Найти тему

Фильм "Безымяная звезда" ранее был одним из самых моих любимых...

Когда вышел этот фильм? Посмотрели мы его в начале 80-х. Как мне нравился Костолевский в этом фильме, вернее, созданный им образ, точнее, персонаж. И как жаль было, когда в конце фильма расставались Мона и Мирою...

Фото из интернета
Фото из интернета

А сейчас мне интереснее смотреть на отношения Моны с Григом. Я абсолютно не согласна, что Мона содержанка, их отношения с Григом гораздо глубже.

Это не совсем гражданский брак, говоря современным языком. И Мона ни в коем случае не эскортница, как пишут многие. Эскортнице не привозят дорогие лилии зимой. Возможно, она - дорогая любовница. Григ вкладывает в нее деньги. Он - игрок, ему нужно производить впечатление. Если у него дорогая женщина, значит у него есть деньги и с ним можно иметь дело. Григ знаком с родными Моны, знает, где они живут. Он же звонил ее родственникам узнать, не приехала ли она домой, когда обнаружил, что она исчезла. Григ не имеет недвижимости, похоже, что у него постоянные проблемы с законом. Понятно, что какая-то сумма в банке у него есть, обязательно.

Для Грига Мона спутница жизни. Удобной жизни, в которой нет слова «любовь», но при этом есть сопутствующие любви действия. Он заботится и ухаживает за ней. Да, в своих интересах, но какая в сущности разница?! Важно, что все это есть. Мона для него - отражение его образа. Ему нравится, что она вызывает зависть и восхищение окружающих. Он холит и лелеет ее, как холят и лелеют любимую дорогую машину. Он едет ее возвращать, как возвращают угнанное авто. Он просчитывает варианты и вычисляет где она. Он мог бы не ехать - Мона все равно бы вернулась. Но он знал, что она без денег и поехал. Он даже сигареты закуривает сразу на двоих.

Он сам ее создал и не готов расстаться. А точнее не хочет. Нет, манипуляции (если они и есть) Моны лишены всякой стратегии. Она знает насколько далеко простирается ее власть над ним. Иначе не уточняла: ты не ревнуешь меня? А этот факт ее удивил ведь. А вот не ревнует. Власть ее не верховная в этой паре.

И кто же все таки для него Мона? Она привлекательна, имеет чувство стиля и да, умеет понравиться, когда ей это для чего-то нужно. У таких Мон всегда найдется мужчина, готовый ее опекать. Такова их природа и натура.

Интересно, что Мона тот еще стратег. Она не косит под дурочку. Но и не является ею. Она именно все еще импульсивна.

Ее фраза - оставьте меня, я брошусь под поезд! Но тут же, когда Яким сообщает ей, что до утра не будет ни одного поезда и ее никто не переедет, она спокойно возвращается на вокзал.

С Григом она играет по правилам. Кроме одного раза, когда в скучной удобной жизни, где всего лишь немного фантазии и уйма лени, случилось приключение. И она нырнула в него с головой, не думая.

Поэтому: люблю ли я тебя, а любишь ли ты меня? Не знаю. Но… и далее по тексту.

Возможно, это тоже любовь. Но не из девичьих восторгов, а как раз такая, которая может длиться очень долго. Потому что она на фундаменте понимания партнера и способности воспринимать его без прикрас.

Мона вертит всеми, т.к. она исключительно красива, все будут выполнять ее капризы, просто взглянув на нее. Она ведет себя так с рождения, не прилагая усилий, не обдумывая свои слова. Манипулятор она или нет? Не знаю. Предполагаю, что все таки нет. Манипуляторы продуманы и расчетливы - Моне это не нужно, она живет моментом, потому что ей все сходит и будет сходить с рук, она привыкла - уронит боа - и в столичном казино и на глухой станции его подхватит и понесет за ней очередной раб. В фильме опущена самая значимая фраза Грига о Моне -"ты - роскошное животное". Красивая кошка, повелевающая своим хозяином.

В ней остаётся ещё очень много от ребёнка, и этим она привлекает "опекунов". Конечно, она искренне увлеклась Мирою и его звёздами, а также колодцем, баклажанами и перспективой новой жизни. Григ уверен, что ему повезло с ней, её внешность и манеры производят впечатление. Вполне возможно, Мона из каких-то разорившихся дворянчиков, успевшая получить воспитание в пансионе. Цинизм в ней, безусловно, присутствует, но это и неудивительно при той жизни, которую ей приходится вести.

Мона легкомысленная кокетка, привыкла всех очаровывать, вот и все. Она из другого мира, действительно, как звезда.

Останься она с Мирою - и он бы постепенно разочаровался, потому что в тех условиях она не смогла бы так выглядеть. Превратилась бы в подобие мадемуазель Куку в лучшем случае. Ей бы пришлось пойти работать, считала бы копейки (она ведь уже начала беспокоиться, что их услышат соседи). В ней бы исчезла та легкость и праздность, которые и привлекли к ней Мирою.

