Все люди – рабы. Многим эта характеристика не понравится, но это непреложный факт человеческого бытия.
Вопрос только в том – чей раб? Раб сатаны и собственных страстей или раб Божий.
И все люди во всем мире, как и в России, делятся на два этих типа. И даже характеристики этих рабов не меняются на протяжении тысячелетий.
В этом плане характерна одна из притч Христа, распадающаяся на две части.
В первой Он характеризует рабов бодрствующих:
«И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему.
Блаженны рабы те, которых господин, пришед, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и подходя станет служить им.
И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те». Лк. 12. 36-38.
Под «господином» Христос имеет в виду Себя.
Да, ситуация именно такая – Он сейчас удалился на брак с Небесной Церковью и все верные Ему ученики ожидают Его возвращения.
Это и есть – «бодрствующие» рабы. Их задача тотчас отворить «господину» по его возвращению, когда бы это возвращение не произошло – в какое бы время для и ночи.
Вторая и третья стражи – это как раз ночное, самое «спящее» время, в которое особенно важно не задремать и быть наготове.
Кстати, если эти рабы не задремлют, то их ждет награда:
«Блажен раб тот, которого господин его, пришед, найдет поступающим так;
Истинно говорю вам, что над всем имением поставит его». Лк. 12. 43-44.
Теперь присмотримся к характеристике второго типа рабов:
«Если же раб тот скажет в сердце своем: «Не скоро придет господин мой», и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться,
То придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными». Лк. 12. 45-46.
Итак, второй тип рабов – это рабы «распоясавшиеся». Они не ожидают скорого возвращения господина, поэтому позволяют себе распоясаться по полной, отдавшись на волю всех своих инстинктов и страстей.
Что ж – все понятно, осталось только применить все это к современной России.
И тут – сразу большая загвоздка.
Большинство из нас с опрометчивой уверенностью отнесут «распоясавшихся рабов» к безверному большинству народа. Они, дескать, и едят, не соблюдая никаких постов, и пьют и затевают разного рода драки – реальные и виртуальные…
Посмотришь на окружающих людей – и хочется с этим согласиться. Но!..
Обратите внимание, что Христос, когда говорит о наказании «распоясавшихся» рабов, то отмечает, что «подвергнет его (такого раба) одной участи с неверными».
Вот оно что!.. Неверные – это отдельно! Неверные – это как раз то самое язычествующее большинство в России, только формально называющее себя «православными». И речь на самом деле не про них.
А речь – как раз о христианах. О нас с вами. О тех, которые сознательно называют себя «рабами Божьими», не смущаясь этим, а признавая за этим наименованием великую честь себе…
Да – речь о нас, христианах. А раз так – то уместно каждому из нас задать себе вопрос: а я – какой раб? Бодрствующий или распоясавшийся?..
И ответить на этот вопрос честно.
Смотрите: бодрствующий раб ждет возвращение господина каждую «стражу», то есть фактически каждый час своей жизни…
Мы так ведем себя? Не считаем ли мы, что это еще где-то в будущем… Как только мы так посчитали – в каких рабов мы немедленно превращаемся?..
То-то же.
Но идем дальше. Что еще делают распоясавшиеся рабы – бьют слуг и служанок, едят и пьют и напиваются…
Ну, слуг и служанок в виде людей у большинства из нас как раз нет… Хотя, как сказать, если иметь в виду наших ближних, которых мы любим прогибать под нашу псевдорелигиозность.
Но их можно понимать и аллегорически. Наши «слуги и служанки» - это наши добродетели, которые мы должны исполнять в жизни, а мы вместо этого «бьем» их, загоняя в подполье наших душ.
Надо бы раздать свое имение, хотя бы часть его по примеру того же Закхея… А мы гоняемся за деньгами не хуже тех же самых язычников…
Надо бы ограничить свое тело, утесняя его жесткими ограничениями, а мы стремимся его понежить в том же самом комфорте, - и в чем тогда отличие от язычников…
Ну а про «есть, пить и напиваться» - даже углубляться не будем. У большинства из нас есть и любимая «еда» и «напиток», которыми мы обжираемся и напиваемся (не обязательно пищевые), ничем не уступая тем же самым язычникам.
Ну - так что? Так каких христиан сейчас в России больше?