импульсивность, то это означает проблему с самоконтролем. Он будет бесцеремонно прерывать чужой разговор, выкрикивать во время урока, проявлять слишком эмоциональные реакции.
Как СДВГ влияет на умения и навыки
Родители, сыну или дочери которых поставлен диагноз СДВГ, бывают обеспокоены тем, как это состояние повлияет на жизнь их ребёнка. Прежде всего — на обучение.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью — это особенность развития. Сам по себе СДВГ не имеет ничего общего с так называемыми «трудностями обучения»: например, дислексией, дисграфией или дискалькулией. Но при этом СДВГ всё же может влиять на процесс усвоения школьником учебной программы.
Детям с СДВГ бывает трудно следовать инструкциям, даже простым. К примеру, когда учитель даёт задание переписать в тетрадь определённый параграф из учебника или показывает, какие примеры и в каком порядке нужно решить.
СДВГ, как уже было сказано, не относится к трудностям с обучением. В МКБ-10 он относится к расстройствам поведения. Однако, у 20 – 60% детей с СДВГ также отмечаются и нарушения обучения.
Влияние СДВГ на исполнительные функции
Исполнительные функции головного мозга — это, можно сказать, его командный центр. Исполнительные функции управляют всеми когнитивными процессами.
В состав этих функций входят: рабочая память, планирование, внимание, поиск ошибок. Кроме того, к ним относятся контроль торможения (способность контролировать поведение и подавлять импульсивные желания) и когнитивная гибкость (способность переключаться с одной задачи на другую).
При СДВГ эти функции часто бывают нарушены. Дети и взрослые с трудом могут концентрировать внимание на задачах, склонны к спонтанным действиям — бездумной трате денег, «ночному обжорству», непредсказуемым поступкам.
СДВГ и моторные навыки
СДВГ влияет и на развитие моторных, то есть, двигательных навыков. Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью могут казаться неуклюжими, а их движения — лишёнными плавности и точности.
У таких девочек и мальчиков нередко возникают проблемы с равновесием и координацией, особенно когда они выполняют действия, требующие сосредоточенности.
Способность тела сохранять равновесие зависит от навыков крупной моторики. Когда человек стоит, его тело совершает так называемые постуральные колебания, чтобы найти центр тяжести. Детям с СДВГ иногда приходится раскачиваться, чтобы обрести устойчивость.
Некоторые исследователи полагают, что плохой почерк при СДВГ связан с недостаточным развитием мелкой моторики.
Влияние СДВГ на социальную и эмоциональную сферы жизни
Социальные навыки — это модели поведения, которые помогают людям общаться и устанавливать связи. Проявление эмпатии, то есть сочувствия, способность держать эмоции под контролем, умение «считывать» мимику, взгляды и жесты — всё это попадает под определение социальных навыков.
Наличие таких навыков означает, что человек умеет:
- Презентовать себя
- Выслушивать других людей
- Быть вежливым и тактичным
- Адекватно реагировать на критику и замечания
- Сохранять спокойствие
- Проявлять интерес к чужому мнению
Всё это сложно даётся людям с СДВГ. Они не всегда могут понять, что их поведение не соответствует общепринятым нормам. Они часто бывают слишком безапелляционны, указывая людям на их ошибки.
Дети с СДВГ порой слишком много говорят и перебивают других, чересчур эмоционально реагируют и ведут себя, как выскочки, поэтому им тяжело заводить друзей. Это приводит к чувству отчуждённости, депрессии, потере уверенности в себе.
Как развить необходимые навыки у детей с СДВГ?
Социальные навыки можно улучшить с помощью терапии, которая включает в себя:
- Ролевые игры
- Моделирование ситуаций
- Работу в группе
- Обратную связь от психолога или специалиста по коррекции СДВГ
Любой позитивный опыт нужно подкреплять похвалой или наградой. Если сын или дочь не понимают, почему их поведение вызывает недовольство окружающих, им нужно это спокойно и мягко объяснить.
Для обучения могут использоваться ситуации из книг, фильмов или реальной жизни.
С более старшими детьми (от 12 лет) часто проводят групповые тренинги, которые являются довольно эффективным методом психокоррекции. Им предлагают упражнения на открытое выражение чувств и на социальное взаимодействие, используют методы позитивной терапии, когда приводящая к конфликту ситуация рассматривается с противоположных сторон.
Моторные навыки развивают с помощью активных игр и физических упражнений, в том числе и тех, где требуется удерживать равновесие: ходьба по бревну, стояние на одной ноге и так далее.
В 2021 году проводилось исследование, во время которого школьники с СДВГ в течение 6 недель занимались комплексом упражнений. В него входила аэробика, упражнения с сопротивлением, тренировка внимания и координации движений. Упражнения длились по 45 минут в день. После шестинедельной программы у детей отмечалось значительное улучшение физической подготовки, внимания и двигательных навыков.
Предлагаем пройти онлайн-тест на дислексию для детей и взрослых. Вы сами сможете сделать первые выводы и при необходимости обратиться к нам в Центр коррекции дислексии.