Дети с РАС нуждаются в постоянной помощи. А что насчёт их братьев и сестёр? Каково здоровым деткам, растущим в одной семье с малышом-аутистом? О чём стоит задуматься родителям.
,0Семьи с детками-аутистами, безусловно, имеют свои особенности. Появление аутичного ребёнка требует от родителей бОльшей ответственности, стрессоустойчивости, больше сил на уход и реабилитацию. Быть родителем особенного ребёнка – непростая задача.
Волею судьбы нормотипичные дети из семьи с ребенком-аутистом вынуждены взять на себя часть родительской нагрузки. Братья и сёстры аутистов оказывают им колоссальную поддержку и способствуют лучшей социализации.
Но они не понимают, что происходит с их близким человеком и почему он отличается от обычных детей. В силу возраста дети оказываются не готовы к трудностям в повседневной жизни.
Чтобы сохранить гармонию в семье с особенными детками, необходимо знать, с какими проблемами часто сталкиваются их родители, братья и сёстры, и какие способы помогут наладить взаимопонимание между всеми членами семьи.
Как только родители узнают о диагнозе аутизм, все силы и внимание переключаются на особенного ребёнка. Взрослые часто упускают факт, что братья или сёстры не знают, что это за странная болезнь. Некоторые даже бояться своего «необычного» родственника, думают, что аутизм – это что-то вроде простуды и им можно заразиться.
Из-за недостатка информации дети могут сторониться сестру или брата-аутиста. Прежде всего, пугает необычная реакция на прикосновения или приглашение поиграть, которая может доходить до агрессии по отношению к себе и окружающим.
Если дети ходят в школу или садик, они прекрасно замечают, что поведение их близкого отличается от поведения одноклассников. Всё это приводит в замешательство, поэтому, не видя другого выхода, дети избегают общения с ребёнком-аутистом и стесняются его.
Обязательно выделите время и проведите с детьми основательный разговор на тему аутизма. Сначала выясните, что малыши знают об этой болезни и позвольте им задать все волнующие вопросы. С помощью простых терминов как можно понятнее объясните детям, что такое аутизм и почему он возникает.
Непременно скажите, что особенный малыш проявляет агрессию или плачет не из-за того, что он не любит брата или сестру – он просто не понимает, чего от него хотят и неосознанно включает механизмы защиты.
Можете показать малышу видео и фильмы об аутизме, познакомить с автобиографиями известных людей, добившимися успеха, несмотря на диагноз РАС.
В конце беседы уточните, появились ли другие вопросы и всё ли было понятно. Будьте готовы, что по мере взросления дети будут задавать новые, уже более серьёзные вопросы об аутизме. Конечно, такую беседу можно провести в присутствии профессионального психолога.
Очевидно, что ребёнок с аутизмом требует гораздо больше времени и внимания, чем его нормотипичные брат или сестра. Иногда родители с головой уходят в лечение и бесконечные курсы реабилитации, уделяя недостаточно времени здоровым детям.
Они чувствуют, будто весь мир вертится вокруг особенного ребёнка, а их проблемы уходят на второй план: не с кем поделиться переживаниями и впечатлениями. Просыпается сильное чувство ревности и несправедливости.
Одновременно с этим, дети злятся, когда их брату или сестре разрешают не выполнять домашние обязанности, например, не заправлять кровать или не убираться в квартире. У родителей появляется «соблазн» положиться на нормотипичных детей, наделить их дополнительными обязанностями по дому или уходу за ребёнком-аутистом.
Не забывайте, что все дети нуждаются в заботе и внимании родителей. Постарайтесь ежедневно уделять время здоровым деткам: выслушайте их, разделите вместе с ними полученные впечатления о прошедшем дне, предложите прочитать сказку или побеседовать перед сном. Запланируйте совместные прогулки на свежем воздухе, поход в кино или парк.
Если особенный ребёнок может выполнять даже маленькую работу по дому (расставить игрушки, накрыть на стол), старайтесь привлекать его к делам вместе с остальными детьми, чтобы никто не чувствовал себя обделённым.
Прекрасно, если есть возможность оставить ребёнка-аутиста с няней или понимающим близким человеком. Таким образом никто из детей не останется без внимания.
В силу возраста многие дети не могут самостоятельно справиться с противоречивыми чувствами по отношению к брату или сестре-аутисту. Особенно печально, если детки скрывают свои переживания, чтобы не расстраивать родителей и не усложнять и без того непростую обстановку.
Дети могут испытывать вину за свои мысли и эмоции по отношению к особенному ребёнку. Они стыдятся его неожиданных приступов злости или истерики. Масла в огонь подливают и осуждающие взгляды посторонних людей: как взрослых, так и ровесников. Взрослые пристально смотрят и сочувственно качают головами, а сверстники показывают пальцем и насмехаются над аутистом. В братьях и сёстрах просыпается желание защитить близкого человека или, наоборот, смятение из-за такого непрошенного внимания.
Всё это расшатывает эмоциональное равновесие детей, нарушая гармоничное развитие психики.
