Найти тему

Что такое хорошо, а что такое плохо? Идеология и пропаганда. Александр Белов 15.09.2024 г.

Надо начать с того, что ребенок рождается в той или иной социально-этнической обстановке, и буквально с молоком матери впитывает родовые и семейные представления о том, что можно, а что нельзя.

Еще поэт Маяковский уделял этому внимание. Об этом он писал в своем стихотворении «Что такое хорошо, а что такое плохо?» Маяковский хорошо чувствовал социальный заказ на подобного рода детскую литературу. И в самом деле, детям с ранних годов внушают, что такое хорошо, а что такое плохо. Причем внушение это в разных этнических, культурных общностях происходило и происходит по-разному.

-2

Для кого-то хорошо одно, а для кого-то как раз это плохо.

Вот Маяковский пишет: «Если ты порвал подряд книжицу и мячик,
октябрята говорят: плоховатый мальчик». Смотря какую книжицу порвать: если «Краткий курс ВКП(б)», то на территории современной Украины это будет восприниматься как хороший поступок. На территории современной России надо рвать «Майн Кампф». Выходит, все зависит от территории? Нет – все зависит от правящей идеологии.

-3

В свое время итальянский педагог Мария Монтессори предложила выделить в онтогенезе ребенка особые сензитивные периоды, которые знаменуют собой чувствительность детской психики к определенным формам вербального и невербального воздействия на нее родителей и социального окружения.

-4

Как взаимодействуют разные группы людей? Почему они объединены одной целью? Как скоро мышление отдельных индивидов может изменится под воздействием коллективной идеологии?

-5

Эти, казалось бы, далекие от практики теоретические вопросы, играют огромную роль в становлении и развитии народного, этнического, государственного и общечеловеческого мышления.

-6

Так было всегда. Общество объединяет своих граждан, зовет их на ратный труд и на подвиг. И это самое общество осуществляет контрсуггестию, блокирует чужеродные мысли, которые разрушают национальное единство. Современный мир можно представить себе в качестве арены идеологической борьбы. Да, и не только современный. В древнем мире было, по сути, тоже самое. Разные народы в древности постоянно враждовали. И у каждого из них была своя правда, своя идеология. Чужую идеологию они не признавали и запрещали.

-7

Ребенок рождается и растет не в безвоздушной среде. Ему кроме пищи, родительской заботы и ласки нужно понимание, ради чего он живет. Такое понимание в виде мировоззрения формирует в сознании ребенка общество.

-8

Ребенок копирует взрослых; их поведение и отношение к миру. Это в раннем детстве происходит практически неосознанно в виде импринтинга на уровне врожденной способности к подражанию. Когда же ребенок взрослеет, то он начинает загружать свой ум ментальными представлениями о мире. Для этого он активно пользуется языком; при помощи речи получает огромное наследство: рассказы о деяниях и способе мышления своих предков. В своем воображении он создает себе кумиров, на которых хочет равняться, на которых хочет быть похож. Он так или иначе, отожествляет себя с положительными персонажами фольклора, а от отрицательных старается дистанцироваться.

-9

В этой связи можно вспомнить знаменитый «Крестовый поход детей». В 1212 году у пастушка Этьена из Клуа (Франция) было ведение. Ему привиделось, что Иерусалим можно освободить без оружия. В поход должны пойти дети и подростки. Море расступится перед ними и они попадут на Святую землю. Падут засовы с врат, и Священный город будет освобожден детскими молитвами.

-10

Этьен стал страстно проповедовать. В результате около 30 000 детей и подростков из Франции и Германии отправились в свой последний поход. Море, однако, не расступилось перед детьми. Зато местные купцы предоставили им корабли. Этот детский флот бесследно исчез. И лишь через 18 лет во Франции объявился монах, сопровождавший детей. Он сообщил, что дети стали жертвой обмана. Купцы заранее сговорились с мусульманскими работорговцами. Дети попали в рабство.

-11

Общепринятые шаблоны мышления играют огромную роль в формировании коллективного и индивидуального мировоззрения.

Большевики это понимали, и хотели заменить этнические образы самосознания на общечеловеческие, пролетарские. Моральный облик строителя коммунизма и коммунистическая идеология призваны были формировать в сознании трудящихся образцы новой этики и новой интернациональной пролетарской культуры. Вспомним наглядный пример из советского идеологического прошлого – Павлик Морозов, который предал своего отца и был убит членами семьи. Эта история датирована 1932 годом.

