Jaguar XJR-15 LM был чудом инженерной мысли, воплотившим дух гоночного наследия Jaguar. Эксклюзивность, мощь и уникальный дизайн сделали его легендой среди автолюбителей и настоящей иконой минувшей эпохи. Но он был (и остаётся) настолько редким, что найти какую-либо документацию или даже фотографии этого суперкара практически невозможно.
Чтобы окунуться в историю модели, нам необходимо отправиться в 1980-е — десятилетие, когда автомобильная промышленность переживала радикальный взлёт. В Японии создавались инновационные спорткары, Соединённые Штаты доводили до совершенства унылые экономичные повозки, но мы с вами сосредоточимся на Великобритании.
В то время гонки Ле-Мана всерьёз напоминали войну. Доминировала на поле боя команда Porsche, одержавшая победы в 1985, 1986 и 1987 годах. Но хорошенько присмотревшись, можно было заметить, что в отчаянных попытках удержаться на вершине немцы потихоньку опускали руки. В 1985-м пилоты Porsche финишировали с первого по пятое места, причём все победители выступали на легендарных 962C. Всего два года спустя, в 1987 году, Porsche уступила две позиции болидам Cougar C20 и Jaguar XJR-8. Переломный момент наступил в гонке 1988 года. Jaguar ошеломил всех, вырвав первое место у печально известного «короля» Porsche, благодаря своему XJR-9 LM.
Команда TWR (Tom Walkinshaw Racing) представляла марку Jaguar в автоспорте и занималась дорожными моделями под брендом Jaguar Sport — это было совместное предприятие двух компаний. Именно специалисты из TWR довели до ума XJR-9 LM, а затем, снискав признание после свержения немцев с насиженного трона, решительно приступили к разработке суперкара, которым всегда мечтал стать XJ220.
Так появился XJR-15. История гласит, что состоятельные энтузиасты обратились в TWR, желая приобрести XJR-9 для дорог общего пользования, которого, конечно же, не существовало. Поэтому TWR модифицировала старый V12 объёмом 6 литров, предназначавшийся для XJ220, и установила его на шасси от XJR-9, породив 490-сильного монстра. Для создания внешнего облика привлекли Питера Стивенса — того самого Питера Стивенса, который позже нарисует священный McLaren F1. Ему вручили чистый лист и позволили творить своё волшебство.
Итак, перед нами XJR-15, хоть и заметно упрощённый по сравнению с изначальным эскизом. Вот что интересно: суперкар оснащался системой связи с наушниками и микрофоном для водителя и пассажира, чтобы те имели возможность общаться, ведь гигантский орущий V12 позади вас совсем не располагает к задушевным беседам.
А теперь поговорим об XJR-15 с приставкой LM. Информации об этом автомобиле в сети мало, что, собственно, и делает его таким интересным. Считаю, что здесь собрана наиболее полная информация о нём во всём Интернете.
Как правило, в жизни всегда находится кто-то крупнее и лучше. Когда несколько богатых джентльменов обратились в TWR с просьбой сделать XJR-15, стало ясно, что их карманы не настолько глубоки по сравнению с ещё более состоятельным человеком. Им оказался Кацудзи Таки, владелец ночного клуба, предположительно член Якудзы. Он возжелал построить нечто ещё более экстремальное, чем «обычный» XJR-15. После переговоров с представителями TWR, организованных в ночном клубе, проекту дали «зелёный свет» на условиях полной секретности. Стороны договорились о выпуске 5 дополнительных автомобилей вдобавок к первоначальным 53-м. Так зародился Jaguar XJR-15 LM, который должен был выйти как модель 1992 года.
Версия LM отличалась массивным воздухозаборником на крыше, призванным охлаждать ревущий двигатель. По разным данным, отдача силового агрегата составляла порядка 700-760 лошадиных сил. Кроме того, суперкар оснастили увеличенным задним антикрылом, широкой передней «губой» и ярким баннером на лобовом стекле с надписью «XJR 15 LM», в надежде, что если кто-то грамотный увидит этот автомобиль, то он непременно поймёт, на что смотрит. Кстати, все автомобили получили баннеры разного цвета. Иногда на них можно разглядеть наклейки LM, самые заметные — сбоку на крыльях.
Попытки оценить мощность всегда упираются в три проблемы. Во-первых, TWR, а значит и Jaguar Sport, больше не существуют. TWR обанкротилась в 2002 году, понеся огромные убытки после покупки команды Arrows F1, что привело к утере всей документации. Во-вторых, автомобиль создавался тайно, а посему многие подробности были недоступны даже рядовому сотруднику TWR. И наконец, многие из тех, кто работал над машиной, позабыли точные цифры или вовсе ушли из жизни. Все эти нюансы привели к тому, что данные, которые можно проверить, крайне нелегко раздобыть.
