Подвеска является ключевым элементом конструкции снегохода. Это сложная система, которая определяет, насколько комфортно и безопасно будет ваше путешествие по снежным просторам. От нее зависит управляемость, плавность хода и даже износ других компонентов зимнего транспорта.
Выбор подвески снегохода – задача достаточно непростая. Важно учесть условия эксплуатации и основное назначение машины, предпочтения райдера и другие важные нюансы. В нашем сегодняшнем обзоре мы подробно поговорим об особенностях подвесок снегоходов, кратко расскажем об их разновидностях, преимуществах и недостатках.
Для чего нужны подвески на снегоходах?
Основная задача подвески заключается в поглощении ударов и гашении вибраций, возникающих в ходе движения снегохода по пересеченной местности. Благодаря применению системы амортизаторов, рычагов и специальных пружин, водитель и пассажиры практически не ощущают каждый бугор, кочку и другие препятствия, возникающие на их пути. Это особенно важно при движении по лесам, полям и ледяному бездорожью, где неровности рельефа могут быть значительными.
Помимо этого, подвеска обеспечивает снегоходу надежное сцепление со снежной поверхностью, что напрямую сказывается на его устойчивости и управляемости. Она фактически «держит» машину на трассе, минимизируя риск заносов и «погружений» в рыхлый снег. Хорошая подвеска делает поездку мягкой, приятной и максимально комфортной.
Существует множество разновидностей подвесок снегоходов, но основное деление идет на переднюю и заднюю – рассмотрим их более подробно.
Передняя подвеска
Отвечает за управляемость и стабилизацию снегохода. От ее конструкции и настроек напрямую зависит то, насколько легко и точно машина будет входить в повороты и держаться на заданной траектории на высоких скоростях.
Передние подвески бывают двух типов – телескопические и рычажные. И те и другие обладают своими особенностями, преимуществами и некоторыми недостатками – об этом далее.
Телескопическая
Это один из наиболее простых, эффективных и надежных типов передней подвески. Конструктивно такая система состоит из двух телескопических стоек, внутри которых находится амортизатор, заполненный маслом или газом, и пружина, движущиеся «вверх-вниз».
Принцип работы телескопической подвески достаточно прост: когда лыжи снегохода встречают препятствие, стойка сжимается, поглощая энергию удара и минимизируя вибрации, когда препятствие пройдено – пружина возвращает стойку в исходное положение, обеспечивая плавность движения транспорта.
Преимущества:
- Простота конструкции – меньше деталей, меньше вероятность поломок.
- Надежность – рулевые тяги расположены внутри конструкции снегохода, поэтому их повреждение полностью исключено.
- Низкая стоимость – производство и обслуживание таких подвесок обходится дешевле.
- Хорошая проходимость – на телескопической подвеске нет выступающих поперечных рычагов, за счет чего снегоход не «гребет» перед собой снег и не цепляется за коряги и муравейники. Такое решение позволяет преодолевать глубокий снег, без риска застрять.
- Маневренность – уменьшенная лыжная база повышает управляемость в узких пространствах.
Недостатки:
- Ограниченный ход – длина хода подвески ограничена длиной штока.
- Меньшая точность управления – по сравнению с рычажными подвесками, телескопические менее точны на высоких скоростях.
- Меньший комфорт – при движении по накатанному снегу, льду или по очень неровной местности, может возникать повышенная вибрация и дискомфорт.
Обычно телескопические подвески ставятся на утилитарных и горных снегоходах, которые эксплуатируются в самых сложных условиях (перевозка снаряжения и грузов, поездки на охоту и рыбалку по самому жесткому бездорожью и т.д.). Например на STELS АТАМАН.
Важно понимать, что такая амортизационная система не подарит изысканной управляемости или повышенного комфорта, но зато хорошо себя проявит в дремучих зимних лесах, гарантируя невероятно высокую проходимость.
Рычажная
Более сложная и технически более «продвинутая» подвеска, которая обеспечивает большую точность управления, комфорт и лучшую адаптацию к различным условиям езды. В основе рычажной подвески лежит система тяг, шарниров и амортизаторов, которые соединяют лыжи снегохода с рамой. Каждый рычаг имеет определенную геометрию, которая влияет на характеристики подвески.
Принцип действия такой подвески следующий: при наезде снегохода на сугроб, бугор или другую неровность, лыжа перемещается вверх или вниз, синхронно с ней двигаются и рычаги, контролирующие высоту и угол ее наклона. При этом, энергию удара и вибрации, поглощают амортизаторы, расположенные под определенным углом.
Такое конструктивное решение помогает снегоходу сохранять устойчивость, снижает риск потери контроля на поворотах и обеспечивает более плавную езду даже по сложным рельефам.
Преимущества рычажной подвески:
- Большой ход подвески – позволяет преодолевать более серьезные препятствия и обеспечивает высокий уровень комфорта.
- Высокая точность управления – благодаря сложной геометрии рычагов, лыжи более точно следуют по заданной траектории.
- Лучшая стабильность – рычажная подвеска обеспечивает большую стабильность на высоких скоростях и на неровных поверхностях.
- Возможность настройки – многие рычажные подвески позволяют регулировать жесткость пружин и амортизаторов под конкретного водителя и условия эксплуатации.
Недостатки:
- Более сложная конструкция – больше комплектующих, дороже ремонт.
- Более чувствительна к внешним воздействиям – низко расположенные рычаги могут зацепиться о кустарники, пни и другие преграды, деформироваться и выходить со строя.
