Надо начать с того, что ребенок рождается в той или иной социально-этнической обстановке, и буквально с молоком матери впитывает родовые и семейные представления о том, что можно, а что нельзя.
Еще поэт Маяковский уделял этому внимание. Об этом он писал в своем стихотворении «Что такое хорошо, а что такое плохо?» Маяковский хорошо чувствовал социальный заказ на подобного рода детскую литературу. И в самом деле, детям с ранних годов внушают, что такое хорошо, а что такое плохо. Причем внушение это в разных этнических, культурных общностях происходило и происходит по-разному.
Для кого-то хорошо одно, а для кого-то как раз это плохо.
Вот Маяковский пишет: «Если ты порвал подряд книжицу и мячик,
октябрята говорят: плоховатый мальчик». Смотря какую книжицу порвать: если «Краткий курс ВКП(б)», то на территории современной Украины это будет восприниматься как хороший поступок. На территории современной России надо рвать «Майн Кампф». Выходит, все зависит от территории? Нет – все зависит от правящей идеологии.
В свое время итальянский педагог Мария Монтессори предложила выделить в онтогенезе ребенка особые сензитивные периоды, которые знаменуют собой чувствительность детской психики к определенным формам вербального и невербального воздействия на нее родителей и социального окружения.
Как взаимодействуют разные группы людей? Почему они объединены одной целью? Как скоро мышление отдельных индивидов может изменится под воздействием коллективной идеологии?
Эти, казалось бы, далекие от практики теоретические вопросы, играют огромную роль в становлении и развитии народного, этнического, государственного и общечеловеческого мышления.
Так было всегда. Общество объединяет своих граждан, зовет их на ратный труд и на подвиг. И это самое общество осуществляет контрсуггестию, блокирует чужеродные мысли, которые разрушают национальное единство. Современный мир можно представить себе в качестве арены идеологической борьбы. Да, и не только современный. В древнем мире было, по сути, тоже самое. Разные народы в древности постоянно враждовали. И у каждого из них была своя правда, своя идеология. Чужую идеологию они не признавали и запрещали.
Ребенок рождается и растет не в безвоздушной среде. Ему кроме пищи, родительской заботы и ласки нужно понимание, ради чего он живет. Такое понимание в виде мировоззрения формирует в сознании ребенка общество.
Ребенок копирует взрослых; их поведение и отношение к миру. Это в раннем детстве происходит практически неосознанно в виде импринтинга на уровне врожденной способности к подражанию. Когда же ребенок взрослеет, то он начинает загружать свой ум ментальными представлениями о мире. Для этого он активно пользуется языком; при помощи речи получает огромное наследство: рассказы о деяниях и способе мышления своих предков. В своем воображении он создает себе кумиров, на которых хочет равняться, на которых хочет быть похож. Он так или иначе, отожествляет себя с положительными персонажами фольклора, а от отрицательных старается дистанцироваться.
В этой связи можно вспомнить знаменитый «Крестовый поход детей». В 1212 году у пастушка Этьена из Клуа (Франция) было ведение. Ему привиделось, что Иерусалим можно освободить без оружия. В поход должны пойти дети и подростки. Море расступится перед ними и они попадут на Святую землю. Падут засовы с врат, и Священный город будет освобожден детскими молитвами.
Этьен стал страстно проповедовать. В результате около 30 000 детей и подростков из Франции и Германии отправились в свой последний поход. Море, однако, не расступилось перед детьми. Зато местные купцы предоставили им корабли. Этот детский флот бесследно исчез. И лишь через 18 лет во Франции объявился монах, сопровождавший детей. Он сообщил, что дети стали жертвой обмана. Купцы заранее сговорились с мусульманскими работорговцами. Дети попали в рабство.
Общепринятые шаблоны мышления играют огромную роль в формировании коллективного и индивидуального мировоззрения.
Большевики это понимали, и хотели заменить этнические образы самосознания на общечеловеческие, пролетарские. Моральный облик строителя коммунизма и коммунистическая идеология призваны были формировать в сознании трудящихся образцы новой этики и новой интернациональной пролетарской культуры. Вспомним наглядный пример из советского идеологического прошлого – Павлик Морозов, который предал своего отца и был убит членами семьи. Эта история датирована 1932 годом.
