В конце XV в. на Западный берег Африки высадились португальские колонисты, чтобы затем увозить с него золото и рабов. Сегодня расположенная там Гана — независимое государство. Туристы появляются в нем редко. До недавнего времени на Туристере не было ни одного туристического отчета, в отличие от соседних Кот-д'Ивуара и Буркина-Фасо. Недавно этот пробел восполнен Alexander Fokichev, который посетил Гану в августе этого года. Ниже — его рассказ о насыщенном первом дне путешествия. Орфография и пунктуация автора.
Почему Гана? А дальше ещё будет Того. Потому что путешествие сгенерировал не я, а турагентство из Санкт Петербурга. Почему не я — супруга проявила характер и сказала — у меня летом в Москве хватает развлечений с цветами и огородом. Ну не буду же я разрабатывать маршрут под себя одного.
Восемь часов из Москвы и четыре с половиной часа над Африкой, под крылом Эфиопия, Южный Судан, Чад, Камерун, Нигерия, Бенин, Того и вот спускаемся через облака в столицу Ганы Аккру.
Поехали, слово погнали тут подходит мало, на улице традиционный африканский трафик с пробками, нерегулярными перестроениями, плохими дорогами и винегретом из участников движения. Мы в Аккре, столице западноафриканского государства под названием Гана, большом, пыльном, людном, в основе своей одно-, двухэтажном городе с населением в 4 млн. человек. Речь идёт об агломерации под названием Большая Аккра.
Labadi Beach Hotel расположен на океане по ощущениям при выезде из города.
Короткий передых и тронулись исследовать город.
Первая остановка совсем близко от гостиницы, ориентир — то самое высокое недостроенное здание на берегу. Мастерская по изготовлению тематических гробов. Рыбаку — гроб из рыбы, пилоту — гроб-самолёт, столяра похоронят в рубанке, банкира в пачке стодолларовых купюр, а красный перчик — селекционеру-мичуринцу?
В общем, фантазия парит над мирской суетой и воспаряет прямо на небеса!
А нам пора вернуться с небес и двигаться вперёд. Африка. В чистом виде, без прикрас. Все самое важное располагается вдоль океана. Правительственные учреждения перемешаны с трущобами — грязно, пыльно, шумно.
Следующая остановка — главная площадь Независимости страны — площадь Черной звезды. Той самой, что изображена на государственном красно-жёлто-зелёном флаге страны.
Площадь поражает размерами, трибуны на 30000 зрителей, здесь проводят главный праздник страны — день Независимости. К Югу на фоне Гвинейского залива находится Арка Независимости, она же трибуна для руководства страны, напротив памятник Неизвестному Солдату...
Но что это?
А представьте так Красную площадь заставить! На площадь нас не пустили, посмотрели со стороны, удивились и поехали дальше.
Выставка достижений декоративного искусства. То есть, искусство масс. Среди грязи в разных сараях, как и положено, с приставалами.
Ирина [участница тургруппы — прим. ред.] обратила внимание на шум поблизости — школа, заглянули. Конкурс художественной самодеятельности, команды нескольких школ.
Высокое жюри, возглавляемое королём, настоящим. Выбирают талантливых детей, вручают грамоты.
Здесь гораздо интереснее, чем разглядывать маски и картины, живая атмосфера, яркие эмоции.
Едем дальше, мимо министерства финансов, кафедрального собора, центральной почты и останавливаемся в районе старого города. Около нас, на вовсе непрямоугольной площадке пацаны гоняют мяч. Да, неприязни к нам, чужакам с другим цветом кожи, нет, наоборот — дай пять! Все вокруг хорошо говорят на английском. Около нас сразу образовался конвой сопровождающих.
Заходим на коптильню, в больших бочках коптят рыбу, куски рыбы, которые рубят тут же, прямо на земле, извлекая крупных замороженных рыбин из мешков. Вроде бы колоритно, но как-то … грязно и неуютно.
По тропинке спускаемся к заливу. Грязь вокруг зашкаливает, просто идем по притоптанному мусору и отходам! Прямо передо мной, никого не таясь, тропинку пересекла большая крыса. Среди нечистот восседает продавщица, продаёт хлеб. Представляете контраст — буханка хлеба на фоне кучи из мусора и нечистот.
Весь берег просто усеян отходами и мусором. Прямо на нём стоят большие деревянные лодки, которые здесь строят, украшают и красят.
Пытаемся пройти к воде, к океану, там хотя бы есть лодки, но нет грязи и мусора, которые наверняка осели на дне. Какой-то мужик разорался — нельзя фотать, уходите отсюда. Отошёл в сторону, сохраняю спокойствие, продолжаю снимать. За спиной истерика! Продолжаю сохранять спокойствие, отступаю. Наши, ну те, из группы сопровождения, говорят ему: — успокойся! Это свои.
Тот ни в какую, орёт на них, кажется, вот сейчас схватит за грудки. И что завёлся? Госсекреты охранял или кучу мусора?
