Сегодня в Челябинске произошел очень неприятный инцидент. 13-летний подросток утром пришел в школу с ножом, молотком и пневматическим пистолетом. И устроил там самую настоящую бойню. Он нападал на своих одноклассников. Одна из девочек находится в тяжелом состоянии.
Полицейские проверили личные вещи мальчика, посмотрели, в какие компьютерные игры он играл и не нашли там ничего предосудительного. Парень стоял на учете в ПНД, так как у него врожденное нарушение функционирования мозга. У него не было друзей, он пытался знакомиться в сети.
А его целью была месть. Отомстить однокласснице, которая несколько дней назад просто измазала его косметикой, а одноклассники над этим потешались. Рому очень опекали родители, потому что понимали, что сыну приходится сложно. Вот к чему привела травля в школе. Теперь жизни многих людей поломаны.
Ребенка довели. Он сломал свою жизнь и жизнь своих родителей. Почему? Рассказываю ниже.
Сегодня я хочу поднять одну очень важную тему, как как травля в школе влияет на взрослую жизнь.
Буллинг — это огромная проблема, и поразительно, что до последнего года о ней практически не говорили. Я сама являюсь той личностью, которая пережила буллинг в школе. И это повлияло на мою взрослую жизнь.
Когда начинаешь поднимать этот вопрос в школе, с родителями - чьи дети буллят других, слышишь, ой, ну что тут такого, подумаешь обозвал, дети есть дети. Всегда кого-то обижают, это нормально.
Нет, люди это ненормально. И это мой крик боли, за тех детей которых унижают, оскорбляют. Уже проводиться исследования доказывающие что травля в детстве оказывает более серьезные последствия, чем последствия жестокого обращения в семье.
Моего сына буллили, пока я училась на психолога, я приходила в школу, ругалась, защищала, но делала только хуже, его обзывали маменькин сыночек.
Муж говорил ничего страшного, пусть закаляется, пацан разберется сам. Не разберется, потому что детская психика уязвима, и когда группа тебя отвергает, это травма отверженности, когда группа смеется над тобой, ты потом будешь содрогаться от любого смеха в толпе, думая что ржут над тобой, хотя сам уже долларовый миллионер.
Этот травматичный след никуда не уходит, и лечится он порой только на стуле у психолога и за столом психотерапевтов.
Сегодня дети очень жестоки.
На психотерапевтических тренингах есть упражнения, когда людей просят вспомнить какие-то фразы, которые до сих пор причиняют им боль. И по логике вещей ожидаются что это будут фразы — из семьи.
Что мама говорила, "у тебя руки-крюки", или папа говорил "ты не мужик, а тряпка". Но в половине случаев эти ядовитые фразы оказываются вовсе не родительскими, а одноклассников, и педагогов.
Меня ненавидела учитель по математике, обзывала, лепила двойки, унижала. Я ненавидела математику много лет. Да и сейчас голова кружится от разных ступеней и уравнений. И я эту математичку прорабатывала с психологом, но есть травмы, которые не лечится. А лишь корректируются, и не так триггерят, но они, как шрамы, остаются в слоях психики.
Последствиями травли могут быть сниженная самооценка, тревожные расстройства, социофобия, посттравматические состояния, психосоматические расстройства, суицидальные мысли. И то, с чем мы всё чаще имеем дело: агрессия жертвы, доведенной до отчаяния. Вспышка ярости или холодная спланированная акция. То, что мы видим в сегодняшней ситуации с семиклассником по имени Роман, который и совершил сегодня это жестокое преступление.
Травля, Буллинг, а есть еще Моббинг. Его чаще используют для ситуаций на работе. Например, когда начальник систематически изводит подчиненного.
Травля — это ситуация насилия. Это спланированное групповое действие, которое предусматривает причинение ущерба. Ошибка взрослых — считать травлю проблемой жертвы. Дети могут говорить: мы его травим, потому что он толстый, мотому что он в очках, он ботаник, от него воняет, он картавит и смешно говорит. На самом деле дети травят его, потому что хотят травить. А уж объяснение найдется.
Травля — это не проблема отношений между личностями.
Это проблема группы. Возьмите самых хороших детей, создайте неблагоприятные условия — и они начнут травить друг друга жесточайшим образом. И наоборот: возьмите уже травивших кого-то детей, создайте для них другие условия — и они перестанут это делать.
И моё мнение: здесь виноваты взрослые. У меня была учитель по математике -неприятная тетка Гурьянова И.М. Когда она меня обзывала и говорила, это бред сумашедшего, что ты несешь, как ты жить-то будешь, надо мной ржал весь класс поддерживая буллинг руководителя группы.
И заменяла её другой учитель, невероятно мудрая женщина Бутырская А. И я и математику на её уроках даже понимала, она меня поддерживала, и дети не ржали надо мной, когда я выходила к доске и что-то с первого раза не понимала.
Хотя она не проводит никаких антибуллинговых мероприятий. Как это? Ведь дети не изменились. Просто пришел другой взрослый, который задал другие правила игры.
Часто инициатором травли, особенно в начальной школе, является сам педагог. Причем иногда он этого не осознает. Просто какой-то ребенок ему не нравится: медленно читает или слишком громко разговаривает. Учительница, даже не понимая, что она делает, дает детям понять, что этот ребенок у нас «паршивая овца» и без него группе было бы лучше.
Если жертва по каким-то причинам ушла из класса, очень быстро на это место назначается кто-то другой. Потому что группа больше не может без этого, ведь приятно самоутверждаться за счет другого. Группе надо было кого-то жрать.
Травля является эмоциональным насилием, это всегда ситуация прилипших ролей, когда чье-то право на безопасное пребывание в группе нарушено. Человек может вас раздражать, вы можете его не любить, но вы не имеете права его травить.
Основные мишени работы с травлей — свидетели и агрессоры.
Нужно обязательно проговаривать: то, что происходит, это насилие и неприемлемо. И дальше говорить об этом как о болезни группы: это не у Коли проблема, а у целого класса. Порой достаточно назвать вещи своими именами — особенно, если дети уважают учителя. Например, дети отняли у кого-то шапку и перекидываются ей. Вы спрашиваете, Что происходит?
Они отвечают: Мы играем.
Учитель говорит: "Это не игра. Когда люди играют, то всем весело. А как вы думаете, Коле было весело, когда вы кидали его шапку?"
Большинство детей понимают: то, что происходит, плохо. Но ребенок думает: если не буду участвовать в травле, то есть шанс, что сам попаду на место жертвы; поэтому в моих интересах делать так, чтобы место было занято. Это решение принимается неосознанно, из за страха.
По исследованиям, в ситуации жертв буллинга находятся 10–15 % детей.
Если применить эту оценку к России, то это значит, что у нас миллион детей ежедневно идут в школу, как на казнь. И, скорее всего, их больше. Можно сколько угодно говорить, что нет проблемы. До тех пор, пока не случится что-нибудь ужасное, и тогда проблемы будут у всех.
У жертвы буллинга нет возможности самостоятельно повлиять на ситуацию, издевательства ожесточают, травмируют, ведут к тяжелым последствиям для формирующейся психики. Буллинг — это крик о помощи. При буллинге единственный верный путь — вмешательство взрослых!
А что вы думаете об этом? Пишите в комментариях!
****************
Спасибо вам, что читаете мой блог! Не забывайте на него подписываться!