-12

Другая похожая история также датирована 1932 годом. Речь идет о поэме Багрицкого «Смерть пионерки». В ней описывается как больная скарлатиной девочка умирает в сельской больнице. К ней приходит мать и уговаривает ее надеть нательный крестик, но девочка с отвращением оторачивается. Она – пионерка! Надвигается гроза, и ей слышится и мерещится в порывах ветра и раскатах грома марширующие пионерские отряды. Девочка отдает пионерский салют и умирает.

-13

Несмотря на пафос, геройство и самозабвение коммунистическая идеология потерпела фиаско. Неудачу большевиков некоторые экономисты связывают с падением котировок нефти во времена правления Горбачева. Однако развал Союза можно трактовать как кризис коммунистического мировоззрения. Мелкобуржуазное сознание оказалось сильнее, чем коллективистическое, зиждившееся на триумвирате: свобода, равенство, братство.

-14

Когда Союз пал, срочно потребовалось возрождение этнического самосознания и веры отцов. Были воссозданы в несколько модернизированной форме образы и понятия характерные для дореволюционной России: самодержавие, православие, народность. Иное дело, что эти образы и понятия пришлось значительно скорректировать с учетом современных реалий и научно-технического прогресса. Родители срочно повели своих детей в воскресные церковные школы.

-15

Аналогичным путем, обратившись к своему этническому прошлому, пошли и многие бывшие союзные республики. В образах народного самосознания черпали вдохновение новые идеологи, при этом они опирались на традиционную культуру и веру. Чтобы быть понятым и принятым своим народом надо говорить на одном с ним языке. Русский язык как язык межнационального общения в странах бывшего Союза подвергся значительной ревизии.

Русские медальоны-змеевики 11-13 век, как наглядный пример двоеверия.
Русские медальоны-змеевики 11-13 век, как наглядный пример двоеверия.

Образы коллективного сознания имеют приоритетное значение и превалируют над образами индивидуального сознания. Этим во все времена пользовались, обращая врагов в друзей и наоборот. Вопрос стоит о самоидентификации личности. Как себя человек позиционирует. Поскольку индивидуальное существование зависит от коллективного существования, то и образы коллективного мышления довлеют над образами индивидуального мышления.

-17

При смене правящей парадигмы изменяются образы коллективного мышления, а вслед за ним изменяются и образы индивидуального.

При столкновении разных форм коллективного мышления может возникать некий их симбиоз. Так, в древние времена, когда языческая вера была отринута на уровне государства и был принят поворот в другую новую христианскую веру. На смене эпох возник период, который длился в течение нескольких столетий, который назывался двоеверием.

-18

Понятное дело, что искоренить сразу язычество не получилось. На это ушли столетия. Да и сегодня, кто может с точностью ручаться, что современное христианство не вобрало в себя элементы языческой веры. Весьма интересно, что первые беспорядки против распространения раннего христианства зафиксированы историками в Эфесте, где располагался грандиозный храм Артемиды – одно из семи чудес света. Эти беспорядки были спровоцированы серебряных дел мастерами, которые изготовляли изображения Артемиды. Они первые почувствовали, что их бизнес страдает от обращения граждан в новую веру. Впоследствии этот храм был разрушен. Весьма интересно, что в 356 г. д.н.э. Герострат поджег этот храм дабы увековечить свое имя. После грандиозного пожара храм восстановили.

-19

История по форме своей чем-то напоминает историю нашего времени. Гигантский храм Христа Спасителя в Москве был взорван большевиками в 1931 году. На его месте планировалось воздвигнуть самое высокое здание в мире – Дворец Советов. Его должна была венчать стометровая статуя Ленина. Однако этим планам не удалось сбыться. В 1990-е годы на месте разрушенного храма был воссоздан новый… Архитекторы строят, политики разрушают. Политики разрешают, и архитекторы опять строят. Все это очень хорошо символизирует смену идеологий и приоритетов в общественном сознании.

-20

Весьма интересна судьба детского парка им. Павлика Морозова, который располагается на Пресне в Москве. В 1991 году его переименовали в парк «Пресненский». Доносить на родителей, даже если они сколотили немалое состояние по нынешним меркам, считается мовитоном. Памятник Павлику Морозову снесли, а вместо него установили скульптурные композиции отвлеченного содержания.

Что касается жизни отдельно взятого человека, то его сознание в той или иной степени управляется государством. От этого зависит образ жизни человека из народа, его чаяния и устремления.

Не только дети могут воспринимать идеологию от своих родителей в юном возрасте. Но и сами родители могут изменять свое мировоззрение под воздействием идеологии и пропаганды и под давлением общих ценностей. Мышление (сознание) определяет бытие! Маркс был не прав! Прав был Гегель! Более того, коллективное мышление определяет мышление индивидуальное.