Смотрю на побережье океана и думаю. Все помнят, что такое место встречи океана/моря и суши в Италии, Франции, Испании и ещё во многих уголках мира? Это прекрасная полоса, воспетая художниками, на которой располагаются красивые отели, замечательные города, природные и ландшафтные достопримечательности. Здесь всё наоборот. Трущобы стоят прямо на пляже, источая зловоние и загрязняя песчаные пляжи и океан.
А мы продолжаем путь. Взбираемся по узкой тропе среди отходов. Под ногами крутятся собаки, козы, кошки, дети. Мама, сидя прямо на каких-то мусорных кучах, кормит грудью ребёнка, абсолютно голый мужик моется под струёй воды и никак не смущается, что его снимают.
Женщины стирают и готовят в огромных алюминиевых тазах, выгнутых вручную.
И вот среди этого ужаса старое здание, расписанное художниками. Ничто высокое не чуждо людям, оказавшихся в этих скотских условиях.
Впечатлился! Наверное, самое сильное впечатление сегодняшнего дня. Повторюсь, люди, которые нас сопровождают, при этом не озлоблены. С удовольствием комментируют, улыбаются, показывают нам свою совсем непростую жизнь. Кто у нас там не доволен условиями жизни? Приезжайте! Посмотрите! Всё пройдёт!
Возвращаемся обратно, несколько минут, и мы приезжаем к мавзолею первого президента страны.
А что мы знаем о стране под названием Гана? Правильно — ничего! И я в том числе. Давайте вместе попробуем разобраться. Этот топоним происходит от «гана» — титула правителей империи Гана, средневекового государства в Западном Судане в VIII — XI веках н. э.
В 1482 году из экспедиции на побережье первыми высадились португальские колонисты, в составе которой был Христофор Колумб (и здесь успел отметиться!), они начали активно строить замки — логистические центры для вывоза рабов и золота. Страна тогда называлась Золотым Берегом, которую грабили одновременно Нидерланды, Швеция, Пруссия, Британия. Начиная с середины XVII века, побережье современной Ганы начинает активно колонизировать Датская Вест-Индская компания. Но британцы постепенно отжимают себе Золотой Берег и к середине XIX века становятся его полновластными владельцами.
В 1957 году ганский политик и революционный лидер Кваме Нкрума привёл Золотой Берег к независимости от Британии. Нкрума стал первым премьер-министром и президентом.
Каменный монумент, внутри могила отца нации, перед ним бассейн, в котором прячутся от жары многочисленные трубадуры.
За монументом небольшой музей с историческими фото из жизни первого президента.
Как я понял Фрэнка, в стране произошёл переворот в 1966 году, Нкрума бежал в Гвинею, там и умер в 1972 году. А вот голову у памятника противники отпилили, поэтому теперь тело отдельно, голова отдельно.
Но чисто! В отличие от ситуации за оградой мавзолея.
Пыль, пробки, разбитые куски дороги, мы упорно едем к следующей цели.
Форт Кристиансборг или крепость Осу — важная, если не главная достопримечательность города. Белокаменное строение сложной формы, состоящее из нескольких разных построек. Построен датчанами в 1661 году как здание колониальной администрации, а также как накопитель для рабов перед отправкой в Европу и Америку.
Суда с рабами, которых собирали со всей Африки, привозили под покровом ночи, сгружали на берег и загоняли сотнями в тесные каменные помещения форта, где они содержались в нечеловеческих условиях до отправки за океан.
Показали нам окно в помещении для рабов, свет в него не попадал, но оно использовалось для измерения роста рабов, чем выше, тем дороже продавался. Это было на нижнем уровне форта, а сверху располагались административные помещения, где находилось правительство.
Домой, в отель, есть и спать. Сегодня ещё ничего не ел.
Но не тут-то было. Короткая дистанция и жёсткая пробка. И те самые трущобы на воде, которые мы обозревали от замка. И опять множество домишек вдоль дороги, украшенных вполне неплохой живописью. Постараемся завтра вернуться сюда, выйти и прогуляться.
В отеле на ужин Seafood Buffet, так это здесь называется. 560 седи, 38 долларов. Но выбор огромный. Множество салатов: овощные, нисуаз, креветки с авокадо (хороший), форель горячего копчения, салат из морепродуктов. На горячее огромный запеченный снэппер, кальмары, тайское сливочное рыбное блюдо. Отдельно есть разное мясо, рыбный суп, бульон которого сильно напоминает буйабес, стол с десертами. Переел, если честно, от жадности.
А теперь спать. Только сразу не получится. Стою в ванной, стук в дверь. Кричу — я в ванной. Через некоторое время опять стук в дверь. Послал. На время затихло. Вышел, вытерся, оделся, высунул нос за дверь. Стоит официант. Извините, у вас на номер не открыт кредит, оплатите, пожалуйста, ужин. Так ваш коллега сказал — можно! Ну, у нас там какая та машинка сломалась, не пропускает возможность платежа на номер, а чек надо закрыть сегодня. Главное, никогда не забывать, что мы в Африке!
Но это — лишь первые впечатления Александра. О следующих днях путешествия, более красочных и не таких пугающих, можно узнать в других рассказах на странице автора.
Полезные ссылки
Текст и фото: Туристер.Ру