Найти тему
Тестовый РП

Подземное путешествие по столице: обзор станций метро Москвы

Казалось бы, метро всего лишь должно решать задачу: доехать из одного пункта в другой, причем в любом направлении. Столичная подземка способна сделать больше. Она проводит пассажиров сквозь эпохи: от запуска первого состава 15 мая 1935 года и строгого оформления платформ до демонстрации новостроек со смелыми архитектурными решениями. Колонны, люстры, барельефы, арки, статуи, скамьи, панно — не элементы интерьера, а герои, которые рассказывают историю Москвы и страны. «Услышать» можно о советской стройке, Сталинградской битве, исследованиях Севера, дружбе народов — стоит только попасть на станцию или вестибюль метро. С чего начать большое путешествие по подземной столице, рассказали в этой статье.

Таганско-Краснопресненская — фиолетовая линия

-2

Ветка метро связывает северо-западные и юго-восточные окраины Москвы. Проходит через центр и захватывает ближайший пригород: Котельники и Люберцы. Всего на линии 23 станции, а также 11 пересадочных узлов.

Большинство платформ — этакие типовые метростроевские «хрущевки»: железобетонные коробки с двумя рядами колонн. Но мы нашли семь станций, которые заслуживают большего внимания. Например, на «Спартаке» гостям понравятся витражи с фигурами спортсменов и наземный вестибюль. На «Щукинской» стоит оценить панно с водоемами, яхтами и птицами. На «Баррикадной», построенной под прудом зоопарка, могут поразить массивные ярусы пилонов и ломаная линия светильников. «Пушкинская» погружает в мир подземного дворца с двухъярусными люстрами, арками и пальмовыми ветвями. А «Кузнецкий мост» передает эстетику старинной торговой площади с изгибами колонн и символичными чеканками. На «Волгоградском проспекте» приковывает взгляд белая блестящая керамическая плитка и панно на тему Сталинградской битвы, а в «Жулебино» — неоновые панели и колонны строгой геометрической формы.

Калужско-Рижская — оранжевая линия

-3

Проходит от «Медведково» на севере до «Новоясеневской» на юге, захватывая восточные и западные окраины со встречных направлений. На линии 24 станции, а также 8 пересадочных узлов.

Разглядывая подземные дворцы сталинской эпохи, функциональные «хрущевки» и позднесоветские интерьерные решения, можно пропустить свой поезд. Платформы ветки напоминают залы музея, а в нем и время будто движется иначе. Во всяком случае, «Медведково», «Бабушкинская», «Свиблово», «Рижская», «Третьяковская», «Шаболовская» и «Ясенево» туристов точно могут впечатлить отсылками к истории самых разных мест, изяществом колонн и вариативностью светильников. Например, «Ясенево» отличается эффектом погружения в подобие древнеримских терм.

Серпуховско-Тимирязевская — серая линия

-4

Молодая ветка связывает с центром спальные районы на севере и юге города. По пути следования поезда находятся 25 станций, а также 14 пересадочных узлов.

Здесь нет помпезных подземных дворцов, как и безликих метростроевских «хрущевок». Зато есть множество неброских деталей со скрытыми глубокими идеями художников и архитекторов 1980-х годов. Среди самых «говорящих» станций «Отрадное», «Савеловская», «Менделеевская», «Чеховская», «Боровицкая», «Севастопольская» и «Чертановская». Последняя, например, напоминает чертог подземных королей или дворец Снежной королевы. Тут есть и подобие глыб льда, и будто неровные стены пещеры. А «Чеховская» с помощью флорентийской мозаики отсылает к известным художественным произведениям: «Человек в футляре», «Вишневый сад» и «Дама с собачкой».

Арбатско-Покровская — синяя линия

-5

Ветка проходит от северо-западной платформы «Пятницкое шоссе» до восточной «Щелковской» через самый центр Москвы: «Площадь Революции» — одна из ближайших к Красной площади и Кремлю. Всего на линии 22 станции, а также 15 пересадочных узлов.

Эстетику ветки можно сравнить с усадебными парками: такие ассоциации вызывают резные скамьи, изящные светильники и многочисленные статуи. Примером могут служить фонари-деревья в стиле модерн и растительные орнаменты «Славянского бульвара», райский сад на «Киевской», люстры в стиле ампир на «Смоленской» или барокко на «Арбатской», галерея бронзовых скульптур на «Площади Революции» или «Бауманской», а также интерьер веранд палаццо на «Электрозаводской».

Замоскворецкая — зеленая линия

-6

Это направление подземки связывает центр города с севером и югом, захватывая районы, прилегающие к Ленинградскому шоссе, Коломенское и крупные жилые массивы Царицына, Орехово-Борисова и Братеева. В составе ветки 24 станции, а также 12 пересадочных узлов.

Залы платформ сочетают в себе стили арт-деко, сталинский ампир и различные смелые решения, с помощью которых можно ощутить необычные эффекты. Например, что вы находитесь в чистом поле под невообразимо высоким небом. Ради всевозможных зрительных иллюзий можно приехать на станции «Сокол», «Аэропорт» и «Маяковская». Зато на «Беломорской» понравятся мозаичные панно «Кижи», «Валаам», «Соловки», «Северное сияние», а на «Автозаводской» — барельефы народов Севера и Кавказа, а также летчиков-конструкторов и металлургов-инженеров. В ромбовидных нишах «Театральной» стоит оценить танцующие и музицирующие фигурки, а на «Новокузнецкой» — аристократическую лепнину на стенах и резной потолок.

Сокольническая — красная линия

-7

Идет от станции «Бульвар Рокоссовского» на севере до «Потапово» на юге, захватывая восточные и западные окраины во встречных направлениях. На линии 27 остановочных платформ, а также 13 пересадочных узлов.

На этой ветке есть станции почти всех типов: односводчатые, колонные, пилонные, глубокого и мелкого заложения. Архитектура представляет несколько исторических эпох: изысканные 1930-е, более спокойные 1960-е и смелые года нового века. И некоторые платформы совмещают в себе все сразу, например «Красносельская», в которой можно найти колонны в стилях и сталинского ампира, и авангарда. А также стоит оценить ее наземный вестибюль: увидите редкий для московского метро выход в город без эскалатора. Другой необычной станцией ветки считаются «Воробьевы горы» из-за того, что платформа находится над водой: она часть Лужнецкого метромоста, соединяющего Лужники с Воробьевыми горами. И это не единственный пример неочевидного расположения метро: есть «Ольховая», которая встроена в совмещенный автомобильно-метрополитеновский тоннель. При этом станция интересна и оформлением зала: скамьями в стиле хай-тек и декоративными элементами в виде ольхи.

Метро в Москве — самостоятельная достопримечательность, которую получится оценить как бы случайно: по дороге до нужной точки назначения. Причем добраться до желаемого места можно только с помощью подземки. Электрички ходят в любом направлении, захватывая ближайший пригород.

А если хочется попутешествовать по станциям, о которых рассказали в нашей статье, то прежде стоит узнать и о других любопытных фактах столичных веток метро.