Найти в Дзене

Подвеска снегохода. Как выбрать, какая лучше для России? Склизовая или катковая, рычажная или телескопическая. Давайте разбираться вместе

Оглавление

Подвеска является ключевым элементом конструкции снегохода. Это сложная система, которая определяет, насколько комфортно и безопасно будет ваше путешествие по снежным просторам. От нее зависит управляемость, плавность хода и даже износ других компонентов зимнего транспорта.

Выбор подвески снегохода – задача достаточно непростая. Важно учесть условия эксплуатации и основное назначение машины, предпочтения райдера и другие важные нюансы. В нашем сегодняшнем обзоре мы подробно поговорим об особенностях подвесок снегоходов, кратко расскажем об их разновидностях, преимуществах и недостатках.

Для чего нужны подвески на снегоходах?

-2

Основная задача подвески заключается в поглощении ударов и гашении вибраций, возникающих в ходе движения снегохода по пересеченной местности. Благодаря применению системы амортизаторов, рычагов и специальных пружин, водитель и пассажиры практически не ощущают каждый бугор, кочку и другие препятствия, возникающие на их пути. Это особенно важно при движении по лесам, полям и ледяному бездорожью, где неровности рельефа могут быть значительными.

Помимо этого, подвеска обеспечивает снегоходу надежное сцепление со снежной поверхностью, что напрямую сказывается на его устойчивости и управляемости. Она фактически «держит» машину на трассе, минимизируя риск заносов и «погружений» в рыхлый снег. Хорошая подвеска делает поездку мягкой, приятной и максимально комфортной.

Существует множество разновидностей подвесок снегоходов, но основное деление идет на переднюю и заднюю – рассмотрим их более подробно.

Передняя подвеска

-3

Отвечает за управляемость и стабилизацию снегохода. От ее конструкции и настроек напрямую зависит то, насколько легко и точно машина будет входить в повороты и держаться на заданной траектории на высоких скоростях.

Передние подвески бывают двух типов – телескопические и рычажные. И те и другие обладают своими особенностями, преимуществами и некоторыми недостатками – об этом далее.

Телескопическая

-4

Это один из наиболее простых, эффективных и надежных типов передней подвески. Конструктивно такая система состоит из двух телескопических стоек, внутри которых находится амортизатор, заполненный маслом или газом, и пружина, движущиеся «вверх-вниз».

Принцип работы телескопической подвески достаточно прост: когда лыжи снегохода встречают препятствие, стойка сжимается, поглощая энергию удара и минимизируя вибрации, когда препятствие пройдено – пружина возвращает стойку в исходное положение, обеспечивая плавность движения транспорта.

Преимущества:

  • Простота конструкции – меньше деталей, меньше вероятность поломок.
  • Надежность – рулевые тяги расположены внутри конструкции снегохода, поэтому их повреждение полностью исключено.
  • Низкая стоимость – производство и обслуживание таких подвесок обходится дешевле.
  • Хорошая проходимость – на телескопической подвеске нет выступающих поперечных рычагов, за счет чего снегоход не «гребет» перед собой снег и не цепляется за коряги и муравейники. Такое решение позволяет преодолевать глубокий снег, без риска застрять.
  • Маневренность – уменьшенная лыжная база повышает управляемость в узких пространствах.

Недостатки:

  • Ограниченный ход – длина хода подвески ограничена длиной штока.
  • Меньшая точность управления – по сравнению с рычажными подвесками, телескопические менее точны на высоких скоростях.
  • Меньший комфорт – при движении по накатанному снегу, льду или по очень неровной местности, может возникать повышенная вибрация и дискомфорт.

Обычно телескопические подвески ставятся на утилитарных и горных снегоходах, которые эксплуатируются в самых сложных условиях (перевозка снаряжения и грузов, поездки на охоту и рыбалку по самому жесткому бездорожью и т.д.). Например на STELS АТАМАН.

Важно понимать, что такая амортизационная система не подарит изысканной управляемости или повышенного комфорта, но зато хорошо себя проявит в дремучих зимних лесах, гарантируя невероятно высокую проходимость.

Рычажная

-5

Более сложная и технически более «продвинутая» подвеска, которая обеспечивает большую точность управления, комфорт и лучшую адаптацию к различным условиям езды. В основе рычажной подвески лежит система тяг, шарниров и амортизаторов, которые соединяют лыжи снегохода с рамой. Каждый рычаг имеет определенную геометрию, которая влияет на характеристики подвески.

Принцип действия такой подвески следующий: при наезде снегохода на сугроб, бугор или другую неровность, лыжа перемещается вверх или вниз, синхронно с ней двигаются и рычаги, контролирующие высоту и угол ее наклона. При этом, энергию удара и вибрации, поглощают амортизаторы, расположенные под определенным углом.

Такое конструктивное решение помогает снегоходу сохранять устойчивость, снижает риск потери контроля на поворотах и обеспечивает более плавную езду даже по сложным рельефам.

Преимущества рычажной подвески:

  • Большой ход подвески – позволяет преодолевать более серьезные препятствия и обеспечивает высокий уровень комфорта.
  • Высокая точность управления – благодаря сложной геометрии рычагов, лыжи более точно следуют по заданной траектории.
  • Лучшая стабильность – рычажная подвеска обеспечивает большую стабильность на высоких скоростях и на неровных поверхностях.
  • Возможность настройки – многие рычажные подвески позволяют регулировать жесткость пружин и амортизаторов под конкретного водителя и условия эксплуатации.