Источники расходятся во мнениях о том, какой двигатель изначально хотели использовать спецы TWR (оба варианта — массивные V12), однако Таки хотел заполучить 7,4-литровый V12 от LM 1991 модельного года и в конечном итоге добился своего. Конечно, когда вы берёте двигатель от ле-манского болида, который обслуживается после каждой гонки, и устанавливаете его в дорожный автомобиль, обслуживание которого происходит не так часто, у вас наверняка возникнут проблемы с надёжностью и долговечностью. Что касается цены, то суперкар стоил 1 000 000 долларов — ровно в 2 раза дороже обычного XJR-15. Уверен, что именно поэтому их никогда не выкатывали на улицы. За исключением одного экземпляра из пяти — того, что выкрашен в синий цвет.
Тема красок лишь сгущает туман, окутывающий данный автомобиль. В интернете встречается противоречивая информация о цветах различных машин. Достоверно известно только одно: шасси под номером 001 было белым и дебютировало на Токийском мотор-шоу в 2020 году, поэтому сомневаться в его существовании точно не приходится.
А вот с остальными всё гораздо запутаннее. Есть некое сочетание синего и зелёного цветов, использованное для покраски четырёх оставшихся автомобилей. Основываясь на «шумной» фотографии из 1990-х, где изображён завод TWR, предположу, что существуют четыре зелёных и одна белая модификация. Однако это противоречит наличию синего автомобиля, чью реальность подтверждает доказательство в виде снимка. Онлайн-источники приписывают одному или двум из четырёх оставшихся автомобилей синий тон кузова.
Ранее я упоминал о том, что шасси под номером 001 было представлено на Токийском мотор-шоу в 2020 году, где XJR-15 LM демонстрировался впервые за 28 лет с момента своего появления. Правда, в 1991 году на трассе Silverstone состоялась закрытая тестовая сессия, вероятно, организованная для владельца и близких ему людей, в ходе которой суперкары дружно выезжали на трек. Зернистые плёночные фотографии буквально поражают воображение. Насколько я понял, это был последний раз, когда коллекция из пяти машин собралась вместе, поскольку в Японии их разлучили.
Белый автомобиль, Шасси 001, заметили в Японии, на секундочку, рядом с Мерседесом CLK GTR — он в течение нескольких лет стоял за стеклом, казалось бы, закрытой витрины, сквозь которую едва можно было разглядеть этих спящих в темноте чудовищ. Недавно он засветился на автомобильной выставке, а именно — на стенде, посвящённом автомобильным подвескам, однако никакой информации о его местонахождении на данный момент нет. Зелёный автомобиль был найден в абсолютно непотребном состоянии у какого-то японского дилера из сельской местности. Стоит там с постепенно разрушающимся интерьером и наглядно демонстрирует свой возраст.
А вот синяя машина вызывает некоторые вопросы. Да, она существует, но в сети появились фотографии, на которых суперкар лишён знаков отличия, присущих версии LM (нет баннера на лобовом стекле и всяческих наклеек), и разъезжает по дорогам Великобритании. Помимо вышеупомянутого экземпляра, который, судя по всему, был продан чуть позже, компании поступали и другие предложения о покупке машин, однако переговоры срывались, поскольку Таки хотел слишком многого.
Можно с уверенностью заявить, что большинство машин сейчас не на ходу. Шасси 001 пришлось самостоятельно закатить в помещение автосалона и сразу же выкатить обратно, а зелёный автомобиль оказался в нерабочем состоянии. Вероятно, свою роль в этом сыграл и капитальный ремонт двигателя, проводимый каждые пару тысяч миль (около 3218 километров).
Такой вышла моя попытка собрать наиболее подробную информацию об этих неуловимых творениях. Учитывая, что интерес к XJR-15 в последнее время резко возрос, и многие машины успели прокатиться по площадкам крупных аукционных домов, кажется, будто они будут увеличивать аудиторию своих поклонников и, скорее всего, дорожать. Мэтью Айвенго, уважаемый дилер, считает, что LM может стоить вдвое дороже автомобиля без заветной приставки, и в итоге доберётся до уровня в 4-4,5 миллиона долларов. Что лишь добавляет таинственности этому автомобилю.
Источник: Rayyan Rehman / Petrolicious
Что скажете, друзья? Слышали о таком суперкаре раньше?