Найти в Дзене
МИР ИСТОРИИ - WOH

Несчастный дофин. Почему сын Марии-Антуанетты ложно обвинил мать?

Судья внимательно посмотрел на дофина. Наследник французского престола был ещё совсем мальчишкой – тонкие ножки, когда он сидел на стуле, не доставали до пола. Однако даже этот ребёнок мог предоставить крайне ценные для суда сведения. «Принуждала ли вас мать к близости с ней?» – строго спросил судья. «Да», – прозвучал уверенный ответ. «Её поступки причиняли вам страдания?» – очередной вопрос. За ним последовал утвердительный ответ Луи-Шарля. Но почему юный дофин обвинял мать в этом? И что ожидало его после её казни? Когда малыш Луи-Шарль появился на свет, король Людовик XVI отметил в своём дневнике: «Роды королевы. Рождение герцога Нормандского. Все прошло так же, как и с моим сыном» И вот здесь у вас может возникнуть логичный вопрос: что значит «моим»? А дело в том, что монарх сомневался, является ли он отцом Луи-Шарля. При дворе шептались о романе Марии-Антуанетты и графа Ферзена, которого многие считали настоящим родителем маленького дофина. Историки на этот счёт во мнениях расход
Оглавление

Судья внимательно посмотрел на дофина. Наследник французского престола был ещё совсем мальчишкой – тонкие ножки, когда он сидел на стуле, не доставали до пола. Однако даже этот ребёнок мог предоставить крайне ценные для суда сведения.

«Принуждала ли вас мать к близости с ней?» – строго спросил судья. «Да», – прозвучал уверенный ответ. «Её поступки причиняли вам страдания?» – очередной вопрос. За ним последовал утвердительный ответ Луи-Шарля. Но почему юный дофин обвинял мать в этом? И что ожидало его после её казни?

Дофин на суде / © WOH
Дофин на суде / © WOH

Вопрос отцовства

Когда малыш Луи-Шарль появился на свет, король Людовик XVI отметил в своём дневнике:

«Роды королевы. Рождение герцога Нормандского. Все прошло так же, как и с моим сыном»

И вот здесь у вас может возникнуть логичный вопрос: что значит «моим»? А дело в том, что монарх сомневался, является ли он отцом Луи-Шарля. При дворе шептались о романе Марии-Антуанетты и графа Ферзена, которого многие считали настоящим родителем маленького дофина.

Историки на этот счёт во мнениях расходятся, поскольку многие считают, что граф не мог быть отцом Луи-Шарля даже из хронологических соображений, да и сам малыш был похож на некоторых родственников короля.

Элизабет Виже-Лебрен «Дофин в возрасте четырёх лет»
Элизабет Виже-Лебрен «Дофин в возрасте четырёх лет»

Непростой нрав

Маленький дофин рос ребёнком упрямым, но при этом нежным и чувствительным. «Ваше Величество, не стоит колоть пальчики о шипы, – умоляюще взывала к мальчику одна из гувернанток. – Срезать цветы может садовник».

Но Луи-Шарль твёрдо отвечал в ответ: «Я не боюсь уколоться, но эти розы для мамы, а потому я сам сорву их». Словом, характер у мальчика был непростым. Это заметила и его мать, королева Мария-Антуанетта:

«Он охотно повторяет, что слышал со стороны, и, не желая солгать, часто добавляет к этому всё, что благодаря его способности фантазировать кажется ему правдоподобным. Это самый большой его недостаток».

После смерти старшего брата (которого отец-король признавал своим ребёнком) именно Луи-Шарль стал наследником престола. В жизни его мало что изменилось, однако вскоре всю Францию сотрясли революционные события.

Близкий друг королевского семейства, тот самый Ферзен, пытался спасти монарха и его родных, организовав побег. Но, к сожалению, обман был раскрыт, и Людовик XVI, его жена и дети оказались под арестом.

Людовик XVI с сыном Луи в башне Тампль / Музей Французской революции-Визиль
Людовик XVI с сыном Луи в башне Тампль / Музей Французской революции-Визиль

Маленький король

В январе 1793 года Мария-Антуанетта узнала, что её супруг приговорён к смертной казни. В день, когда он сложил голову на гильотине, королева встала на колени перед юным Луи-Шарлем.

«Теперь вы – новый король Франции, и я присягаю вам на верность», – произнесла она и поцеловала сына.

Европейские государства, отвергавшие идеи революции, также признали маленького короля.

Но ощутить себя настоящим правителем юному Людовику так и не довелось. Плачущего и рвущегося к матери ребёнка силой забрали у Марии-Антуанетты. Он требовал предъявить ему закон, по которому было разрешено так обращаться с монархом. Конечно, протесты маленького короля мало кого волновали.

«Перевоспитание» Луи-Шарля

В одиночной камере замка Тампль маленький Луи-Шарль вынужден был сносить издевательства и мучения. Несколько дней ему не давали еды, мальчика постоянно беспокоили, лишая сна, а также периодически били. Революционеры намеревались «переделать» маленького короля, полностью сломать и развратить его. Говорили, что его насильно поили алкоголем, а в Тампль к Луи-Шарлю приводили "билетных" женщин.

Во время суда над Марией-Антуанеттой юный монарх подтвердил всё, о чём его спрашивали. Измученный больной ребёнок, испытывающий постоянные душевные и физические страдания, поставил свою подпись под самыми гнусными обвинениями в адрес королевы.

Народ, ненавидевший монаршее семейство, с удовольствием смаковал вымышленные подробности интимной связи королевы и её малолетнего сына.

В немалой степени именно показания сына королевы способствовали вынесению ей смертного приговора. Она повторила участь своего супруга, пройдя путь от престола до гильотины. Однако в сравнении с Луи-Шарлем Марии-Антуанетте даже повезло – новые власти обрекли его на гибель ещё более мучительную и страшную.

Несчастный дофин, волею судьбы ставший королём, был оставлен в одной из тюремных камер. О нём практически забыли. Никто не интересовался его здоровьем, никто не заботился о поддержании хотя бы относительной чистоты в застенках темницы. Более года ребёнок находился в полном одиночестве.

К десяти годам Людовик превратился в несчастное полубезумное существо, которое увядало на глазах. Мучения маленького Луи-Шарля закончились 8 июня 1795 года. Именно тогда его нашли мёртвым в сырой, холодной и грязной камере, ставшей последним пристанищем для всеми забытого брошенного маленького короля.

В Премиум-подписке от WOH разбираем сегодняшнее время через историю.