Помогите ребёнку описать все ощущения, которые он испытывает. Позвольте ему выговориться без последствий или стыда – каждый ребёнок нуждается в безопасном пространстве, чтобы избавиться от негативных мыслей.
Важно объяснить, что нормотипичный малыш не виноват в том, что произошло с братом или сестрой, и в переживаниях родителей.
Отлично помогают занятия с детским психологом и общение с другими детьми, в семьях которых растут малыши-аутисты. Дети находят общие темы для разговора, обмениваются впечатлениями и опытом, находят понимание со стороны сверстников.
Сёстры и братья – это те, кто дольше всех будет рядом с особенным ребёнком, будут сопровождать и помогать ему в будущем. Поэтому многие родители с ранних лет начинают навязывать нормотипичным детям уход за малышом-аутистом: оставляют его в сиделках, пока сами заняты по работе, не разрешают гулять с друзьями и лишают возможности ходить на кружки и секции, с детства готовят его к роли опекуна.
Иными словами, не учитывают интересы и желания здорового ребёнка. Нормотипичные дети пропускают важные моменты собственной жизни и рано взрослеют. Иногда такая порочная практика среди родителей заставляет ребёнка испытывать неприязнь и злость по отношению к аутисту, наоборот, приводя к дальнейшему отчуждению здоровых детей от особенных братьев и сестёр.
Помните, что ребёнок-аутист в семье – не единственный, кому нужна поддержка. Постарайтесь сплотить детей, не принуждая, а находя общие точки соприкосновения между ними. Например, через игру или совместные интересы. Детки с аутизмом часто любят играть с машинками или поездами, надувать мыльные пузыри – такое точно понравится и их братьям или сёстрам.
Сплочение через игру очень важно, особенно в раннем возрасте. Взрослея, нормотипичные дети сами начнут проявлять внимание и заботу по отношению к особенному ребёнку, станут более ответственными и сознательными.
Доказано, что наличие у одного из родителей или первенца диагноза РАС в 2,5 раза повышает риск аутизма у последующих детей. У сестёр и братьев малышей с аутизмом зачастую развиваются отдельные аутичные черты. Однако они либо не сильно заметны, либо не «дотягивают» до полноценного диагноза РАС.
Эти особенности мешают детям общаться со сверстниками и затрудняют обучение. Часто братья и сёстры страдают повышенной тревожностью, синдромом гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ), с трудом осваивают навыки чтения и письма. А родители, занятые с ребёнком-аутистом, не уделяют должного внимания и не помогают малышу преодолеть трудности на раннем этапе. Поэтому полноценное обучение и приобретение профессии даже для обычных детей ставится под угрозу.
Не игнорируйте любые жалобы ребёнка, даже если они кажутся незначительными. Если малыш жалуется, что быстро устаёт, плохо спит и не может сконцентрироваться на занятиях – покажите его специалисту. Уделяйте внимание здоровью всех детей, показывайте, что родительская любовь и забота одинаковы для каждого.
Братьям и сёстрам детей-аутистов помогают родители. А кто же поможет самими взрослым? Им необходимы колоссальные запасы сил: как физических, так и душевных. Они несут тройную ответственность: за себя, за здоровых детей и за особенного ребёнка.
Ведь детки всё понимают, чувствуют напряжённую обстановку в семье, видят волнения взрослых. Эти ощущения передаются обычным деткам, они могут винить себя в переживаниях родителей, отдаляясь от близких.
Поэтому помощь родителям детей-аутистов должны оказывать профессиональные психологи. Поймите, что обратиться за поддержкой – это не признак слабости или жалости к себе. Иногда справиться с напряжением и стрессом в одиночку не получается, и это абсолютно нормально. Наоборот, заботясь о своём здоровье, родители запасаются силами и могут подарить заботу каждому из детей.
Психологическая помощь родителям детей-аутистов включает очень важные аспекты:
· поддержка в принятии и осознании диагноза РАС;
· подробное объяснение всех особенностей психики малышей с аутизмом;
· предоставление информации о том, как помочь ребёнку дома. обучение специальным приёмам и методам взаимодействия с особенным ребёнком, его братьями и сёстрами (совместные игры и хобби, домашние дела, прогулки).
Замечательно, если психолог будет заниматься и с детьми, и с их родителями. Специалист изучит особенности характера детей и обстановку в семье. Тогда психолог сможет отследить малейшие изменения в поведении ребёнка и его близких.
Прямо сейчас выберите лучшего психолога НИИ Дети Индиго и запишитесь на прием здесь.
Что полезного для душевного комфорта детей и взрослых может предложить НИИ Дети Индиго?
Приходите на прием в НИИ "Дети Индиго" в ближайшем к вам городе, мы находимся:
- Челябинск, Университетская набережная, 34
- Краснодар, ул. Ставропольская 207/1
- Алматы ул. Макатаева 131
Для иногородних пациентов есть онлайн-консультация, подробнее здесь.
Горячая линия:
- Челябинск (351)734-55-63
- Краснодар (861)2011-800
- Алматы (800)600-20-41
Полезные ссылки:
Имеются противопоказания. Необходима консультация врача.
#детииндиго #РАС #аутизм #детскийневролог