Недостатки:

  • Более сложная конструкция – больше комплектующих, дороже ремонт.
  • Более чувствительна к внешним воздействиям – низко расположенные рычаги могут зацепиться о кустарники, пни и другие преграды, деформироваться и выходить со строя.
  • Ниже проходимость в рыхлом снегу – рычаги могут забиваться снежной массой, грести перед собой «пухляк», снижая ход.

В целом рычажная подвеска современнее, дороже и комфортнее телескопической, однако менее проходима в суровых условиях езды. Обычно такую систему ставят на туристические и спортивные модели снегоходов, где критично важна точность управления и высокий комфорт. Например на IKUDZO HUNTER.

Задняя подвеска

-6

Имеет более сложную конструкцию, отвечает за плавность хода и сцепление с поверхностью задней части снегохода. Она состоит из нескольких элементов, которые работают вместе, как единый механизм:

  • Рама – это основа, к которой крепятся все остальные компоненты подвески.
  • Рычаги – они соединяют раму с другими элементами и обеспечивают движение подвески вверх и вниз.
  • Амортизаторы – это главные составляющие, которые поглощают удары и вибрации.
  • Пружины – помогают амортизаторам справляться с нагрузкой и возвращать подвеску в исходное положение.
  • Катки или склизы – элементы, которые обеспечивают контакт гусеницы с поверхностью.

Большинство задних подвесок снегохода классифицируются именно по последнему параметру – на катковые и склизовые. Каждая система имеет свои особенности, преимущества и предназначение.

Катковая

-7

Это классический вариант подвески. Она состоит из ряда катков, которые вращаются вокруг своей оси. Каждый каток соединен с рамой рычагами и амортизаторами. Такая подвеска обеспечивает хорошее сцепление с поверхностью и плавное движение гусеницы по неровной поверхности.

Преимущества катковой подвески:

  • Надежность – простая конструкция и отсутствие сложных механизмов делают катковую подвеску очень надежной.
  • Доступность – такая подвеска дешевле в производстве, обслуживании и ремонте.
  • Универсальность – подходит для широкого спектра снегоходов, от утилитарных до спортивных.

Недостатки:

  • Хуже проходимость по глубокому снежному покрову (особенно по «пухляку»).
  • Больший вес – если сравнивать со склизовой конструкцией.
  • Меньшая точность управления, особенно на высоких скоростях.

Катковая подвеска – это простое и достаточно понятное решение с относительно невысоким ценником. Однако она обеспечивает меньшую проходимость и комфорт при езде как по мягких, так по жестких покрытиях.

Катковой подвеской оснащается, например, надежный PROMAX YAKUT.

Склизовая

-8

Более современный и технологичный вариант. Вместо катков здесь используются склизы – специальные пластины, которые скользят по снегу по типу традиционных полозьев. Такая конструкция позволяет снегоходу легче преодолевать глубокий снег и обеспечивает лучшее сцепление и управление.

Преимущества:

  • Малый вес – отсутствие большого количества катков делает склизовую подвеску более легкой.
  • Простота конструкции – меньше движущихся частей, что упрощает обслуживание.
  • Высокая точность управления – благодаря двум точкам опоры, склизовая подвеска обеспечивает более точное управление.
  • Низкое сопротивление движению – склизовая подвеска обладает меньшим сопротивлением движению, что положительно сказывается на динамике снегохода.

Недостатки:

  • Быстрый износ склизов – накладки склиз подвержены износу, особенно на абразивных поверхностях, поэтому требуют периодической замены.
  • Ограничения по нагрузке – склизовая подвеска рассчитана на меньшую нагрузку, чем катковая.

Склизы равномерно распределяют нагрузку по гусенице, что делает поездку более мягкой и комфортной на твердых поверхностях. Такая подвеска более «продвинута» с технической точки зрения, поэтому она пользуется большей популярностью как среди профессионалов, так и любителей. Как правило склизовую систему чаще ставят на туристических и спортивных снегоходах, но встретить ее можно и на «утилитарниках» – все зависит от предпочтений райдера.

P.S.Некоторые производители учитывают пожелания пользователей и выпускают полюбившийся и народный снегоход сразу с несколькими вариантами задней подвески на выбор.

К примеру, известный “хантер” имеет в названии буквенные обозначения, указывающие на тип задней подвески:

Важно отметить: амортизаторы есть в обоих типах задних подвесок. Они необходимы для того, чтобы гасить удары и вибрации, которые возникают при движении по неровной поверхности. Без амортизаторов поездка на снегоходе была бы очень жесткой и неудобной.

Какая подвеска для снегохода лучше?

-9

На рынке снегоходов встречаются разные вариации подвесок – катки с телескопами или рычагами и склизы с телескопами или рычагами. Выбор оптимальной комбинации зависит от многих факторов, включая условия эксплуатации и назначение техники, бюджет, личные предпочтения райдера и т.д.

Каждая система имеет как свои преимущества, так и недостатки.

Если вы ищете максимальный комфорт и проходимость, то рычажно-склизовая подвеска будет лучшим выбором.

Если же вам нужна более простая и надежная конструкция, то телескопически-катковая подвеска вполне подойдет.


FAQ (список часто задаваемых вопросов):

1. Можно ли самостоятельно отрегулировать подвеску снегохода?

Да, многие подвески позволяют регулировать жесткость пружин и амортизаторов. Однако для серьезных настроек рекомендуется обратиться к специалисту.

2. Как часто нужно обслуживать подвеску снегохода?

Периодичность обслуживания подвески зависит от интенсивности эксплуатации и условий езды. Рекомендуется регулярно проверять состояние амортизаторов, смазывать шарниры и заменять изношенные детали.