- Ниже проходимость в рыхлом снегу – рычаги могут забиваться снежной массой, грести перед собой «пухляк», снижая ход.
В целом рычажная подвеска современнее, дороже и комфортнее телескопической, однако менее проходима в суровых условиях езды. Обычно такую систему ставят на туристические и спортивные модели снегоходов, где критично важна точность управления и высокий комфорт. Например на IKUDZO HUNTER.
Задняя подвеска
Имеет более сложную конструкцию, отвечает за плавность хода и сцепление с поверхностью задней части снегохода. Она состоит из нескольких элементов, которые работают вместе, как единый механизм:
- Рама – это основа, к которой крепятся все остальные компоненты подвески.
- Рычаги – они соединяют раму с другими элементами и обеспечивают движение подвески вверх и вниз.
- Амортизаторы – это главные составляющие, которые поглощают удары и вибрации.
- Пружины – помогают амортизаторам справляться с нагрузкой и возвращать подвеску в исходное положение.
- Катки или склизы – элементы, которые обеспечивают контакт гусеницы с поверхностью.
Большинство задних подвесок снегохода классифицируются именно по последнему параметру – на катковые и склизовые. Каждая система имеет свои особенности, преимущества и предназначение.
Катковая
Это классический вариант подвески. Она состоит из ряда катков, которые вращаются вокруг своей оси. Каждый каток соединен с рамой рычагами и амортизаторами. Такая подвеска обеспечивает хорошее сцепление с поверхностью и плавное движение гусеницы по неровной поверхности.
Преимущества катковой подвески:
- Надежность – простая конструкция и отсутствие сложных механизмов делают катковую подвеску очень надежной.
- Доступность – такая подвеска дешевле в производстве, обслуживании и ремонте.
- Универсальность – подходит для широкого спектра снегоходов, от утилитарных до спортивных.
Недостатки:
- Хуже проходимость по глубокому снежному покрову (особенно по «пухляку»).
- Больший вес – если сравнивать со склизовой конструкцией.
- Меньшая точность управления, особенно на высоких скоростях.
Катковая подвеска – это простое и достаточно понятное решение с относительно невысоким ценником. Однако она обеспечивает меньшую проходимость и комфорт при езде как по мягких, так по жестких покрытиях.
Катковой подвеской оснащается, например, надежный PROMAX YAKUT.
Склизовая
Более современный и технологичный вариант. Вместо катков здесь используются склизы – специальные пластины, которые скользят по снегу по типу традиционных полозьев. Такая конструкция позволяет снегоходу легче преодолевать глубокий снег и обеспечивает лучшее сцепление и управление.
Преимущества:
- Малый вес – отсутствие большого количества катков делает склизовую подвеску более легкой.
- Простота конструкции – меньше движущихся частей, что упрощает обслуживание.
- Высокая точность управления – благодаря двум точкам опоры, склизовая подвеска обеспечивает более точное управление.
- Низкое сопротивление движению – склизовая подвеска обладает меньшим сопротивлением движению, что положительно сказывается на динамике снегохода.
Недостатки:
- Быстрый износ склизов – накладки склиз подвержены износу, особенно на абразивных поверхностях, поэтому требуют периодической замены.
- Ограничения по нагрузке – склизовая подвеска рассчитана на меньшую нагрузку, чем катковая.
Склизы равномерно распределяют нагрузку по гусенице, что делает поездку более мягкой и комфортной на твердых поверхностях. Такая подвеска более «продвинута» с технической точки зрения, поэтому она пользуется большей популярностью как среди профессионалов, так и любителей. Как правило склизовую систему чаще ставят на туристических и спортивных снегоходах, но встретить ее можно и на «утилитарниках» – все зависит от предпочтений райдера.
P.S.Некоторые производители учитывают пожелания пользователей и выпускают полюбившийся и народный снегоход сразу с несколькими вариантами задней подвески на выбор.
К примеру, известный “хантер” имеет в названии буквенные обозначения, указывающие на тип задней подвески:
Важно отметить: амортизаторы есть в обоих типах задних подвесок. Они необходимы для того, чтобы гасить удары и вибрации, которые возникают при движении по неровной поверхности. Без амортизаторов поездка на снегоходе была бы очень жесткой и неудобной.
Какая подвеска для снегохода лучше?
На рынке снегоходов встречаются разные вариации подвесок – катки с телескопами или рычагами и склизы с телескопами или рычагами. Выбор оптимальной комбинации зависит от многих факторов, включая условия эксплуатации и назначение техники, бюджет, личные предпочтения райдера и т.д.
Каждая система имеет как свои преимущества, так и недостатки.
Если вы ищете максимальный комфорт и проходимость, то рычажно-склизовая подвеска будет лучшим выбором.
Если же вам нужна более простая и надежная конструкция, то телескопически-катковая подвеска вполне подойдет.
FAQ (список часто задаваемых вопросов):
1. Можно ли самостоятельно отрегулировать подвеску снегохода?
Да, многие подвески позволяют регулировать жесткость пружин и амортизаторов. Однако для серьезных настроек рекомендуется обратиться к специалисту.
2. Как часто нужно обслуживать подвеску снегохода?
Периодичность обслуживания подвески зависит от интенсивности эксплуатации и условий езды. Рекомендуется регулярно проверять состояние амортизаторов, смазывать шарниры и заменять изношенные детали.