Как отметил глава государства, в настоящий момент Россия остается лидером по запасам целого ряда стратегических видов сырья. Так, например, по газу на долю нашей страны приходится примерно 22 % от общего объема глобальных резервов, по золоту — около 23 %, а по алмазам — порядка 55 %. При этом в условиях нарастающего санкционного давления Москва могла бы сократить продажи такой продукции на внешние рынки в качестве ответной меры.
«К нам ограничивают поставки ряда товаров — может быть, нам тоже подумать об определенных ограничениях? Уран, титан, никель… Если это нам вредить не будет, то можно было бы подумать… Я сейчас не буду говорить о причинах, я думаю, что коллеги в правительстве все прекрасно понимают, каково значение российского сырья по этим позициям», — сказал президент. Как подчеркнул российский лидер, речь не идет о том, чтобы принимать соответствующие решения уже «завтра». Вместе с тем глава государства призвал кабинет министров обсудить такую возможность и позже доложить ему.
По информации аналитических центров, всего на данный момент в отношении России уже действует свыше 22,2 тыс. различных санкций Запада. Причем около 19,5 тыс. из них было введено с февраля 2022‑го, после начала специальной военной операции на Украине. Рестрикции, в частности, затронули финансовый сектор, банковскую отрасль, золотовалютные резервы Центробанка, авиацию и торговлю. Так, в рамках ограничений США вместе с Европой, Австралией и государствами G7 запретили поставлять РФ различное оборудование, программное обеспечение, технологии, электронные компоненты и другую продукцию. Одновременно Запад отказался покупать у Москвы энергоресурсы, металлы, древесину, сельхозпродукцию и еще многие товары.
В ответ на эти ограничения Россия ввела ряд зеркальных мер и стала перенаправлять торговые потоки на Восток. Вместе с тем, несмотря на собственные санкции, западные страны по‑прежнему продолжают закупать у РФ некоторые виды стратегического сырья. Например, по данным газеты The Washington Post, в 2022 и 2023 годах государства Запада приобрели у Москвы титана на $ 715 млн. Причем основными покупателями были США, Германия, Франция и Великобритания. Более того, с 12 августа в Соединенных Штатах начал действовать официальный запрет на импорт российского урана. Ограничение рассчитано до конца 2040 года, но предусматривает некоторые исключения. Так, до 2028‑го Вашингтон сможет продолжать закупки этого энергосырья у РФ в случае отсутствия других источников поставок.
Отметим, что на сегодняшний день Россия входит в тройку крупнейших производителей титана в мире и уступает только Китаю и Японии, говорится в исследовании геологической службы США. При этом по добыче урана РФ занимает шестое место после Казахстана, Канады, Намибии, Австралии и Узбекистана, свидетельствуют материалы Всемирной ядерной ассоциации.
По мнению экспертов, в теории Россия может увеличить отгрузки своих ресурсов странам БРИКС вместо США и Европы, а Западу в этом случае придется искать альтернативных поставщиков и закупать сырье по более высоким ценам. «Думаю, было бы весьма красивым жестом остановить экспорт урана в США и перенаправить эти поставки в Иран или Северную Корею… Если же ограничить еще и продажу титана, это станет для Штатов дополнительной головной болью и во внешней политике. Ведь все стратегически важные для аэрокосмической отрасли металлы можно вместо Запада отгружать в Индию или Китай, которые сейчас активно развивают свои космические программы и собственное авиастроение», — считает экономист Андрей Лобода. В целом, как полагает эксперт, у России есть возможность прекратить поставки Западу стратегически важных ресурсов без ущерба для себя, поскольку экспорт этой продукции можно переориентировать на государства БРИКС или другие дружественные страны.
Вместе с тем перед принятием подобных мер «необходимо детально просчитать последствия», отмечает заведующий лабораторией анализа институтов и финансовых рынков Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Александр Абрамов. «Стоит учитывать, что, например, для урана сегодня достаточно трудно найти большое количество покупателей. Этот рынок довольно узкий. Впрочем, Россия продвигает сейчас в дружественных странах свои проекты по атомным электростанциям, для которых нужно топливо из урановой руды. Если говорить о титане и никеле, то здесь рынок шире, поэтому нам будет легче найти другие рынки сбыта», — полагает эксперт. По его мнению, в качестве дополнительного ответа на санкции Россия могла бы ввести ряд ограничений и в сфере логистики, например, в части прохода по Северному морскому пути. Рестрикции со стороны Москвы «не вызовут катастрофу на глобальном рынке», но приведут к определенным неудобствам на Западе, уверен экономист. «В этом случае у западных стран начнут возникать некоторые сложности при закупках. Конечно, они могут начать импортировать ресурсы у других поставщиков, но уже с наценкой, что будет обходиться дороже», — заключает эксперт.
По мнению экономического аналитика Максима Худалова, вероятность того, что мы перестанем продавать совсем, низкая, но здесь действие, похоже, будет аналогично введенному решению о продаже газа за рубли. «Смысл в том, чтобы усложнить для западных стран доступ к ключевому сырью, что бы там ни говорили, и по никелю, и по титану, тем более по урану все‑таки зависимость от российских производителей на Западе сохраняется. Да, есть замена, но эта замена будет дорогостоящая, и здесь, скорее всего, данный шаг направлен на то, чтобы просто показать странам Запада: игра в санкции может быть двусторонняя. Если в прямой запрет продаж на Запад стратегических металлов верится с трудом, то вероятность введения специального лицензирования для поставок на Запад — такая возможность может существовать. И здесь тогда получается довольно любопытный феномен: те же самые азиатские потребители, прежде всего китайские, станут получать все эти материалы без каких‑либо сложностей и трудностей и будут иметь более низкий уровень себестоимости относительно своих конкурентов в Западном полушарии. И это дает производителям из КНР определенные преимущества перед западными конкурентами. Но одновременно повышает и значимость отношений с Россией для Запада, который не захочет, чтобы его высокотехнологичная промышленность проигрывала конкурентную гонку тем же китайским производителям», — полагает аналитик.
Читайте также:
Против течения: наперекор внешним вызовам нефтяная отрасль находится в устойчивом равновесии
Действия Запада в отношении доходов от замороженных российских активов не останутся без внимания