Зато она подарила Марину Мирою то, чего он вряд ли получит, за всю оставшуюся жизнь, в своём городке. Действительно, вспышка сверхновой звезды. Испепеляющая, но дающая надежды на другую жизнь...

С Григом они друг другу подходят. Он ее не любит, она его тоже не любит, им просто удобно друг с другом, они это прекрасно знают. Ей бы не хватило смелости остаться с Мирою, жить бедно, в провинции, хоть и с любимым человеком, потому что чувства у них все же были, вспыхнули, но под гнетом быта остыли бы быстро у нее, а вот Мирою был бы счастлив и сначала носил бы ее на руках, но для Моны этого мало и кто знает, как бы стал к ней относиться Мирою. Вдруг бы она начала бесить его? Григ был прав, она бы не сохранилась в той обстановке.

Очень показательно, что рука Мирою лежит на книге в конце фильма, он найдет утешение в своем мире-звезд ,книг, науки.

Вертинская гениально сыграла Мону. С ранней молодости мне нравился этот персонаж в ее исполнении. Нравится и сейчас, хотя с возрастом пришло понимание, что героиня не проста и не наивна. Она м.б. немножечко манипулятор, но это у нее от природы, как все мы рождаемся с каким-то талантом, но далеко не всем его суждено вскрыть. Моне "повезло", а, может, и вправду повезло (без кавычек) в какой-то случайной ситуации (скорее всего, еще в детстве) вскрыть его. А потом совершенствовать.

Она импульсивна и Григ это знает: ты подумала? - я вообще не думала и это было прекрасно.

Да, она немного манипулирует, но это не тактическая манипуляция. Он тоже манипулирует и одерживает верх. Мона очнулась. А Григ оплатил ей экскурсию, потому что его она устраивает какая есть.

Всем хочется окунуться с головой омут любви! Тонкой организации Мона впервые по-моему ощутила себя,что любима и взаимность вспыхнула в ней с необычайной силой!

Взбалмошная, капризная, нежная, легкая, искренняя, испуганная, радостная, пушистая, струящаяся, вся в кудряшках - прелестная, чудесная, бабочка. Такова Мона Вертинской. Несмотря на явную аморальность ее жизни, она еще не растеряла ни искренности, ни жизнерадостности, ни веры в счастье, ни человечности. Она не вызывает негатива, несмотря ни на что. Думаю, в театральных постановках, и в другой, иностранной экранизации (Мону играет Марина Влади) это другая женщина, которая вызывает совершенно другие чувства. Нет, Мона Вертинской никак не манипулятор. Она грешный, но прекрасный мотылек, порхающий по жизни в звездном небе

А как она очаровывает учителя музыки тем, что с таким же восхищением слушает его "симфонию". Она очаровывает всех, кто соприкасается с ней, и даже суровая и беспощадная мадемуазель Куку смягчается перед ней настолько, что начинает откровенничать. Потому что Мона использует очень простой, но весьма эффективный метод манипуляции: чтобы понравиться человеку, покажи ему, что он нравится тебе. Она слушает, раскрыв рот, она льстит, говорит то, что от нее хотят услышать, она спрашивает совета - и все, даже противники, моментально переходят на ее сторону.

Она умеет нравиться, и это ее главное оружие. И самое главное - у них с Григом выработался уже определенный стиль отношений. Она взяла манеру сбегать, и он бросается на поиски - каждый раз. И каждый раз она позволяет себя находить. В самом деле - если человек хочет скрыться так, чтобы его не нашли, он подготовится, все тщательно продумает и прихватит с собой денег и побольше, а тут убегают так, чтобы обязательно нашли. Мона заставляет Грига переживать - небывалая вещь для такого циника как Григ. Вы думаете, это он заставил ее вернуться? Нет! Он упрашивал ее и был готов смириться с ее решением остаться. Но она решила вернуться. Вспомните, как она разговаривает с Григом. Она парирует все его претензии, она язвит, она высмеивает его, она позволяет себе быть в ярости. Разве это похоже на несчастную невольницу? И наконец, реальное, настоящее личико Моны показывается в той сцене, где она нет, не просит, она приказывает Григу заплатить за английский рожок для учителя музыки. Только вспомните эти прищуренные глаза, этот повелительный, полный презрения кивок и этот металлический приказной тон: "Заплати!" И как безропотно, не возмутившись и даже не задав ни единого вопроса, Григ оплачивает покупку английского рожка.. Хотя, эта покупка возможно, ему вообще, практически ничего не стоила. Григ игрок на рулетке и, скорее всего, проигрывал гораздо более внушительные суммы.

Конечно, Мона устала от неопределенности, авантюр, постоянного стресса. И в какой-то мере стать женой провинциального учителя для нее было бы не так уж плохо. Просто конкретный учитель не годился для этого - он слишком оторван от реальности и не мог полюбить живую женщину, только свою фантазию о ней.

И наверно, хорошо, что они расстались сразу, что не было тяжелых объяснений.