Рассказывает Омар Х. Фарес, преподаватель школы управления розничной торговлей имени Теда Роджерса при Столичном университете Торонто.
Среди поколения Z растет движение за отказ от смартфонов и возвращение к «менее умным» телефонам, таким как старые добрые раскладушки и слайдеры. Они были популярны в середине 1990-х и 2000-х гг., но сейчас, похоже, возвращаются в моду.
Хотя это может показаться нелогичной тенденцией в нашем технологически зависимом обществе, форум reddit, посвященный кнопочным телефонам, неуклонно набирает популярность. Согласно новому отчету CNBC, продажи раскладных телефонов в США растут.
Интерес поколения Z к кнопочным телефонам — последний в череде увлечений молодых людей эстетикой 1990-х и 2000-х гг. В последние несколько лет мода на Y2K неуклонно возвращается, а использование винтажных технологий, таких как одноразовые камеры, находится на подъеме.
Причин тому несколько: ностальгия и тоска по идеализированной версии прошлого, «цифровой детокс» и растущие опасения по поводу безопасности личных данных.
Сила ностальгии
Ностальгия — это сложная эмоция, связанная с воссоединением с радостными эмоциями идеализированного прошлого посредством воспоминаний о позитивных событиях.
С годами маркетологи поняли, что ностальгия — это настолько мощный способ вызвать положительные эмоции, что ностальгический маркетинг стал признанной маркетинговой стратегией. Он использует положительные воспоминания и чувства, связанные с прошлым, для создания эмоциональной связи с потребителями.
Результаты многочисленных исследований показывают, что ностальгия может заставлять покупателей платить больше, укреплять связь с брендом, увеличивать намерение совершить покупку и повышать вовлеченность в цифровой бренд.
Ностальгия может быть движущим фактором, заставляющим людей покупать раскладные телефоны, потому что они вызывают воспоминания о прошлой эпохе мобильной связи.
Но ностальгический маркетинг ориентирован не только на молодое поколение — он также является мощным инструментом рекламы для тех, кто вырос на старых мобильных устройствах. Nokia — пример компании, которая хорошо это понимает.
Реклама на YouTube телефона Nokia 2720 V Flip показывает, как бренды могут использовать ностальгический маркетинг для привлечения клиентов и стимулирования продаж.
Когда представители старшего поколения говорят о предметах из прошлого, они обычно вспоминают «золотое время». Раздел комментариев к видеоролику Nokia демонстрирует подобный образ мышления.
Один из комментариев гласит: «Моим первым телефоном был Nokia 2760! Еще и раскладной. Это навевает хорошие воспоминания». Другой говорит: «Я определенно куплю его только ради старых добрых воспоминаний. Жизнь тогда была проще».
Цифровая детоксикация
Еще одна причина, по которой люди приобретают кнопочные телефоны, — это желание провести «цифровой детокс» и сократить экранное время. Цифровой детокс — это период времени, когда человек воздерживается от использования гаджетов, чтобы сосредоточиться на реальном общении в физическом мире и снять стресс.
Повышенная цифровизация и необходимость постоянно быть на связи, особенно в постпандемийном мире, где многие люди работают удаленно, могут привести к повышению уровня тревожности и стресса. Постоянное нахождение онлайн также может привести к снижению социальной активности и негативно сказаться на личных отношениях и социальных навыках.
Постоянный цифровой шум и многозадачность смартфонов, а также отвлекающие приложения, такие как TikTok, могут привести к снижению концентрации внимания. По моим наблюдениям в классе, я заметил, что ученикам трудно концентрироваться в течение длительного времени.
Также могут возникать проблемы со здоровьем, например синдром «смартфонной» шеи, когда человек проводит длительное время, глядя вниз в экран устройства. Частое напряжение мышц при наклоне головы вперед и вниз может вызывать дискомфорт и боль в шее.
По мере того как люди все больше осознают потенциальные побочные эффекты чрезмерного пребывания у экрана и постоянного нахождения онлайн, некоторые из них предпочитают отказаться от цифровых технологий. Кнопочные телефоны — это способ ограничить воздействие цифрового шума и построить более здоровые отношения с технологиями.
Вопросы конфиденциальности
Смартфоны имеют множество дополнительных функций, таких как камеры, GPS и тонны мобильных приложений — все они могут хранить и получать доступ к значительному количеству личных данных.
В некоторых случаях личные данные могут использоваться для таргетированной рекламы, но в худшем случае эта информация может быть украдена в результате утечки данных. Все больше людей обеспокоены тем, как их данные собирают, передают и используют компании и онлайн-платформы.
Вполне естественно беспокоиться о возможном неправомерном использовании нашей личной информации. Именно поэтому некоторые люди берут дело в свои руки и ищут креативные способы ограничить объем собираемых о них данных.
В старомодных телефонах, как правило, меньше функций, которые собирают и хранят личные данные, чем в смартфонах. Это делает их более привлекательным вариантом для людей, обеспокоенных вопросами конфиденциальности, утечки данных или слежки.
Но эта тенденция не означает, что смартфоны выходят из моды. Ежегодно в мире по-прежнему выпускают миллионы смартфонов. Эта тенденция может привести к тому, что люди предпочтут иметь и смартфон, и кнопочный телефон, что позволит им избавиться от цифровых проблем и сократить экранное время, не жертвуя при этом преимуществами социальных сетей.