Другая похожая история также датирована 1932 годом. Речь идет о поэме Багрицкого «Смерть пионерки». В ней описывается как больная скарлатиной девочка умирает в сельской больнице. К ней приходит мать и уговаривает ее надеть нательный крестик, но девочка с отвращением оторачивается. Она – пионерка! Надвигается гроза, и ей слышится и мерещится в порывах ветра и раскатах грома марширующие пионерские отряды. Девочка отдает пионерский салют и умирает.
Несмотря на пафос, геройство и самозабвение коммунистическая идеология потерпела фиаско. Неудачу большевиков некоторые экономисты связывают с падением котировок нефти во времена правления Горбачева. Однако развал Союза можно трактовать как кризис коммунистического мировоззрения. Мелкобуржуазное сознание оказалось сильнее, чем коллективистическое, зиждившееся на триумвирате: свобода, равенство, братство.
Когда Союз пал, срочно потребовалось возрождение этнического самосознания и веры отцов. Были воссозданы в несколько модернизированной форме образы и понятия характерные для дореволюционной России: самодержавие, православие, народность. Иное дело, что эти образы и понятия пришлось значительно скорректировать с учетом современных реалий и научно-технического прогресса. Родители срочно повели своих детей в воскресные церковные школы.
Аналогичным путем, обратившись к своему этническому прошлому, пошли и многие бывшие союзные республики. В образах народного самосознания черпали вдохновение новые идеологи, при этом они опирались на традиционную культуру и веру. Чтобы быть понятым и принятым своим народом надо говорить на одном с ним языке. Русский язык как язык межнационального общения в странах бывшего Союза подвергся значительной ревизии.
Образы коллективного сознания имеют приоритетное значение и превалируют над образами индивидуального сознания. Этим во все времена пользовались, обращая врагов в друзей и наоборот. Вопрос стоит о самоидентификации личности. Как себя человек позиционирует. Поскольку индивидуальное существование зависит от коллективного существования, то и образы коллективного мышления довлеют над образами индивидуального мышления.
При смене правящей парадигмы изменяются образы коллективного мышления, а вслед за ним изменяются и образы индивидуального.
При столкновении разных форм коллективного мышления может возникать некий их симбиоз. Так, в древние времена, когда языческая вера была отринута на уровне государства и был принят поворот в другую новую христианскую веру. На смене эпох возник период, который длился в течение нескольких столетий, который назывался двоеверием.
Понятное дело, что искоренить сразу язычество не получилось. На это ушли столетия. Да и сегодня, кто может с точностью ручаться, что современное христианство не вобрало в себя элементы языческой веры. Весьма интересно, что первые беспорядки против распространения раннего христианства зафиксированы историками в Эфесте, где располагался грандиозный храм Артемиды – одно из семи чудес света. Эти беспорядки были спровоцированы серебряных дел мастерами, которые изготовляли изображения Артемиды. Они первые почувствовали, что их бизнес страдает от обращения граждан в новую веру. Впоследствии этот храм был разрушен. Весьма интересно, что в 356 г. д.н.э. Герострат поджег этот храм дабы увековечить свое имя. После грандиозного пожара храм восстановили.
История по форме своей чем-то напоминает историю нашего времени. Гигантский храм Христа Спасителя в Москве был взорван большевиками в 1931 году. На его месте планировалось воздвигнуть самое высокое здание в мире – Дворец Советов. Его должна была венчать стометровая статуя Ленина. Однако этим планам не удалось сбыться. В 1990-е годы на месте разрушенного храма был воссоздан новый… Архитекторы строят, политики разрушают. Политики разрешают, и архитекторы опять строят. Все это очень хорошо символизирует смену идеологий и приоритетов в общественном сознании.
Весьма интересна судьба детского парка им. Павлика Морозова, который располагается на Пресне в Москве. В 1991 году его переименовали в парк «Пресненский». Доносить на родителей, даже если они сколотили немалое состояние по нынешним меркам, считается мовитоном. Памятник Павлику Морозову снесли, а вместо него установили скульптурные композиции отвлеченного содержания.
Что касается жизни отдельно взятого человека, то его сознание в той или иной степени управляется государством. От этого зависит образ жизни человека из народа, его чаяния и устремления.
Не только дети могут воспринимать идеологию от своих родителей в юном возрасте. Но и сами родители могут изменять свое мировоззрение под воздействием идеологии и пропаганды и под давлением общих ценностей. Мышление (сознание) определяет бытие! Маркс был не прав! Прав был Гегель! Более того, коллективное мышление определяет мышление индивидуальное.